1

Незадолго до достижения границы с миром феноменального - но не на самой границе - путника ждёт встреча с Зеркалом Мары. Этот эпизод, наверное, помнят все, кто знаком с мифом о Будде Гаутаме. Мара - это, если вдруг кто-то забыл, древнеиндийский бог иллюзии, стоящий на границе миров и не выпускающий живущих в Камалоке, сфере желаний, за пределы оной. Так вот - в сказке ложь, да в ней намёк. 

Практикующий путник на определённом этапе начинает встречать сопротивление со стороны мира. Начинают возникать события, которые всячески его от практики отвлекают. Отвлекают либо позитивным образом - соблазняя, либо негативным - сбивая с ног. А чаще - и то, и другое. События могут быть самые разные. Как правило, путник даже опомниться не успевает, как уже и думать забыл о практике и откатился далеко назад. Всё это напоминает "За миллиард лет до конца света" Стругацких, только обычно не настолько драматично. 

На самом деле, все эти события - лишь отражения наших собственных внутренних недоработок. Именно поэтому это явление именуется зеркалом. Соблазнить нас может лишь то, что для нас соблазнительно. Сбить с ног нас может лишь то, что для нас имеет значение. Вот почему так важно до достижения Зеркала Мары со всеми этими моментами разобраться. И тогда, возможно, прохождение сквозь это Зеркало будет нами едва замечено. Рёв Мары превратится в едва заметный шёпот. Иначе же человек может бултыхаться в этой области очень долго, если не ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ долго. И, как правило, именно это и делает.

2

Итак, есть две силы в нашей жизни - Поток и Мара. Поток, говоря острожно и в общем, ведёт к освобождению от обусловленности, Мара - ко всё большему закабалению в ней. Буду говорить на мифическом языке, поскольку он проще - оперирует с яркими и понятными образами вместо абстрактных конструкций. Итак, Мара - это отец иллюзии. Не отец реальности вообще, как принято иногда полагать, а именно иллюзии. В буддизме здесь есть весьма ощутимые нюансы. Чтобы было понятнее, можно сказать так: Мара - отец помрачённости, замороченности. Слово "иллюзия" здесь используется как delusion (а не illusion). Когда человек думает, что по дороге ползёт змея, тогда как на самом деле там верёвка - он пребывает в delusion, а когда он видит мираж (независимо от того, что он о нём думает), то мираж это illusion. Т.е. иллюзия - это как бы объективное явление, видимость того, чего на самом деле нет, а делюзия - это состояние. Мара - отец этой самой делюзии. Иными словами, он вводит в заблуждение, соблазняет, морочит. Он предлагает всё, но не даёт ничего. Однако от его предложений трудно отказаться. Человек может сопротивляться всему, но вот соблазну ему трудно сопротивляться. 

Вот сущностные характеристики явлений, исходящих от Мары:
1. Они соблазняют
2. Они увеличивают содержание помрачений в нашей психике
3. Они никогда не дают того, что обещают.

Правда в том, что человек по умолчанию живёт, как правило, только в поле влияния Мары, не зная ничего помимо этого. Таким образом, то, что мы принимаем за свои желания и мотивации, на самом деле есть плод суггестии, исходящей от Мары. Мы бросаемся то к одному предмету, то к другому, впадаем в отчаяние и воспламеняемся желанием - и никогда не получаем того, к чему бежим. Мара подобен продавцу тухлой рыбы. Чтобы человек не заметил, что рыба тухлая и купил её, Мара разворачивает перед ним целое представление, шоу, красочную рекламу, в результате которой человек просто упрашивает Мару продать ему эту удивительную, невероятно вкусную рыбу. Вот деньги заплачены, человек остаётся один на один с покупкой и обнаруживает, что от неё воняет и она полна червей. И замечает он это лишь в лучшем случае, а обычно он тупо жуёт её, заворожённый новым шоу, разворачивающимся перед ним. И так проходит жизнь. В конце человек оказывается оболваненным, разрушенным, отравленным до мозга костей. 

И есть Поток. Поначалу мы не видим его и лишь предчувствуем, что он должен быть где-то здесь. Каждый человек в какие-то моменты жизни знакомится с проявлениями Потока, сжимающими сердце тоской и радостью. Тоской - потому что, лицезрея эти проявления, мы в глубине души знаем, что они в следующий момент будут задавлены потоком мути. И радостью, потому что радость - это одна из характеристик явлений Потока. 

Поток требует от нас определённой смелости и дисциплины. Требует смелости - потому что это нечто, чего никогда не было в нашей жизни, и мы никогда не знаем, к чему приведут эти шаги. Явления Потока больше всего напоминают ходьбу по лестнице со свечкой в темноте: мы видим лишь ближайшую ступеньку и знаем куда поставить ногу, но дальнейшего пути не знаем, пока не сделаем шаг. Это путь в неизвестность. Требует дисциплины - потому что Мара противостоит этим шагам. Но противостоит не силой, а соблазном (это может быть соблазн желания, ненависти, страха и т.д.). И чтобы не отвлечься на него, необходимо развивать самодисциплину. Другая особенность явлений Потока заключается в том, что мы неизменно получаем больше, чем ожидали. Получаем во всех смыслах - не только в материальном (часто эти явления никак не связаны с материальными обстоятельствами), но и в смысле понимания, взросления, внутренней стабильности и счастья. И чем дальше, тем меньше остаётся проявлений Мары. 

Итак, особенности проявлений Потока:
1. Они никогда не соблазняют. Мы не знаем, что нас ждёт, если мы совершим этот шаг, но мы знаем, что его нужно совершить. Или мы знаем, что Поток нас удерживает от данного конкретного шага. Это всегда очень определённо и подобно открывшейся или закрывшейся двери. Нужно лишь уметь слушать, а не блуждать умом под действием ветров соблазна.
2. Явления Мары (соблазны, привычные эмоциональные реакции) уводят от Потока.
3. Результаты проявлений Потока всегда значительно больше, чем мы ожидали. И главный результат состоит в том, что мы становимся чуть более свободны от помрачений. Чуть больше спокойствия и самообладания, чуть больше любящей доброты. Чуть больше понимания. 

В конечном итоге Мара остаётся позади. Человек приходит к пониманию, что он, человек, и есть Поток.

 

Оригинал - в ЖЖ автора (здесь и здесь).