Найти - Пользователи
Полная версия: Четыре лепестка розы ::: Мир власти в "Розе Мира" ::: Часть 1
Начало » Даниил Андреев » Четыре лепестка розы ::: Мир власти в "Розе Мира" ::: Часть 1
1
fedor

 

В текстах Андреева почти неразрывно переплетаются сразу несколько представлений о Розе Мира. Мы попытаемся выделить несколько ее определений – вполне сознавая искусственность такого разделения картины мира Андреева.

1) Роза Мира – это дух новой эпохи. Андреев постоянно говорит о всечеловеческом Братстве, об упразднении государственности не только великодержавной, но и эгрегориальной – ведь никакая государственность не может быть сопоставлена с Братством. «Живое братство всех», Братство в Боге должно сменить «бездушный аппарат государственного насилия» (РМ, 12). Андреев пишет о возрастании «духа братства» (РМ, 15), о новой «атмосфере» в эпоху Розы Мира (РМ, 26), о «новом психологическом климате» (РМ, 34).

2) Роза Мира – это новое религиозное учение. Роза Мира - это уже не только дух новой эпохи, но и его концептуализация. Андреев пишет, что Розу Мира «…следует понимать как универсальное учение, указующее такой угол зрения на религии, возникшие ранее, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса… Если старые религии – лепестки, то Роза Мира – цветок…» (РМ, 20). Из нового духовного опыта Розы Мира возникнет новое отношение к религии, к природе, к истории, к культуре, к творчеству, к любви, к просветлению (РМ, 56). Заметим, однако, что о новом отношении Розы Мира к свободе Андреев здесь не говорит.

3) Учение Розы Мира оказывается достоянием новой религиозной (интеррелигиозной) оформленной общности. Старые термины лишь отчасти могут прилагаться к Розе Мира, все они лишь приблизительно и условно используются Андреевым: «Религия, интеррелигия, церковь – нужной точности я не могу достигнуть при помощи ни одного из этих слов» (РМ, 19). И все же он определяет Розу Мира как религию и церковь (РМ, 56). Об этом же говорится в «Кратком словаре»: «Роза Мира – грядущая всехристианская Церковь последних веков, объединяющая в себе церкви прошлого и связующая себя на основе свободной унии со всеми религиями светлой направленности…» (РМ, 593). Термин «интеррелигия» не подразумевает слияния всех религий человечества в одну эклектическую. У Андреева возникает сразу два взаимосвязанных образа грядущей церкви. С одной стороны, в Розе Мира в единую церковь объединяются все христианские конфессии. Эта единая христианская церковь, в свою очередь, заключает унию со всеми другими религиями «правой руки». Т.о. Роза Мира должна стать как бы симфонией религий. С другой стороны, Роза Мира становится новой формой христианства, новой христианской церковью, с догматикой и культом, фрагментарное описание которого Андреев дает в XII книге «Розы Мира».

Религиозный культ для Андреева – одна из важнейших ценностей, поскольку: «…богослужение есть не произвольное действие, придуманное людьми, но действие мистериальное, то есть такое, которое отображает гармоническую действительность высших сфер и низводит ее силы в наше сердце. Отсюда – глубочайшая оправданность того, что мы называем культом» (РМ, 548). В эпоху Розы Мира человечество превращается в «народосвященство» (ЖМ, 297). К этому стремятся демиурги метакультур, ожидающие метаэфирного рождения Звенты-Свентаны в затомисе России и определяющие одну из своих целей как возведение всего Энрофа «в сан жречества» (ЖМ, 289). Андреев называет Розу Мира «идеальной Церковью-Братством» (РМ, 240), Единой Церковью (РМ, 586), что сближает уже эти определения в тексте Андреева с высшими мирами Шаданакара – его Церковью (РМ, 232).

4) Роза Мира – это новая социально-политическая система, а не только духовная община. Как и в случае с религией Розы Мира у Андреева мы видим две формы определений – как отрицательную, так и положительную. Строй Розы Мира, по мысли Андреева, «…прямо противоположен всякой иерократии: не церковь растворяется в государстве, поглотившем ее и от ее имени господствующим, но и весь конгломерат государств, и сонм церквей постепенно растворяются во всечеловеческом братстве, в интеррелигиозной церкви. И не высшие иерархи церкви занимают кресла в высших органах, законодательных, исполнительных и контролирующих, но лучшие представители всех народов, всех конфессий, всех общественных слоев, всех специальностей. Не иерократия, не монархия, не олигархия, не республика: нечто новое, качественно отличное от всего, до сих пор бывшего. Это – всемирное народоустройство, стремящееся к освящению и просветлению всей жизни мира. Я не знаю, как назовут его тогда, но дело не в названии, а в сути. Суть же его – труд во имя одухотворения человека, одухотворения человечества, одухотворения природы» (РМ, 27). И все же в последней, двенадцатой книге «Розы Мира» («Возможности») Андреев пытается описать этот строй, в котором решающую роль будет играть именно священство Розы Мира.

Роза Мира – это организация, «этическая инстанция», обладающая универсальной властью над всем человечеством. Андреев несколько раз намечает задачи Розы Мира.

«Уменьшение жертв темного стана – вот основная из ее задач. Эта задача – создание в человечестве такого духовного климата, при котором просветление души переживут не сотни и тысячи, как теперь, а миллионы» (РМ, 514). Более пространно Андреев формулирует задачи Розы Мира в Первой и в последней, Двенадцатой, Книгах «Розы Мира»:

«<…> объединение земного шара в Федерацию государств с этической контролирующей инстанцией над нею, распространение материального достатка и высокого культурного уровня на население всех стран, воспитание поколений облагороженного образа, воссоединение христианских церквей и свободная уния со всеми религиями светлой направленности, превращение планеты в сад, а государств – в братство. Но это – задачи лишь первой очереди. Их осуществление откроет путь к разрешению задач еще более высоких: к одухотворению природы» (РМ, 22).

«<…> воспитание человека облагороженного образа; водворение всеобщего материального достатка; помощь развитию в человеке высших способностей и светлых творческих начал; консолидация усилий со всеми учениями светлой направленности; преобразование планеты в сад, а всемирной Федерации государств – в Братство» (РМ, 514).

И в первой и во второй цитатах задачи Розы Мира определены почти идентично. Одним из отличий является то, что во первой цитате объединение земного шара в Федерацию названо среди задач Розы Мира, а в второй – нет.

У Андреева встречается и менее конкретное поэтическое определение задач Розы Мира – это пронизывание «духовностью и религиозно-поэтической стихией всех сторон жизни» (РМ, 386). Роза Мира становится прекрасным миром будущего, в котором будут преодолены все социальные антагонизмы, это «золотой век» человечества (РМ, 34; 38; 264; 432; 510; 564).

В социальной сфере «ближайшую эпохальную задачу» Розы Мира Андреев определяет так: « – чтобы достойный человека материальный достаток, простое житейское благополучие и элементарно нравственные отношения между людьми водворились везде, не оставляя вне своих пределов ни одного человека. Тезис о том, что всякому человеку без исключения должны быть обеспечены занятия, отдых, досуг, спокойная старость, культурное жилище, пользование всеми демократическими свободами, удовлетворение основных материальных и духовных потребностей, начнет стремительно воплощаться в жизнь» (РМ, 32).

Собственно, для решения этих задач и должна, по мысли Андреева, возникнуть организация. Он настойчиво проводит идею о необходимости появления «этической инстанции» и утверждения ее «универсальной власти». Причем, по мысли Андреева, существование такой системы не противоречит демократическим ценностям.

 

Яков
Это вся Часть первая? Или будет продолжение?
dmitry.ahtyrsky
Это первая глава первой части. Будет продолжение. По мере обработки текста.
This is a "lo-fi" version of our main content. To view the full version with more information, formatting and images, please click here.
Powered by DjangoBB