форум проекта выход
Исходные вопросы:
- Почему оказывается, что роль Розы Мира в том, чтобы предотвратить нечто, а не осуществить нечто? Можно ли её переосмыслить?
- Каким образом та Роза Мира, которую описывает Андреев, связана с декларируемой им же миссией человечества?
- Для чего верные в конце времён собираются в одном месте географического пространства?
В чём видит значение Розы Мира сам Даниил Андреев? Насколько я понимаю, его точка зрения выражена в этом абзаце:
«Омерзение и нездешний ужас охватят многих людей. Даже миллионы таких, кто ранее был далёк от вопросов религии, кто был погружён в заботы своего маленького мирка либо в художественное творчество и научные исследования, ощутят, что перед ними ставится некий выбор, единственный и столь жуткий, что рядом с ним даже пытки и казни становятся мелочью. Тогда-то и скажутся плоды духовного труда восьми понтификатов Розы Мира. Тогда-то и отшатнутся от исчадия тьмы бесчисленные толпы тех, кто без этого предостерегающего, разъясняющего, воспитывающего труда над ними не устоял бы перед потоком чёрных чудес и перед обаянием сверхчеловека, сочетающего необъятную силу ума с цинично бесстрашной злобностью деяний. Почти треть населения земли охватит восторг мученичества. Невозможно исчислить, какими сонмами героических душ восполнится тогда Аримойя. Но ещё большими сонмами тех, кто совершил богоотступничество и дал детищу Гагтунгра растлить себя, наполнятся слои возмездия».
(РМ XII 4)
«Не странно ли, что Роза Мира, долгое время господствуя над человечеством, всё-таки не сможет предотвратить пришествия князя тьмы? — Да, не сможет. Ко всеобщему величайшему горю — не сможет. Не сможет, хотя и будет всеми силами стремиться отсрочить его приход, чтобы закалить для борьбы с ним наибольшее число умов и сердец человеческих».
(РМ XII 4)
«Наконец, одно из знамений прочтётся как знак, что в высших мирах метаистории всё подготовлено и что старый эон вступает в свои последние дни.
Несколько десятков человек — всё, что останется от Розы Мира, установят связь с теми немногими из людей и полуигв, которые независимо от Единой Церкви и даже не зная о Ней, совершили внутренний выбор светлой направленности. Будет подан знак о том, что наступает время соединения всех оставшихся в живых братьев Света в одной точке на поверхности земли. Преодолевая все препятствия, сто или двести верных соберутся воедино, и последний из верховных наставников возглавит их. В Откровении Иоанна это место названо по-еврейски — «Армагеддон». Я не знаю, что значит это слово. Мне кажется, великое событие это совершится в Сибири, но почему для последней встречи изберётся именно эта страна, мне неизвестно».
(РМ XII 5)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Июнь 22, 2022 23:16:42)
Офлайн
Для меня само словосочетание “Роза мира” представляется проблемным, если мы говорим в прогностическом или проективном ключе о каком-то сообществе будущего, имеющим позитивные цели. Созданная Андреевым авторитарная утопия дискредитировала это словосочетание - она сделала невозможным использование его вне его утопического контекста. То есть если принять решение о применении этого термина (“Роза мира”) к желаемому сообществу будущего, то постоянно нужно будет оговаривается, что речь идёт не о той “инстанции праведников”, которая виделась Андреевым как оптимум.
Роза мира в Энрофе у Андреева - это выражение (отражение) двух основных метафизических явлений: затомиса Аримойи и рождённой в одном из затомисов Звенты-Свентаны.
Соответственно и постановка проблемы для нас (если мы хотим сохранить лексику мифа Даниила Андреева) должна быть связана с пониманием этого положения. То есть вместо рефлексии о том, чем может быть Роза мира, желательна иная постановка вопроса: какие задачи будет решать то сообщество, которое станет выражением (отражением) затомиса Аримойи и творчества в одном из затомисов Звенты-Свентаны.
Офлайн
А уже отсюда возникает вопрос о том, в каком затомисе может произойти это рождение Заенты-Свентаны. И тут возникает любопытный казус. Если мы относимся к вести Даниила Андреева пассивно, то наш скромный удел - лишь ожидание того высокого решения, который примут “иерархИи”. Тогда можно сидеть в милой компании и тихо гадать, будет ли это затомис Северо-восточной христианской или какой-то другой метакультуры. Это такой безопасный путь внешнего —несколько отстранённого от происходящих процессов — наблюдателя. А можно что-то делать таким образом, что это отчасти и определит, в каком затомисе произойдёт это рождение.
То есть точно так же, как в будущем необходимо сообщество для смены эонов в Энрофе, для его преображения, сегодня необходимо сообщество в Энрофе в одной из метакультур для того, чтобы Звенты-Свентана выбрала этот затомис для своего нисхождения в него.
Отредактировано Тихий дон Диего (Сен. 15, 2021 09:11:35)
Офлайн
Этот путь чреват маниловщиной тем более страшной, что это уже будет метафизическая маниловщина, грозящая печальными весьма кармическими последствиями. Но Бердяев верно очень писал, что жизнь Духа опасна.
Офлайн
В каком-то смысле, то сообщество, которое должно будет участвовать в осуществлении смены эонов в Энрофе в будущем, является хронологически-континуальным, и его возникновение как раз связано с вопросом о том, какое сообщество в Энрофе “здесь и сейчас” призовёт в затомис своей метакультуры Звенту-Свентану.
Отредактировано Тихий дон Диего (Сен. 15, 2021 09:12:15)
Офлайн
Важный момент в тексте: планетарный масштаб “этической инстанции”, охватывающей многомиллиардное человечество, не приводит к преображению Энрофа и смене эонов. А “святой остаток”, гонимый и численно ничтожный, становится “точкой опоры”, благодаря которой переворачивается мир, преображается Энроф и меняются эоны.
Здесь вообще обнаруживается дезавуирование макросоциального. Из текста “Розы мира” может создаться впечатление, что всё действительно провиденциально значимое довольно рельефно обнаруживает себя в истории. Даже если оно не становится доминирующим в социуме и власти, оно оставляет явный, “несмываемый” след в культуре. И апофеозом этой рельефности как раз становится “этическая инстанция” Розы мира. Даже если не принимать утопию Даниила Андреева и оставаться приверженцем секуляризма и демократии, и именно в них видеть саморазвитие “мирового духа”, в результате оказывается, что всё это само по себе ещё не является магистральным путем преображения Энрофа.
Конечно, всё сказанное вовсе не означает, что макросоциальное - это обязательно “плохо”, а малочисленность - это “хорошо”. Более того, чрезвычайная малочисленность сообщества Розы мира в одноимённом тексте - это не ее положительная сущностая характеристика. Но сам этот элемент в тексте “Розы мира” кажется мне весьма показательным. Благодаря ему можно обнаружить альтернативную логику текста: значительные количественные показатели сообщества не являются ни важнейшей его характеристикой, ни косвенным свидетельством в пользу того, что именно в нем проявляет себя провиденциальный “мировой дух”.
Отредактировано Тихий дон Диего (Сен. 17, 2021 01:31:54)
Офлайн
У Даниила Андреева преобладает “нисходящая” модель: основные процессы происходят “вверху”, и смена эонов происходит тогда, когда Планетарный Логос достигает необходимой для этого мощи.
Я не то чтобы возражаю против этой модели. Но…
Во-первых, “что вверху, то и внизу”. Эту старую эзотерическую максиму я бы не отбрасывал. В приложении к модели мифа Даниила Андреева это означает, что можно увидеть корреляцию: Планетарный Логос достигает полноты своих сил, необходимых для смены эонов, именно в тот момент, когда в Энрофе собирается “святой остаток”. И продолжая эту идею замечу, что Бердяев как раз утверждал, что задачей человека является не пассивный, а активный эсхатологический настрой. То есть в приложении у нашей теме можно было бы сказать, что от каждого человека прямо зависит то, как и когда произойдёт смена эонов.
Во-вторых, возникает текстологический вопрос о том, как “внутри” мифа Андреева связано возрастание сил Планетарного Логоса и деятельность “этической инстанции” в период апогея её могущества? Почему “этическая инстанция” оказывается не способна обеспечить такой объём “светлой энергии”, которого хватило бы для смены эонов? Как на этот вопрос можно было бы ответить в рамках того вектора логики текста, которой придерживаться именно сам Даниил Андреев? Внешнюю критику его авторитарной утопии (которая кажется мне вполне обоснованной) я в данном случае оставляю “за скобками”.
В-третьих, является ли вообще Энроф ключевым слоем при смене эонов? У Даниила Андреева очевидны “энрофоцентризм” и антропоцентризм (я бы сказал “мета-антропоцентризм”) - и это понятно: каким бы гениальным духовидцем он ни был, он всё же жил и творил именно в Энрофе и был человеком. Но не являются ли эти “центризмы” как раз следствием его “слишком человеческого” духовного опыта? Может быть, “главное” (если вообще такое определение уместно) происходит не в Энрофе, а в слоях даймонов или стихиалей? Это для меня исключительно “игровая” гипотеза, но и она заслуживает не рассмотрения (у нас для этого просто нет достаточных знаний), но принятия во внимание.
Офлайн
В “Железной Мистерии” происходит телесное преображение “Верховного наставника” Розы мира. И с этого начинается процесс преображения всего Энрофа. Который не прерывается появлением “Антихриста” - в основной части текста его просто не существует как персонажа. При этом в тексте “Железной Мистерии” описание процесса преображения Энрофа и всего Шаданакара максимально “уплотнено”.
Экстраполируем эту модель на события “смены эонов” в тексте“ Розы мира”. В этом случае телесное преображение “святого остатка” оказывается максимально “плотным”. От их встречи с Планетарным Логосом детонационно расходятся волны преображения Энрофа, что и создаёт возможность нисхождения в Энроф обитателей затомисов.
Офлайн
Замечу, что соблазн (в самом прямом религиозном смысле этого слова) отождествления собственной религиозной группы с “избранными праведниками” “конца времён” весьма характерен для радикальных течений в авраамических религиях.
Офлайн