Ксенофобия и ксенофилия - преодоление "центризмов"
Родо-племенному сознанию свойственно отождествлять свое племя со всем человечеством, считать ценности и поведенческие нормы племени универсальными. Племя склонно считать себя обитающим в центре мира, обладающим высшим по отношению к иным племенам знанием, говорящим на чистом, дарованном высшими силами языке.
Можно предположить, что оппозиция "свое/чужое" свойственна непросветленному сознанию, является его характерной чертой.
По отношению к "чужому" непросветленное сознание склонно реагировать тремя патологическими способами - влечением, отвращением и безразличием. Таковы базовые аффекты, выделяемые некоторыми направлениями индо-буддийской мысли. Первым двум как раз и можно дать имена ксенофилии и ксенофобии. Ксенофилия в некоторых случаях может давать априорные суждения о превосходстве "чужого". Она тоже усиливает неадекватность восприятия познающего.
С одной стороны, можно сказать, что ксенофилия все же позитивнее ксенофобии, поскольку не ставит на восприятие такой жесткой заслонки, не закрывает его в эгоцентрической обособленности. С другой - можно возразить, что ксенофилия не дает созреть плоду самостоятельного творчества, в силу чего ксенофил может потерять всякую интегративную способность.
С другой стороны, оппозиция похожего/непохожего включается и в акте ксенофилии. Взгляд ксенофила все равно скользит по поверхности, в нем нет настоящей любви - влечение не означает подлинной внимательности. Поэтому ксенофобия и ксенофилия сполошь и рядом встречаются у одного и того же человека/общности по отношению к одному и тому же "чужому" объекту.
В случае же безразличного отношения объект может быть просто не замечен - активное сознание воспринимающего не заинтересовано в восприятиях такого рода и сквозь фильтры восприятия информация об объекте не проходит.
После процедуры адаптации "чужое" начинает восприниматься как "свое". Для непросветленного сознания познанный объект принадлежит познавшему - либо наоборот. Познающий устанавливает между собой и объектом познания отношения власти. На объект накладывается эгоцентрическая классификационная сетка, в результате познающий вступает либо в отношения господства, либо в отношения подчинения, либо в состояние битвы - битвы равных, бунта или подавления бунта.
В рамках этой условной схемы можно рассматривать появляющиеся в культуре разнообразные "центризмы". Патология человеческого непросветленного сознания заключается в том, что центр для него - это во многом центр силы. Принцип силы играет в построении системы ценностей немалое значение, и преодоление этой тенденции можно рассматривать как движение отдельного человека и человечества в целом по пути этического прогресса.
К примеру, патологический европоцентризм, с одной стороны, поддерживается многими носителями западноевропейской культуры - если не тотально, то частично. С другой - многие борцы с европоцентризмом сами по сути являются европоцентристами. Для них Европа по-прежнему остается центром силы, центром господства. Осознавая тот факт, что Запад имеет силовое превосходство, такие люди предпочитают занимать в отношении Запада позицию не подчинения, но бунта. Обыкновенно такой бунт обосновывается в рамках различных теорий многополярного мира. Но можно предположить, что в ряде случаев идеология многополярного мира является PR-ширмой, прикрываясь которой, можно попробовать перехватить у узурпатора инициативу и стать узурпатором самому.