Одна такая монада появляется в каждой из брамфатур на заре её и на всем протяжении становления всех её сакуал остаётся средоточием Провиденциальных сил и Божественного Духа.
(РМ VI 2)
Возраст Земли составляет примерно 4,5 миллиарда лет. Исходя из цитыты выше можно допустить, что становление Планетарного Логоса в Шаданакаре по земным меркам длится примерно столько же (при этом мы не знаем длительность предыстории этой монады). Далее читаем:
Всемирная мощь Того, Кто был Иисусом Христом, возросла за эти века неизмеримо. Если бы Он опять явился в Энрофе теперь, перед чудесами, которые Он мог бы совершить, померкли бы все чудеса Евангелия, все чудеса индийских и арабских легенд. Но это пока не нужно. До Его второго пришествия осталось ещё два или три столетия, и за это время Он сможет достичь такой мощи, чтобы совершить величайший акт истории и метаистории — смену эонов.
(РМ VI 2)
Последнее предложение связано с ещё одним фрагментом:
…Но общение с ними, а тем более личное, непосредственное проникновение в микробрамфатуры фактически невозможно. Ни в одном из слоёв Шаданакара нет в настоящее время ни одного существа, на это способного: это пока превышает силы даже Планетарного Логоса. Только в макробрамфатурах Галактики действуют духи столь невообразимой мощи и величия, что они способны одновременно спускаться во множество микробрамфатур: для этого такой дух должен, сохраняя своё единство, одновременно воплотиться в миллионах этих мельчайших миров, проявляясь в каждом из них со всею полнотой, хотя и в ничтожно малые единицы времени.
(РМ II 3)
Напрямую этого не сказано, но я предполагаю, что здесь говорится о чём-то, что необходимо для смены эонов. То есть когда здесь употребляется слово “пока”, то имеется в виду, что это как раз то, что станет возможным для Планетарного Логоса в течение ближайших двух или трёх столетий, о которых идёт речь в предыдущем фрагменте. Последний связанный с этой темой фрагмент появляется в заключительной главе:
В природе начнутся необъяснимые явления, внушающие ужас, как предвестия какой-то космической катастрофы, ещё не бывавшей и, может быть, завершающей. Только ничтожная горсть устоявших, рассеянных по всем концам земли, поймёт эти явления. Они поймут, что свыше двух тысяч лет спустя после Голгофы Планетарный Логос вошёл, наконец, в Свою полную силу, достаточную для того, чтобы совершить преображение земли.
(РМ XII 5)
Таким образом складывается следующая картина:
1) На протяжении 4 миллиардов лет по земному времени богорождённая монада, о которой идёт речь, проходит путь становления в Шаданакаре в роли его Логоса.
2) За последние 2 000 лет, прошедшие с момента последнего воплощения в Энрофе, Его “мощь возрасла неизмеримо”, но пока недостаточно, чтобы осуществить смену эонов.
3) И она станет достаточной за следующие 200-300 лет.
Вопрос: каким образом может быть верным второе утверждение?
Я предполагаю, что могущество Планетарного Логоса так или иначе развивается на протяжении всего времени Его творчества в Шаданакаре. Если разделить 4 миллиарда на 2 000, то получится 2 000 000. То есть общее время становления Планетарного Логоса примерно в 2 000 000 раз больше, чем срок с момента Его последнего воплощения, за который Его “мощь возрасла неизмеримо”. При этом “неизмеримо”, очевидно, означает “неизмеримо по сравнению с состоянием на момент 2000 лет назад”. Теперь допустим, что есть некоторый мужчина, который “войдёт в свою полную силу” в день своего 30-летия. Если наложить на его жизнь приведённые выше сроки, то окажется, что мы говорим о нём меньше чем за минуту до его Дня рождения и утверждаем, что “за последние 8 минут его мощь возрасла неизмеримо”. Согласитесь, что звучит это загадочно.
Какие можно найти объяснения такой ситуации? Во-первых, как обычно, можно предположить, что Андреев допустил неточность, но это не очень инетересно. Более интересна версия, которая заключается в том, что в слое пребывания Планетарного Логоса - и, возможно, вообще в мирах восходящего ряда - время идёт иначе, чем в Энрофе. А именно, что оно “ускоряется” по мере приближения к смене эонов, то есть происходит “больше” событий. Возрастает богатство бытия, оно насыщается событиями. Это хорошо сочетается с интуитивным ощущением ускорения времени в истории Земли: планета сформировалась 4,5 миллиарда лет назад, жизнь на ней появилась около 3,7 миллирда лет назад, наши человекоподобные предки - 6-7 миллионов лет назад, Homo sapiens - около 200 тысяч лет назад, а неолитическая революция произошла около 12 тысяч лет назад. А потом 7 и 2 тысячи лет назад воплощался в Энрофе Планетарный Логос. До каждого следующего “значимого” события проходит меньше времени (не без исключений). Конечно, невозможно возразить на утверждение, что эти события выбраны произвольно и формально их значимость обосновать нельзя. Можно выстроить нарратив, в котором до каждого следующего “значимого” события будет проходить, наоборот, больше времени. Но, во всяком случае (насколько я вижу), так в основном смотрят на историю Земли и так наделяют значимостью её события современные европейцы.