Latest posts on (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода topichttps://exitum.org/forum/topic/35534/2022-03-18T13:50:59+00:00Исследования творчества Даниила Андреева :: Резюме глав :: (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода
2022-03-18T13:50:59+00:00artyom_ayrapetoff70400<strong>Что нравится</strong><br/><br/><blockquote>Содержанием этого акта является молниеносное, но охватывающее огромные полосы исторического времени переживание нерасчленимой ни на какие понятия и невыразимой ни в каких словах сути больших исторических феноменов. Формой же такого акта оказывается сверх меры насыщенная динамически кипящими образами минута или час, когда личность ощущает себя как тот, кто после долгого пребывания в тихой и тёмной комнате был бы вдруг поставлен под открытое небо в разгар бури — вызывающей ужас своей грандиозностью и мощью, почти ослепляющей и в то же время переполняющей чувством захватывающего блаженства. О такой полноте жизни, о самой возможности такой полноты, личность раньше не имела никакого представления. Синтетически охватываются единовременно целые эпохи, целый — если можно так выразиться — метаисторический космос этих эпох с великими, борющимися в нём началами.<br/><br/>(<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.16" rel="nofollow">РМ II 1</a></u>)</blockquote><br/>Одно из самых прекрасных мест в книге.
Исследования творчества Даниила Андреева :: Резюме глав :: (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода
2022-03-18T13:46:49+00:00artyom_ayrapetoff70399<strong>Вопросы</strong><br/><br/>1. Какова природа метаисторического озарения? Что является его источником? Откуда приходит информация, которую таким образом вопринимает человек? Она находится где-то в самом мироздании, или транслируется в сознание воспринимающего каким-то субъектом? Метаисторические события “отпечатываются” в каком-то пространстве и считываются оттуда? Или метаисторическое озарение подобно просмотру кем-то рукотворно созданного “фильма”?
Исследования творчества Даниила Андреева :: Резюме глав :: (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода
2022-03-18T11:49:02+00:00artyom_ayrapetoff70395<strong>Что не нравится</strong><br/><br/>1<br/><br/><blockquote>Произошла бы самая печальная ошибка, если бы кто-нибудь заподозрил автора этой книги в претензиях на роль одного из основоположников великого дела — исторического, культурного и общественного — созидания того, что обозначается здесь словами «Роза Мира». Всё обстоит совсем иначе. Роза Мира может явиться и появится только в результате совместного труда огромного числа людей. Я убеждён, что не только в России, но и во многих других краях Земли — в первую очередь, кажется, в Индии и Америке, происходит тот же процесс: та же грандиозная потусторонняя реальность вторгается в человеческое сознание, сначала — сознание единиц, потом сотен, чтобы позднее стать достоянием миллионов.<br/><br/>(<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.3" rel="nofollow">РМ II 1</a></u>)</blockquote><br/>Здесь скромность приобретает такие масштабы, что приводит к искажению смысла. По-моему, в первом предложении имеется в виду как раз то, что Андреев является только <em>одним из</em> основоположников.<br/><br/>2<br/><br/><blockquote>Метаистория есть, говорит Сергей Булгаков, едва ли не единственный русский мыслитель, поставивший эту проблему ребром, — метаистория есть «ноуменальная сторона того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история»3. Мне думается, однако, что применение кантовской терминологии к проблемам этого порядка вряд ли поможет уяснению существа дела. Понятия ноуменального и феноменального были выработаны иным ходом мысли, вызваны иными философскими потребностями. Объекты метаисторического опыта могут быть втиснуты в систему этой терминологии лишь по способу Прокруста.<br/><br/>(<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.8" rel="nofollow">РМ II 1</a></u>)</blockquote><br/>Здесь нужно было просто сказать “Я употребляю слово ”метаистория“ в ином значении, нежели Сергей Булгаков”. Андреев же представляет дело так, как будто Булгаков пытается дать определение тому, о чём будет писать он, и делает это неудачно.
Исследования творчества Даниила Андреева :: Резюме глав :: (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода
2022-03-18T11:43:27+00:00artyom_ayrapetoff70394<strong>Замечания</strong><br/><br/>1. В начале главы постоянно вспоминаешь книгу Джеймса “Многообразие религиозного опыта” (1902). (Андреев затем <u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.2.46" rel="nofollow">упоминает</a></u> этого автора в РМ II 2)<br/><br/>2. Невозможно полностью полагаться на сведения, сообщаемые братьями синклита. Даже они могут ошибаться. Даже их осведомлённость ограничена.
Исследования творчества Даниила Андреева :: Резюме глав :: (РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода
2022-03-07T17:06:02+00:00artyom_ayrapetoff70381<u><a href="https://exitum.org/forum/topic/35525" rel="nofollow">ОГЛАВЛЕНИЕ</a></u><br/><br/><strong>(РМ 4) РМ. Книга II. Глава 1. Некоторые особенности метаисторического метода</strong><br/><br/><strong>Первая часть главы. Многообразие религиозного опыта</strong> (<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.1" rel="nofollow">Общеизвестно выражение: «религиозное чувство». Это выражение неправильное…</a></u>)<br/><br/>• Религиозное чувство и религиозные чувства. Многообразие религиозного опыта и способов религиозного познания<br/>• Образ “потока откровения”, в котором одновременно с Андреевым стоит множество других людей. Указание на Индию и США<br/>• Три вида религиозного познания, о которых пойдёт речь: метаисторический, трансфизический и вселенский<br/><br/><strong>Вторая часть главы. Метаисторический метод познания</strong> (<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.7" rel="nofollow">Прежде всего: что, собственно, разумеется здесь под метаисторией?</a></u>)<br/><br/>• Метаистория как объект познания и метаистория как результат познания, как учение или совокупность учений<br/>• Три стадии процесса метаисторического познания:<br/>1) Метаисторическое озарение<br/>2) Метаисторическое созерцание<br/>3) Метаисторическое осмысление<br/>• Инфрафизический прорыв психики (частный случай метаисторического озарения)<br/><br/><strong>Третья часть главы. Хронология метаисторических озарений Андреева</strong> (<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.26" rel="nofollow">Мои книги, написанные или пишущиеся в чисто поэтическом плане…</a></u>)<br/><br/>• 1921 г. «Мир, охватывавший историческую действительность России в странном единстве с чем-то неизмеримо большим над ней»<br/>• 1928 г. «Панорама всего человечества» и «переживание Всемирной истории как единого мистического потока»<br/>• 1932 г. Третий Жругр<br/>• 1933 г. «Подъём в Небесную Россию, переживание Синклита её просветлённых, нездешняя теплота духовных потоков, льющихся из того средоточия, которое справедливо и точно именовать Небесным Кремлём». Присутствие Серафима Саровского<br/>• 1943 г. Борьба российского и немецкого уицраоров (насколько я понял), приближение демиурга Северо-Восточной метакультуры<br/>• 1949 г. «Нечто схожее, но уже полностью свободное от метафизического ужаса»<br/>• 1950 - 1953 гг. См. предыдущий пункт<br/><br/><strong>Четвёртая часть главы. Трансфизический метод познания (на самом деле два разных метода)</strong> (<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.33" rel="nofollow">Сравнительно часто и многими изведан выход эфирного тела из физического вместилища…</a></u>)<br/><br/>• Глубинная и дневная память. Устойчивый доступ к глубинной памяти к 1953 году (на 47 году жизни)<br/>• Трансфизические странствия. Разница между странствиями с проводником и без него<br/>• Встречи и беседы с четырьмя братьями синклита России, друзьями сердца<br/><br/><strong>Пятая часть главы. Место метаисторического опыта в культуре, светской и религиозной</strong> (<u><a href="https://exitum.org/book/roza-mira/full/#a2.1.44" rel="nofollow">Дух нашего века не замедлит с вопросом…</a></u>)<br/><br/>• Гносеологическая проблематика<br/>• Метаистория и наука<br/>• Метаистория и религия. Откровение и апокалипсис<br/>• Элементы метаисторического опыта у людей, не причастных непосредственно метаисторическому познанию<br/>• Различение трансфизического и духовного<br/>• Различение метаистории и метаэволюции. Познание метаэволюции Андреев называет “вселенским”