выход

форум проекта выход

  • You are not logged in.
  • Root
  • » Резюме глав
  • » (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода [RSS Feed]

#1 March 7, 2022 20:06:02

Артём Айрапетов
From: Москва
Registered: 2013-11-30
Posts: 221
Profile   Send e-mail  

(РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода

ОГЛАВЛЕНИЕ

(РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода

Первая часть главы. Многообразие религиозного опыта (Общеизвестно выражение: «религиозное чувство». Это выражение неправильное…)

• Религиозное чувство и религиозные чувства. Многообразие религиозного опыта и способов религиозного познания
• Образ “потока откровения”, в котором одновременно с Андреевым стоит множество других людей. Указание на Индию и США
• Три вида религиозного познания, о которых пойдёт речь: метаисторический, трансфизический и вселенский

Вторая часть главы. Метаисторический метод познания (Прежде всего: что, собственно, разумеется здесь под метаисторией?)

• Метаистория как объект познания и метаистория как результат познания, как учение или совокупность учений
• Три стадии процесса метаисторического познания:
1) Метаисторическое озарение
2) Метаисторическое созерцание
3) Метаисторическое осмысление
• Инфрафизический прорыв психики (частный случай метаисторического озарения)

Третья часть главы. Хронология метаисторических озарений Андреева (Мои книги, написанные или пишущиеся в чисто поэтическом плане…)

• 1921 г. «Мир, охватывавший историческую действительность России в странном единстве с чем-то неизмеримо большим над ней»
• 1928 г. «Панорама всего человечества» и «переживание Всемирной истории как единого мистического потока»
• 1932 г. Третий Жругр
• 1933 г. «Подъём в Небесную Россию, переживание Синклита её просветлённых, нездешняя теплота духовных потоков, льющихся из того средоточия, которое справедливо и точно именовать Небесным Кремлём». Присутствие Серафима Саровского
• 1943 г. Борьба российского и немецкого уицраоров (насколько я понял), приближение демиурга Северо-Восточной метакультуры
• 1949 г. «Нечто схожее, но уже полностью свободное от метафизического ужаса»
• 1950 - 1953 гг. См. предыдущий пункт

Четвёртая часть главы. Трансфизический метод познания (на самом деле два разных метода) (Сравнительно часто и многими изведан выход эфирного тела из физического вместилища…)

• Глубинная и дневная память. Устойчивый доступ к глубинной памяти к 1953 году (на 47 году жизни)
• Трансфизические странствия. Разница между странствиями с проводником и без него
• Встречи и беседы с четырьмя братьями синклита России, друзьями сердца

Пятая часть главы. Место метаисторического опыта в культуре, светской и религиозной (Дух нашего века не замедлит с вопросом…)

• Гносеологическая проблематика
• Метаистория и наука
• Метаистория и религия. Откровение и апокалипсис
• Элементы метаисторического опыта у людей, не причастных непосредственно метаисторическому познанию
• Различение трансфизического и духовного
• Различение метаистории и метаэволюции. Познание метаэволюции Андреев называет “вселенским”

Edited artyom_ayrapetoff (May 3, 2022 06:41:06)

Offline

#2 March 18, 2022 14:43:27

Артём Айрапетов
From: Москва
Registered: 2013-11-30
Posts: 221
Profile   Send e-mail  

(РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода

Замечания

1. В начале главы постоянно вспоминаешь книгу Джеймса “Многообразие религиозного опыта” (1902). (Андреев затем упоминает этого автора в РМ II 2)

2. Невозможно полностью полагаться на сведения, сообщаемые братьями синклита. Даже они могут ошибаться. Даже их осведомлённость ограничена.

Edited artyom_ayrapetoff (May 3, 2022 14:41:23)

Offline

#3 March 18, 2022 14:49:02

Артём Айрапетов
From: Москва
Registered: 2013-11-30
Posts: 221
Profile   Send e-mail  

(РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода

Что не нравится

1

Произошла бы самая печальная ошибка, если бы кто-нибудь заподозрил автора этой книги в претензиях на роль одного из основоположников великого дела — исторического, культурного и общественного — созидания того, что обозначается здесь словами «Роза Мира». Всё обстоит совсем иначе. Роза Мира может явиться и появится только в результате совместного труда огромного числа людей. Я убеждён, что не только в России, но и во многих других краях Земли — в первую очередь, кажется, в Индии и Америке, происходит тот же процесс: та же грандиозная потусторонняя реальность вторгается в человеческое сознание, сначала — сознание единиц, потом сотен, чтобы позднее стать достоянием миллионов.

(РМ II 1)

Здесь скромность приобретает такие масштабы, что приводит к искажению смысла. По-моему, в первом предложении имеется в виду как раз то, что Андреев является только одним из основоположников.

2

Метаистория есть, говорит Сергей Булгаков, едва ли не единственный русский мыслитель, поставивший эту проблему ребром, — метаистория есть «ноуменальная сторона того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история»3. Мне думается, однако, что применение кантовской терминологии к проблемам этого порядка вряд ли поможет уяснению существа дела. Понятия ноуменального и феноменального были выработаны иным ходом мысли, вызваны иными философскими потребностями. Объекты метаисторического опыта могут быть втиснуты в систему этой терминологии лишь по способу Прокруста.

(РМ II 1)

Здесь нужно было просто сказать “Я употребляю слово ”метаистория“ в ином значении, нежели Сергей Булгаков”. Андреев же представляет дело так, как будто Булгаков пытается дать определение тому, о чём будет писать он, и делает это неудачно.

Edited artyom_ayrapetoff (March 18, 2022 14:59:58)

Offline

#4 March 18, 2022 16:46:49

Артём Айрапетов
From: Москва
Registered: 2013-11-30
Posts: 221
Profile   Send e-mail  

(РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода

Вопросы

1. Какова природа метаисторического озарения? Что является его источником? Откуда приходит информация, которую таким образом вопринимает человек? Она находится где-то в самом мироздании, или транслируется в сознание воспринимающего каким-то субъектом? Метаисторические события “отпечатываются” в каком-то пространстве и считываются оттуда? Или метаисторическое озарение подобно просмотру кем-то рукотворно созданного “фильма”?

Offline

#5 March 18, 2022 16:50:59

Артём Айрапетов
From: Москва
Registered: 2013-11-30
Posts: 221
Profile   Send e-mail  

(РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода

Что нравится

Содержанием этого акта является молниеносное, но охватывающее огромные полосы исторического времени переживание нерасчленимой ни на какие понятия и невыразимой ни в каких словах сути больших исторических феноменов. Формой же такого акта оказывается сверх меры насыщенная динамически кипящими образами минута или час, когда личность ощущает себя как тот, кто после долгого пребывания в тихой и тёмной комнате был бы вдруг поставлен под открытое небо в разгар бури — вызывающей ужас своей грандиозностью и мощью, почти ослепляющей и в то же время переполняющей чувством захватывающего блаженства. О такой полноте жизни, о самой возможности такой полноты, личность раньше не имела никакого представления. Синтетически охватываются единовременно целые эпохи, целый — если можно так выразиться — метаисторический космос этих эпох с великими, борющимися в нём началами.

(РМ II 1)

Одно из самых прекрасных мест в книге.

Offline

  • Root
  • » Резюме глав
  • » (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода[RSS Feed]

Board footer

Moderator control

Powered by DjangoBB

Lo-Fi Version