Этой теме Андреев уделяет довольно много внимания. Но мне его построения в данном случае кажутся оторванными от его собственного визионерского мифа.
1) Основателями затомисов христианских метакультур (по крайней мере, четырех из пяти) стали человекодухи, близкие к Иисусу в его земной жизни. Иоанн Креститель, апостолы Пётр и Андрей, Титурэль. То есть основателями затомисов христианских метакультур были не “язычники”, а иудеи. И даже русское название “Китеж” напоминает еврейское “Кадош”.
2) Андреев пишет о прароссианстве как дохристианской культурной универсалии метакультуры. Но славяне-язычники жили не только на той территории, где впоследствии сформировались княжества Руси. Перун, Велес, Лада были богами не только восточных славян, но и западных и южных. Причем еще до того, как начала формироваться “Российская” метакультура. Как раз появление этой метакультуры (и христианства как её идентификатора) и парализовало на этой территории возможность развития дохристианских религиозных моделей. У западных (поморских/полабских) славян языческий элемент был не только более развитым, но и продержался в местной элитарной культуре до середины XII века. В контексте андреевского мифа интересно отметить, что у западных славян был бог с именем Свентовит. И на территории современной земли ФРГ Шлёзвиг-Гольштейн имеется река, которую славяне именовали Свентана. При этом западных славян-язычников к “Российской” метакультуре Андреев не относит.
3) Неясность культурных форм, в которых “прароссианство” выражалось в древности. У нас нет никаких примеров “высокой” дохристианской культуры восточных славян. Ни изобразительного искусства, ни архитектуры, ни литературных памятников - ничего. В этих условиях можно, конечно, фантазировать о некой чудесной культуре, погубленной христианами, но подкрепить эти фантазии хоть какими-то артефактами, пусть даже и скудными, невозможно. Нет ни одного имени, ни одного произведения, которое можно было бы связать с “прароссианством”. “Слово о полку Игореве” не может определяться как языческое произведение - создавал его грамотный образованный христианин. Наличие в этом памятнике языческих элементов и образов не делает его “прароссианским” - точно также, как присвоение Екатерине II характеристик Фелицы или Минервы не превращает русскую культуру конца XVIII века в феномен древне-римской культуры.
4) Почему прароссианство определяется как явление метакультурное, а, например, прафинство или прабалтство в метакультурном мифе Андреева оказываются вне метакультур? Насколько вообще уместно говорить об этом таинственном “прароссианстве” как метакультурном явлении?
В связи с этой я бы выделил три вида цивилизационной ретроспекции.
Первый вид - освоение пластов древней (уже исчезнувшей) метакультуры, имевшей ту же лингвистическую основу. Примеры: эллинское наследие для византийцев; Ренессанс в романских христианских (и из них - в остальных) культурных сообществах (далее - к. с.), интерес с древне-германскому наследию в германо-христианских к. с. и т.д.
Второй вид: интерес к иноязыковому метакультурному наследию на той же территории. Пример: испаноязычная Мексика и ее доколумбовые культуры.
Третий вид: интерес к дометакультурным пластам с той же лингвистической основой (условное “прароссианство”).
4) Андреев одновременно делает два противоположных (на мой взгляд) заявления:
“В те времена состояние Навны знаменовалось единством первоначальной гармонии, непосредственной радостью впервые вкушаемого воплощения. Женственно-вещее предощущение гроз будущего смягчалось воспоминанием о наднебесной родине, Рангарайдре, и ожиданием оттуда брата – друга – жениха. И в России Небесной, и в России земной на всем ощущался его отдалённый, но неотступно прикованный взор. И если сама Навна едва начинала уяснять народному сознанию детски смутные отражения окружающих стихиалей, то разум демиурга эти образы прояснял, очерчивал, определял, кристаллизируя их в именах славянских божеств: Перуна, Ярилы, Стрибога, Лады. На языке историков это перекрёстное влияние демиурга и Идеальной Соборной Души называется мифологией, религией, искусством и бытом древних славян – всем тем, что теперь обнимается понятиями духовной и материальной культуры”.
Странно, что “разум демиурга” осуществлял это воздействие еще до того, как он появился в затомисе (отдельно можно заметить, что первое упоминание о Яриле относится только к XVIII веку, причем до сих пор историки на своем языке ведут дискуссию, что тогда понималось под термином “ярила”). А вот после первого же появления Демиурга в затомисе сразу происходит его приобщение вместе с Соборной душой к христианскому трансмифу.
Резюме. Религиозной осью “северо-восточной” метакультуры было восточное христианство.