#1 Янв. 27, 2022 20:19:09

Артём Айрапетов
От: Москва
Зарегистрирован: 2013-11-30
Сообщения: 282
Профиль   Отправить e-mail  

Фрагмент о светлых излучениях психики

В одной из других тем я комментировал первую часть абзаца из главы “Христианский миф и прароссианство”:

В метаисторическом отношении существование не только Нила Сорского или Серафима Саровского, но и праведников меньшей высоты, меньшего духовного величия, меньшего непосредственного влияния на народную психологию и нравственность, даже праведников, может быть, оставшихся нам совершенно неизвестными, — важнее для метакультуры, чем прозябание тысяч людей духовной середины. Там «своя арифметика». Вспомним, что в то самое время, как гаввах, эйфос, излучения зависти, скупости, алчности, злобы восполняют убыль жизненных сил в стране демонов, излучения духовной радости, религиозного восторга и благоговения становятся тончайшим материалом для творчества затомисов; сорадование восполняет жизненные силы ангелов; излучения высокой любви между мужчиной и женщиной поднимаются в те миры, которые обозначены здесь как Волны Мировой Женственности и только лазурные отдалённые зарева которых можем мы воспринимать в минуты восхищений; сострадание же, вдохновение, творческий пламень людей укрепляют обитель Логоса Шаданакара.

(РМ VII 2)

Теперь я хочу разобрать вторую часть этого абзаца, в котором идёт речь о том, что происходит со светлыми излучениями психики. Когда-то у нас был разговор с доном Диего на эту тему. Он высказал мысль, что этот фрагмент компрометирует всю этическую систему координат, которую выстраивает Андреев, потому что если верно то, о чём он пишет, то светлые силы по сути ничем не отличаются от тёмных. Они просто выжимают из людей светлые чувства в расчёте восполнить свои силы, так же как демонические существа выжимают из людей страдания. Люди объективированы для них, они являются ресурсом.

Во-первых, я согласен с тем, что этот фрагмент неоднозначен и требует обсуждения. Он действительно делает возможной точку зрения, которую я описал выше. Во-вторых, я считаю, что её можно отклонить, построив следующую логическую цепочку:

Вопрос первый. Действительно ли есть эти излучения? Допустим, что они есть.

Вопрос второй. Они исчезают, рассеиваются в пространстве, или переходят в другие миры - так же, например, как излучения страданий? Допустим, что они не исчезают, а переходят в другие миры, потому что ничто в принципе не “исчезает”.

Вопрос третий. Они переходят в тёмные или светлые миры? Это вопрос без очевидного ответа. На самом деле, можно было бы предположить, например, что светлые излучения психики опускаются в тёмные миры и просветляют их. Но если это так, то тогда вообще всё, о чём идёт речь в этом фрагменте, ошибочно, и вопрос снимается. Если же мы хотим продолжить рассуждение, то допустим, что светлые излучения поднимаются в миры восходящего ряда. Можно заметить, что это согласуется с информацией о восхождении в эти миры, а не иные, людей с просветлённым сознанием.

Вопрос четвёртый. В светлых мирах они парят в каком-то изолированном состоянии или включаются в энергообмен, который происходит в этих мирах? Допустим, они включаются в энергообмен, потому что ничто не может по-настоящему изолированным: всё движется, взаимодействует, соединяется с другим, разъединяется, трансформируется и т.д.

Вопрос пятый. Включены ли существа этих миров в энергообмен, который в них происходит? Допустим, что включены, т.к. их тела являются частью этих миров и иначе существовать не могут.

Если всё это верно, то мы пришли к выводу, что светлые излучения психики восполняют жизненные силы обитателей восходящих миров, просто потому что а) ничто не исчезает, б) всё взаимодействует, в) “подобное взаимодействует с подобным” (в данном контексте понятно, что это означает). То есть объективации не обнаруживается на каком-либо шаге: если светлые излучения психики в принципе есть и если в принципе устройство мира похоже на то, как его описывает Андреев, то с ними будет происходить то, о чём он говорит.

И всё же этого недостаточно, потому что точно такую же цепочку рассуждений можно построить для излучений страдания и демонических миров с их обитателями. Она только показывает, что исчезновение разницы между демоническим и провиденциальным не обязательно следует из слов Андреева. Чтобы прийти к выводу о том, что она действительно есть, нужно ещё допустить, что хотя силы обитателей восходящих миров растут в том числе и за счёт светлых излучений психики людей, этот феномен не имеет отношения к их мотивации. А этого обосновать уже невозможно, в это можно только верить.

В целом, эта тема является ещё одним примером трудностей, которые возникают в рамках андреевской картины мира по той причине, что в ней субъективные вещи обладают объективными коррелятами. Душа - это некоторая система тел; падение в миры искупления происходит потому, что тонкие тела “утяжеляются” вследствие плохих поступков (каким образом??), и т.п. Душевная жизнь овеществляется. Эта тенденция очень опасная, её нужно постоянно ограничивать. Когда я вижу, как радуется человек, которого я люблю или который мне просто симпатичен, и радуюсь вместе с ним, это никак не связано с поглощением его энергий. Это не какой-то квазифический процесс, а ответ субъекта на то, что он воспринимает (хотя и сопровождающийся, безусловно, физико-химическими процессами в теле). Но тенденцию, о которой я говорил выше, нельзя списать на ошибочное восприятие, она является закономерной составляющей андреевской парадигмы или любой другой аналогичной, где предполагается существование тонких тел, связанных с душевной жизнью. Это своего рода точка напряжения, которую невозможно устранить.

В заключение приведу два фрагмента из главы “Киевская Русь как явление метаисторическое”, которые перекликаются со всем, о чём шла речь выше. Если тот фрагмент, с которого начинается эта запись, я могу прокомментировать, то здесь у меня только вопросы. Это одно из моих “мест спотыкания” в книге:

К постепенно уяснявшемуся долженствованию он пытался приблизиться своей вдохновенной отроческой игрой; эта игра стала перерастать в священнодействие, в миротворчество, когда высокий человекодух, бывший за несколько веков перед тем в Энрофе апостолом Андреем Первозванным, отдал свои силы Яросвету.

(РМ VII 1)

Смысл спуска или второго в Шаданакаре рождения Навны заключался в том, что она стала облекаться мало-помалу в материальные ткани того четырёхмерного слоя, где демиургом и великими человекодухами, отдававшими ему свои силы, начали закладываться материальные (не физические, конечно, а эфирные) основы Небесной Руси.

(РМ VII 1)

Также в связи с этой темой см.: Как устроена жизнь обитателей Дараинны?

Отредактировано artyom_ayrapetoff (Янв. 27, 2022 20:28:30)

Офлайн

Board footer

Модерировать

Powered by DjangoBB

Lo-Fi Version