яблококаждыйпредставляетсебепоразномунеобязательнокаксолнце проект выход сетевой журнал:::::

Элементика - духовное созерцание природы ::: предисловие

 

Большинство духовных традиций у всех на слуху. Буддизм, суфизм, даосизм, христианство и т.д. В своё время для меня оказалось открытием, что возможна полноценная духовная практика, связанная с созерцанием природных стихий, со взаимодействием с ними. Созерцание ветра или реки может стать очень мощной духовной практикой - именно духовной. Здесь я постараюсь описать основные стадии и методы этого пути.

Я назвал его Элементикой, поскольку его психопрактики имеют дело с "элементами", то есть со стихиями. Иными словами, Элементика - это духовный путь, связанный с природными явлениями.

Те методы, которые я описываю здесь, я не встречал ни в одной открытой традиции. Целостная картина этого пути у меня сложилась относительно недавно.

Изначально я просто выполнял эту практику, не особенно задумываясь о её предназначении и сути, просто потому, что она доставляла мне неизъяснимое удовольствие сама по себе. Ведь это - квинтэссенция того, что мы ищем от общения с природой, как правило, сами того не осознавая.

Потом я начал воспринимать эти занятия как своего рода магию, в кастанедовском или оккультном смысле. Затем отверг и такое понимание и начал трактовать то, что я делал, в "научном" ключе, назвав эту область пси-скопией.

Однако позже я понял, что и первое и второе является ограниченным пониманием по отношению к этому пути. Конечно, человек может использовать методы Элементики в качестве своего рода магии или для исследования восприятия природных феноменов, но для меня Элементика важна именно в своём духовно-практическом значении.

Что такое метод Элементики как таковой?

Представим себе, что некий человек садится в тихом месте и неотрывно, с полным вниманием смотрит на пламя свечи. Проходит час, два, три. В течение полугода или года он смотрит на пламя - скажем, по восемь часов в день.

В результате таких упражнений восприятие пламени у этого человека изменяется неким образом. Что произойдёт в итоге? А если созерцать не пламя, а какие-либо другие объекты?

Если мы проводим научное исследование в этой области (в духе вышеупомянутой пси-скопии) - то, чтобы оно было верифицируемым, оно должно выглядеть примерно так:

 

1. Психотехника (без привязки к каким-либо системам интерпретации)

2. Описание результатов

3. Слепая верификация (идентичность результатов у нескольких исследователей)

4. Рабочая гипотеза

5. Эксперименты по её подтверждению и практическому приложению

6. Дальнейшие выводы и эксперименты.

 

В определённом смысле, этот способ познания можно назвать бытийным или мистическим в том смысле, как это описал Л.Тираспольский, шейх суфийского ордена Ниматуллахи:

 

"... под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.

При этом, согласно словарному определению:

Обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. Обыденное сознание отличается от сознания, основу которого составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Обыденному сознанию свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми (народная мудрость), характерная для обыденного сознания, дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.

Таким образом, то, что скрыто от обыденного сознания, открывается не только научному знанию, но и бытийному - мистическому - постижению".

 

Подобные исследования можно интерпретировать и с несколько иного ракурса. Философ и писатель Кен Уилбер говорит, что каждое явление имеет как минимум две стороны - "внутреннюю" и "внешнюю". Например, в случае с огнём имеются "внешние" аспекты этого явления - частоты излучения, температура и проч. И имеются "внутренние" аспекты - то, как мы огонь воспринимаем. Можно сказать, отражение огня в нашем сознании. Современный человек значительно смещён во "внешнюю" сторону, а "внутренним" аспектам явлений уделяется весьма поверхностное внимание.

Так вот, с этой точки зрения, вышеописанное исследование есть не что иное как исследование "внутренних"-аспектов явлений этого мира.

Можно представить себе и ещё одну интерпретацию (вообще-то их множество). Суфии говорят, что существует три мира:

- физический мир

- мир чистых сущностей

- промежуточный мир, называемый барзахом (в тибетском буддизме есть очень близкое понятие - бардо). То, что современные суфиологи (кажется, с Корбена, но могу ошибаться) называют "творческим воображением", является на самом деле вот чем. Есть воображение произвольное, когда мы можем представить себе тот или иной предмет. А есть - непроизвольное, когда некая форма создаётся нашим мозгом помимо нашей воли. Это особенно часто бывает в сновидениях. Эта форма как бы самотворится. Это самотворящееся воображение и есть "творческое воображение".

Будучи погруженным в барзах, сознание человека полностью отдано на волю творческого или, можно сказать, непроизвольного воображения. В барзахе же происходят встречи человека с сущностями, но он их воспринимает именно посредством творческого воображения, облекая в понятную себе форму.

Все наши заблуждения здесь лежат в области интерпретаций. Любые интерпретации, принятые как истинные, оказываются ошибочными. Таким образом, ошибочной оказывается сама позиция, гласящая, что здесь есть некая истинная интерпретация. Но это не значит, что здесь вообще невозможно какое-либо исследование. Возможно, оно просто должно проходить согласно особой методологии, которая в духовных традициях называется трезвостью.

С этой позиции, упомянутое исследование есть, по сути, изучение определённых аспектов барзаха.

Однако, и магия и наука, как уже говорилось, не исчерпывают всего потенциала, открываемого данными методами. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что в данной книге мы говорим об Элементике именно как о форме духовного пути. Но сначала - о том, что здесь будет пониматься под термином "духовный путь" и чем он отличается от магического или религиозного пути.

 

Комментарии на сайте синхронизированы с комментариями на форуме. Вы можете либо оставить их здесь, либо перейти на форум, выбрав пункт «обсудить на форуме» из меню у правого края экрана.
авторизация Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.