С одной стороны, выдвигаются многочисленные и хорошо обоснованные аргументы за то, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны. Как сказал Энрико Ферми: «Ну и где они в таком случае?».
(Википедия)
Ранее, в 1933 году, тот же самый вопрос анализировал Циолковский в статье “Планеты заселены живыми существами”.
В рамках Андреевской модели этот парадокс имеет следующее решение. Развитие брамфатуры приводит к победе на данной планете либо “светлых”, либо “тёмных” сил. В случае победы тёмных сил реализуется один из двух вариантов. Либо это приводит к краху цивилизации данной планеты (случай Селенитов). Понятно, что в этом случае контактов с цивилизациями на других планетах она не установит. Либо это приводит к утверждению демонической цивизации (замысел Планетарного Демона для Земли с заселением её полуигвами и т.д.). По этому поводу Андреев пишет:
Отнюдь не разрушение миров, а именно завладение ими – такова их цель, но разрушение миров – объективное следствие подобного завладения. Лишённые объединяющего принципа любви и сотворчества, цементируемые лишь противоречивым принципом насилия, миры не могут существовать сколько-нибудь длительное время. Есть разрушающиеся галактики. И когда астрономические наблюдения внегалактических туманностей охватят более длительный период, чем сейчас, процессы этих мировых катастроф приоткроются взору науки.
(РМ II 3)
Если до разрушения своей планеты такая цивилизация не успеет колонизировать новую планету, то она тоже погибнет и не успеет установить с кем-либо контакт. Но даже если колонизация удастся, то в существенной степени на новой планете придётся начинать всё сначала. Если при этом планеты, которые остаются позади, погибают спустя несколько тысяч лет, то всё это больше похоже на отчаянное выживание, которое достаточно быстро прервётся - вероятно, опять-таки, до установления какого-либо контакта. Иными словами, если побеждают тёмные силы, то в любом случае возникает неустойчивая цивилизация, и кажется, что чаще всего она будет гибнуть до соприкосновения с другой. Такая логика интуитивно понятна.
В случае победы светлых сил всё интереснее. В целом мы полагаем, что устойчивая цивилизация должна рано или поздно перейти к космической экспансии. По сути, на этом предположении как раз строится парадокс Ферми, причём оно выглядит настолько самоочевидным, что не проговаривается. Оно основано на экстраполяции в будущее истории человечества: мы когда-нибудь должны перейти к колонизации других планет так же, как наши общества основывали колонии по другую сторону морей и океанов - и потенциально должны установить контакт с внеземными цивилизациями. Но Андреев утверждает, что это не так. По Андрееву, здоровая, сделавшая выбор в пользу светлых сил цивилизация в итоге приходит к трансформации материи, за которым следует исчезновение её планеты из физической вселенной. Т.е. такая цивизилизация не продолжает развиваться и расширяться в нашем пространственно-временном слое, а переходит в другой слой. Андреев говорит, что в Солнечной системе даже была планета, с которой это уже произошло, и это должно будет произойти с Землёй. Таково объяснение парадокса Ферми в рамках андреевской парадигмы.