В жизни как индивидуумов, так и целых народов, огромное значение имеют моменты этического выбора, когда, зачастую совершенно неожиданно, на ровном месте, возникает развилка — то ли коня потерять, то ли буйну головушку сложить. В этот момент большинство вещей оказываются бесполезны — опыт, молодость, таблица умножения, депутатский значок... есть только ты, твоя совесть и открытые глаза. 15 декабря 2008 года несколько сотен представителей турецкой интеллигенции — учёные, журналисты, литераторы — подписали открытую петицию, попросив прощения за резню армян в 1915 году: «...Моя совесть не может примириться с тем, что Великая катастрофа, которой подверглись армяне Османской империи в 1915 году, сталкивается с безразличием и отрицанием. Я не могу смириться с такой несправедливостью. Я сочувствую переживаниям и горю своих армянских братьев и сестёр, и прошу и у них прощения».

Первым «безусловным рефлексом» чиновничества было возбуждение уголовного дела против подписавшихся по статье за «оскорбление турецкой нации», а предводитель чиновничества господин Р.Т.Эрдоган сказал, что «не приемлет подобные инициативы» и что «мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой Республики, у турецкой нации таких проблем нет... Эти кампании неправильны. Подходить к решению вопросов с благими намерениями — это одно, а извиняться — совсем другое. Это нелогично». Действительно, просить прощения у незнакомых людей за то, чего не делал ни ты сам, ни, возможно, даже твои непосредственные предки только потому, что «совесть не может примириться» — это где-то вне логики. Господин Эрдоган прав. А мне тогда хорошо запомнилась новость об этой акции-петиции, одной строкой промелькнувшая на горизонте российских новостей. Я подумал, что нация в лице своей духовной и культурной элиты сделала свой выбор. И государство сделало — свой. И с этого времени, с 15 декабря 2008 года, подумалось мне, каждый пойдёт своей дорогой: турецкая нация и культура — в одну сторону, а турецкая чиновничья машина со своими тяжкими историческими веригами и кандалами — в другую.

Тогда на малочисленность подписавших обращение (на сегодняшний день их 32454 человека) кивали как с турецкой, так и с армянской стороны. Дескать, не показатель, мало ли что там кучка граждан затеет, это не то что не весь народ, но даже не вся интеллигенция! И сегодня в официозных СМИ, что у нас, что у турок, подаётся одна и та же мысль: дескать, протестующие на площадях — меньшинство, которое пытается навязать свою волю большинству. Сознание, привыкшее опираться на силу, способна впечатлить только крупная цифра: чья стая многочисленнее, тот и прав. Но позвольте! Где и когда обновлённое состояние умов было изначально достоянием большинства?! Скорее наблюдается обратное: чем острее прорыв в новое интеллектуальное и духовное состояние, тем меньше у него носителей. Реалии нашей жизни таковы, что процентное соотношение земли и соли всегда оказывается не в пользу последней. Даже если бы на Таксим «за нашу и вашу свободу» вышли семеро человек, это был бы важный знак. Но то, что произошло на Таксиме, само проявление духа – НАД политической борьбой, НАД пристрастиями, НАД мучительными поисками «лидера оппозиции» – это явление другого порядка.

Эта история только-только начинается, но ключевое событие уже состоялось. Выводя за скобки страдания людей, уже не принципиально, будут ли дальше лететь камни и литься вода с перцем, будут ли новые аресты, сдержат ли обещание при «необходимости» подавлять протесты жандармерией и армией и как долго просидит Эрдоган на своём посту. Растерянность Эрдогана (плохо прикрытую молодцеватой риторикой) даже можно понять. Ведь турецкое государство не стоит на месте, эволюционирует, и нынешний премьер не похож на султанов, ради сохранения власти топивших в Босфоре своих родных братьев, да и при подавлении «бунта» никого не посадили на кол, ни с кого не сняли живьём кожу. Прогресс!

А людям всё мало. Что поделать, если корпорация чиновничества эволюционирует на порядок медленнее, чем «соль» земли турецкой? Обидно. Чтобы осознать, что ты расположен одновременно и во главе правительства, и в хвосте социальной эволюции своей собственной страны, нужно быть, пожалуй, или героем, или мудрецом. Простой «политической харизмы» тут оказывается явно недостаточно. Пока «локомотив» турецкого поезда уверенно въехал в XXI век с его динамическими сетевыми структурами, стремлением к ненасилию и свободе от накопленных национальных, гендерных, идеологических и прочих стереотипов... значительная часть «вагонов» продолжает катиться по полям XIX-XX веков с их вождями, партиями, «волей большинства» и мечтами о несокрушимой империи. Развилка этического выбора, как оказалась, пройдена стремительно, и отставание чиновнической корпорации (не на уровне отдельных людей, а в целом) резко усилилось. Если не случится сирийского сценария и людей не затянет в воронки всеобщей ненависти и насилия, за будущее турецкого народа едва ли нужно беспокоиться. Процесс перехода на новую ступень стал, кажется, необратимым. А вот за «аппарат насилия» приходится беспокоиться. Слишком велика его мощь и инерция.