Элементика ::: Основное русло духовного пути
Некоторые аспекты личности человека, в контексте духовного пути, препятствуют продвижению - тогда как некоторые другие, наоборот, полезны либо нейтральны. Поэтому первой задачей оказывается трансформация личности таким образом, чтобы она стала более подходящим инструментом на пути. В христианстве подобная трансформация зовётся "исправлением путей Господу", суфизм говорит о "полировке грубого нафса", в "восьмеричном пути" буддизма это преобразование имеет названия "панна" и "шила" (панна - правильные взгляды и правильное намерение, шила - правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни).
Какие аспекты считаются нежелательными для пути? Фактически - грубо животные и эгоистические. Буддизм рассматривает эти аспекты в качестве корней страдания - в их числе заблуждение, ненависть, алчность. Христианство называет их "законом мира сего", суфии - "грубым нафсом".
Однако эти нежелательные аспекты нейтрализуются не через подавление, а через саморефлексию и понимание. Таким образом, духовный путь характеризуется тщательным самонаблюдением и самоанализом. Духовный путь даёт целостную систему инструментов для самоанализа, учит методам самоанализа и способствует развитию способностей к самонаблюдению.
Здесь особую роль играет учитель, мастер. Он помещает ученика в такие ситуации и в такую среду, которые способствуют развитию у ученика нового понимания. Кроме того, сам мастер выступает в роли своего рода наглядного примера, камертона, что сильно облегчает работу ученика. Таким образом, такое обучение во многом является ситуационным, эмпирическим.
Далее, определённым образом развивая своё понимание, ученик начинает воспринимать более высокие уровни бытия. Почему они могут быть рассмотрены как более высокие? Взаимосоотношение этих уровней подобны взаимосоотношениям организма и клетки, в которых уровень организма условно можно назвать более высоким. Иными словами, вы не становитесь свехличностью. В аналогии "организм-клетка" такими сверхличностями окажутся скорее клетки раковой опухоли.
Однако в такой же степени ошибочным было бы утверждение, что новый уровень, достигаемый практикующим - это некий безличный уровень. Если бы клетка смогла осознать уровень организма, это не означало бы потери клеточного уровня сознания. Если вы стремитесь к безличностности, вы стремитесь к небытию.
Однако наше клеточное сознание становится другим после достижения и постижения уровня организма. Как минимум, оно теряет ограниченность, получает особого рода понимание. Такое сверхличностное или трансперсональное понимание может носить весьма ошеломляющий характер, так что наша обычная личность становится лишь следом, силуэтом. Такое состояние для других клеток может выглядеть своего рода сумасшествием.
Духовный путь даёт также и систему интерпретации этого опыта, описание, данное теми, кто прошёл этим путём раньше. Эта система интерпретации помогает глубже понять происходящее и сделать следующий шаг, избегая застревания.
читать предыдущую часть | оглавление | читать следующую часть |