Сказано, что у монады нет окон. А у души, вроде как, есть. Правда, они не окна, а зеркала, и показывают не то, что "снаружи", а только то, что внутри. Взгляд "вовне" показывает только то, что заключено в широчайший по нашим хилым представлениям, но по-любому ограниченный набор восприятий. Глядя на мир - видим только "себя"... 

И что именно видим? По большому счёту - всяческую мозаику из впечатлений, образов, знаков. Замысловатый пазл, никак не складывающийся в единое целое. Почему не складывающийся? А на что оно надо, это самое "целое"? На хлеб не мажется и не булькает. Стремление к нему воодушевляет, а достижение скорее обескураживает. Естественный вывод - стремиться надо, но только так, чтоб уж точно не достигнуть. По пути можно сравнивать отождествляемую часть воспринимаемого с противопоставленным. И испытывать такие довольно острые ощущения как гордость и разочарование, дающие "переживание полноты бытия". Иначе - или скучно, или страшно. Очень близкородственные мотивации, скука - вытесненный страх. Да и наоборот, похоже, тоже. Так вот и перебираем разноцветные кусочки, досадуя что они такие разные и друг с другом стыкующиеся худо. 

Следующий, неизбежный для расколотого человеческого восприятия шаг - тяга к дискретности. Из одинаковых кусочков картинка складывается проще. Рационалистические системы древности пытались начинать унификацию восприятия с морали. Новое Время отличилось тем, что перевело главный акцент унифицирования на сенсорику - в область, где до этого подвизалась магия. Откинув всякие экзотические "мумбо-юмбо" несложно убедиться, что нормативное восприятие Модерна по сути магично, основано на связи сенсорных восприятий со знаковыми системами. 

В основе западной прагматики лежал страх, страх перед непредсказуемым "внешним миром" и в социальном аспекте и в природном. Трудно сказать, что было страшнее - война с многочисленными враждебными соседями или очередная эпидемия, хищность сюзерена или засуха. Западный рационализм объявил главным врагом природу, в чём была его немалая новация. И от этого немало выиграл в социальном плане. Новое восприятие утвердилось, приняло несколько близкородственных идеологических форм и прогнуло под себя всех своих неповоротливых и косных конкурентов. Место страха, как водится, заняла скука - пожалуй, главный враг дискретного миропонимания. 

И - о чудо! То кварки начинают приобретать какие-то весьма своеобразные свойства и характеристики, то кванты законно утверждают свою спонтанность и непредсказуемость. Релятивизм походя, снисходительно расшвыривает догматичность, логичность, строгость и прочую прислугу сциентического фундаментализма. В гуманитарной и художественной сфере постмодернистский, до фанатизма скептичный анархизм занимает одну господствующую высоту за другой. А начавшаяся было рационализация общественных наук безнадёжно буксует в количественных приоритетах, и ленивая суета вокруг этой колеи невольно наводит на мысли о саботаже. 

Вывод не нов. То, что "снаружи", не то что подобно, а просто идентично тому, что "внутри". Выход из этого круга указан давно, да только что за корысть "взгляд наизнанку выворачивать"? И дело хлопотное, и сложности неизбежны, и результат ничем понятным не прельщает. Единственное, что тут можно было бы предъявить, это соображение, что "Большое Йа", когда ему становится скучно с самим собою, не очень щепетильно в выборе средств для выхода на очередной виток спирали....