(РМ 2) РМ. Книга I. Глава 2. Отношение к культуре
Вступительные слова
• Вся книга посвящена новому отношению к вещам, которые мы, казалось бы, знаем (сферы культуры, исторические явления, религиозные системы, царства природы), и первые главы являются только введением.
Первая часть главы. Наука и техника (“Ведущей областью в наш век является наука”.)
• Возможны способы познания и овладения материей, альтернативные по отношению к научно-техническому - магия, оккультизм, духовное делание.
• Одна из причин, по которой они не получили развитие, заключается в прерванности миссии Христа. В том числе из-за этого на текущем историческом этапе возобладали материалистические тенденции.
• Однако, “безрелигиозная эра - не бесконечна, мы живём в её конце”. (Здесь Андреев оказывается пророком постсекулярности.)
• В целом в перспективе сообщения, которое собирается передать Андреев, современное научное познание выглядит движением вслепую, которое не ведёт особенно далеко. Это можно считать первым тезисом раздела.
• Вторая проблема науки, с точки зрения Андреева, заключается в том, что она оторвана от этики. (Этика науки получает развитие лишь после Второй мировой войны, т.е. примерно в тот период, когда пишет Андреев.) Учёные и инженеры должны принимать во внимание “жизненнные интересы” человечества, животных и растений (и, можно добавить, стихиалей).
• Чтобы этого достичь, Андреев предлагает создать “Верховный учёный совет” Розы Мира, который “возьмёт под свой контроль всю научную и техническую деятельность”. (Это один из самых одиозных фрагментов книги.)
• В конце Андреев повторяет то, о чём говорил в первой главе: принципиальных противоречий между наукой и Розой Мира нет, т.к. "они о разном". Наука пока ничего не говорит о других пространственно-временных слоях, но это рано или поздно изменится.
Вторая часть главы. Экономика, международные отношения, демократия (“Думается, что уже и не самая идея планирования науки будет тогда предметом дискуссии…”)
• Андрееву кажется само собой разумеющимся, что экономика будущего будет плановой. Рыночную систему он называет “анархией производства”.
• По мере объединения государств во Всемирную Федерацию всё более актуальным будет вопрос о распределении экономических благ между мировыми регионами. Те, кто будут его осуществлять, должны будут обладать “полным национальным беспристрастием”. Вообще, люди должны научиться учитывать интересы представителей других народов, как свои собственные.
Потому что общая цель Розы Мира, точнее – того гигантского духовного процесса, который начался тысячелетия назад и лишь этапом которого является Роза Мира, – так вот, цель этого процесса – просветление Шаданакара, а ближайшая эпохальная задача – чтобы достойный человека материальный достаток, простое житейское благополучие и элементарно нравственные отношения между людьми водворились везде, не оставляя вне своих пределов ни одного человека. Тезис о том, что всякому человеку без исключения должны быть обеспечены занятия, отдых, досуг, спокойная старость, культурное жилище, пользование всеми демократическими свободами, удовлетворение основных материальных и духовных потребностей, начнёт стремительно воплощаться в жизнь.
(РМ I 2)
Третья часть главы. Эпоха материального благополучия и поворот к трансфизическим исследованиям (“Пройдёт несколько десятилетий…”)
• Рано или поздно наступит период всеобщего материального достатка, и эта сторона жизни отойдёт на второй план.
• Станет возрастать жажда творчества и познания. Сначала она найдёт своё преимущественное выражение в космонавтике. Но экспедиции к другим планетам не принесут значимых результатов.
• И тогда искания начнут разворачиваться в сторону других пространственно-временных слоёв.
Будут разработаны системы воспитания и раскрытия в человеческом существе потенциально заложенных в нём органов духовного зрения, духовного слуха, глубинной памяти, способности к произвольному отделению внутренних, иноматериальных структур человека от его физического тела. Начнутся странствия по иноматериальным мирам, по открывающимся слоям Шаданакара. То будет век Магелланов планетарного космоса, Колумбов духа.
(РМ I 2)
Четвёртая часть главы. Личность, творчество и любовь (“Какая же система взглядов на личность, на её ценность…”)
• Каждая личность наделена абсолютной ценностью, поскольку обладает “единоприродными с Божеством способности творчества и любви”. Относительная же ценность личности определяется тем, в какой степени она реализует эти способности. (Андреев вернётся к этой идее ценности в РМ V 3 “Отношение к животному царству”.)
• Идеалом аскетических религий прошлого (по-видимому, имеются в виду католицизм, восточное христианство, индуизм, буддизм) была святость, и они мерили относительную ценность личности степенью приближения к ней.
• Другие религии (такие как ислам и протестантизм) формулировали те или иные образы праведной мирской жизни, но во многом они были упрощёнными версиями идеалов первой группы. “Ни та, ни другая группа религий задач преобразования общества, и тем более природы, ни перед кем не ставила”.
• В итоге эти задачи были поставлены атеистическими идеологиями вроде марксизма.
• Для Розы Мира творчество и любовь являются и правами, и долженствованием человека.
Во всяком случае, творчество, как и любовь, не есть исключительный дар, ведомый лишь избранникам. Избранникам ведомы праведность и святость, героизм и мудрость, гениальность и талант. Но это — лишь раскрытие потенций, заложенных в каждой душе. Пучины любви, неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас. Религия итога будет стремиться разрушить эту преграду, дать пробиться живым водам сюда, в жизнь. В поколениях, ею воспитанных, раскроется творческое отношение ко всему, и самый труд станет не обузой, но проявлением неутолимой жажды создавать новое, создавать лучшее, творить своё. Все последователи Розы Мира будут наслаждаться творческим трудом, обучая этой радости детей и юношество. Творить во всём: в слове и в градостроительстве, в точных науках и в садоводстве, в украшении жизни и в её умягчении, в богослужении и в искусстве мистериалов, в любви мужчины и женщины, в пестовании детей, в развитии человеческого тела и в танце, в просветлении природы и в игре.• Андреев не забывает упомянуть, что творчество чревато человеческой гордыней.
(РМ I 2)
Пятая часть главы. Широкий и узкий путь, мирская жизнь и аскетизм (“В смысле личного духовного совершенствования…”)
• Эта часть является логическим продолжением предыдущей: Андреев уравновешивает написанное в ней тезисом о том, что “узкий путь”, т.е. аскеза, монашество, отшельничество точно так же возможен и важен.
• Но по нему нужно идти в правильном духе:
Если на Узкий Путь человек встаёт из страха перед возмездием или из-за мечты о личном, себялюбивом, замкнутом общении с Божеством, его победы не имеют цены. Никакого Божества, дарующего в награду своим верным рабам блаженное созерцание его величия — нет. Созерцание высших сфер есть выход личности из себя и приобщение Единому, объемлющему все монады и зиждущему весь мир. Поэтому последователя Розы Мира может принудить стать на Узкий Путь не духовный эгоизм, не жажда личного спасения при холодном безразличии к другим, но понимание, что на Узком Пути раскрываются такие дары, которыми праведник будет помогать миру из уединения более действенно, чем сотни живущих в миру, и которые в посмертии становятся такою силой, что перед ней преклоняются даже могучие демонические иерархии.
Шестая часть главы. Искусство. Сквозящий реализм или метареализм (“Я постарался предвосхитить отношение Розы Мира…”)
• Теме искусства посвящена целая книга РМ Х “К метаистории русской культуры”.
• Сквозящий реализм или метареализм
• Фантазии Андреева о системе цензуры художественных произведений (“Всемирный Художественный Совет”)
Седьмая часть главы. Значение культуры (“Если не вдаваться сейчас в разграничение понятий культуры и цивилизации…”)
• Ценность культуры. “Культура есть не что иное, как общий объём творчества человечества”.
• Возникновение общечеловеческой культуры и небесной страны, связанной с ней - Аримойи
• Мифология культуры