В этой теме я хочу зафиксировать идею дона Диего о том, что затомис, как ни странно, является чем-то более широким и разноплановым, чем пятимерные аспекты трансмифов (в тех случаях, где они в принципе есть). Он высказал её, когда мы обсуждали вопрос о трансмифе джайнизма, предположив, что таковым может быть затомис индийской метакультуры. При этом он является также трансмифом сикхизма и индуизма. Но среди этих религий только одна имеет более высокий, пятимерный аспект трансмифа. Таким образом, индийский затомис, хотя и расположен ниже, вмещает соцветие нескольких религий.

Эта мысль тогда произвела на меня очень большое впечатление. Она шла взразрез с тем, как я тогда понимал верховные аспекты. Но если задуматься, такая картина выглядит даже более естественной - во всяком случае, если исходить из того, что движение душ происходит снизу вверх (как считаю я). В этом случае нет ничего удивительного в том, что по мере подъёма многообразие миров будет уменьшаться, хотя сами миры будут всё более богатыми и прекрасными. Это будет происходить не потому, что линии восхождения сливаются и объединяются (хотя такое тоже возможно), а просто потому что реализовать определённый эйдос на более высоких уровнях, поднять его на эти уровни тем более сложно, чем выше эти уровни. По-видимому, это обусловлено разными факторами, начиная от потенциала самого эйдоса и заканчивая количеством людей, которые вовлечены в его разработку. При этом я продолжаю придерживаться того, о чём писал в теме “Произвольный порядок восхождения”.

Таким образом, с одной стороны, я прихожу к мысли, что высшие аспекты трансмифов - это узкоспециальные миры, в которых обретает полную реализацию один конкретный религиозный эйдос. Каждая такая сакуала - это своего рода острие, на котором сконцентрирована работа над той или иной идеей (в широком смысле) или системой идей. Эта позиция отличается от той, которую излагает сам дон Диего в ветке “Трансмифы и ”верховные религии“”. С другой стороны, такой взгляд на затомисы избавляет от необходимости искусственным образом привязывать к верховным аспектам религий феномены, которые, с моей точки зрения, не имеют к ним отношения. В частности, европейская светская культура, явным образом позиционирующая себя в качестве альтернативы христианству, с моей точки зрения не может быть связана с высшим аспектом его трансмифа.