ОГЛАВЛЕНИЕ
(РМ 3) РМ. Книга I. Глава 3. Отношение к религиям
Общий посыл главы: Религиозный плюрализм, экуменизм. Формулировка взгляда на причины разногласий между религиями. Анализ шести таких разногласий. Приглашение к пересмотру некоторых положений в разных религиях для достижения синтеза.
Общий комментарий: Если говорить на языке того же Канта, в этой главе Андреев рассматривает всё познание как апостериорное, что, опять-таки, с кантианской точки зрения является грубой ошибкой. В мире априорного познания всё усложняется из-за необходимости выбирать утверждения, которые будут приняты без доказательств - и одновременно здесь появляется свобода. Андреев считает, что объединение религий является одной из задач Северо-Восточной метакультуры и будущей Розы Мира (см. РМ X 2). Он работает над реализацией этой программы, но упускает значимые сложности.
Первая часть главы. Изложение гносеологии и следствий из неё (“Как часто употребляем мы слово «истина»…”)
• Вопрос о понятии «истина». Истина как «неискажённое отражение какого-либо объекта познания в нашем уме».
• Познание «от нас» и познание «из себя» (или «в себе»). При познании «от нас» получаем относительную истину, при познании «в себе» - абсолютную. Последнее требует снятия противостояния субъекта и объекта. Это возможно только для всеведущего Бога. Однако, т.к. возможно соединение с Богом, в конечном счёте возможно и абсолютное знание («стадиальный агностицизм»).
• Универсальная истина о «Большой Вселенной» и частные истины – о её частях.
• Чем больше разница масштабов между субъектом и объектом познания, тем больше разница между относительной и абсолютной истинами о них. Кроме того, тем больше вариантов относительной истины возникает. Поэтому о Боге и Вселенной есть столько же относительных истин, сколько есть познающих субъектов. «Ясно, стало быть, что все наши «истины» суть, строго говоря, лишь приближения к истинам». Ссылка на Канта.
• Первое следствие: индивиды и коллективы (в т.ч. представители Розы Мира) не могут претендовать на абсолютную истинность своих взглядов.
• Второе следствие: невозможность совершенно ложных взглядов или учений. Ложными могут быть только некоторые частные утверждения.
• Таким образом, всегда имеет место определённое сочетание истинных и ложных утверждений. И систему взглядов следует оценивать по соотношению «количества и весомости» утверждений того и другого рода.
• В соответствии с этим можно условно различать учения, в которых
а) истинные тезисы преобладают над ложными,
б) ложные тезисы обесценивают истинные,
в) ложные тезисы перевешивают истинные, «переводя всю систему в категорию отрицательных духовных величин».
Первые автор будет именовать учениями «правой руки», последние – учениями «левой руки».
Вторая часть главы. Религии правой руки. Мифы. Их общие и отличающиеся положения (“Религии, к разряду учений «левой руки» не относящиеся…”)
• Религии, не относящихся к учениям левой руки, следует сравнивать между собой не как истинные и ложные, а как различающиеся стадиально и сегментарно, «по вертикали» и «по горизонтали». Противоречия между ними чаще всего являются кажущимися.
• Широко распространённые учения правой руки автор будет называть мифами. К общим тезисами мифов относятся:
«- тезис о единстве Бога;
- о множестве различных духовных иерархий;
- о множественности разнозначных миров;
- о бесконечной множественности становящихся монад;
- а также о существовании некоего общего нравственного закона, который характеризуется посю- или потусторонними воздаяниями за совершённое человеком в жизни. Во всём же остальном… мифы либо противоречат один другому, либо говорят о разном».
• Первый пример разногласий: идея перевоплощений. Путь перевоплощений является реальным и распространённым, но не единственно возможным. В различных метакультурах могут преобладать разные пути.
• Первая ошибка: неправомерная абсолютизация какого-либо тезиса в ущерб другим.
• Второй пример: троичность Божества. Идеи троичности и единства не противоречат, а дополняют друг друга.
• Вторая ошибка: неправомерное отрицание некоторого утверждения на том основании, что его не подтверждают наши данные.
• Третий пример: правомерность культа святых. Во-первых, одни люди нуждаются в посредничестве святых, а другие нет. Во-вторых, такой культ не является идолопоклонством, т.к. святых не приравнивают к Богу.
• Четвёртый пример: божественность Иисуса Христа. Андреев согласен с тем, что Иисус не был воплощением ипостаси Бога, но и не рассматривает Его лишь как «пророка в ряду других пророков». Различение речений Христа на две группы – те, которые Он говорит от своего лица, и те, в которых Он выражает Голос Бога, который слышит в Себе.
• Пятый пример: противоречие между язычеством и авраамическим монотеизмом.
• Шестой пример: анимизм и праанимизм. Учение о пране, или арунгвильте.
• Первые пять примеров иллюстрируют различия по горизонтали, шестой – по вертикали.
Третья часть главы. Задача религиозного синтеза (“Выясняется, таким образом, ещё и следующее…”)
• В религии следует придерживаться подхода, схожего с научным в том отношении, что в своём развитии наука не отвергает ранее полученные данные, а предлагает для них новые объяснения. «…Материал этих рядов опыта учит нас подходить ко всем догматам и тезисам динамически, уметь понять всякий тезис как звено в цепи религиозно-исторического развития и уметь расслоить его на два, а то и на три пласта».
• Три пласта, о которых идёт речь:
- «основа идеи, содержащая относительную частную истину»;
- «специфическая окраска, разработка, детализация идеи в той мере, в какой индивидуальный, расовый или эпохальный аспект её оправдан»;
- «шелуха, аберрации, неизбежная муть человеческих сознаний, сквозь которую проникает свет откровения».
• Для достижения унии всех религий правой руки и создания синтетической “религии итога” необходимо попытаться отделить шелуху от зёрен. «Конечно, принцип такой работы здесь едва намечен, системы критериев нуждаются в огромной разработке, да и вообще такой пересмотр «религиозного наследия» - задача колоссальная, требующая совместного труда многих и многих; в настоящее время для неё нет даже и кадров, не говоря о прочих необходимых условиях». При работе над синтезом следует остерегаться механического подхода и эклектики.
• Но прежде всего должно произойти воссоединение христианских церквей.