Четвёртой предпосылкой в этом списке является следующая:
Преобразование сущности государства невозможно, в-четвёртых, без того, чтобы обществом не была прочно осознана порочность этой старой сущности; следовательно, на разоблачение этой сущности должны быть брошены немалые силы.
(РМ X 2)
В действительности же “разоблачение сущности государства” состоялось не позднее 1919 года, более чем за 30 лет до написания “Розы”, когда в Мюнхене Макс Вебер прочитал свой доклад “Политика как призвание и профессия”. В нём он сформулировал так называемую реалистическую теорию государства, согласно которой государство есть монополия на насилие в рамках определённой территории. Только сам Вебер смотрел на это утверждение - и нам нужно последовать его примеру - не как на разоблачение, а как на констатацию определённого объективного факта. Пафос разоблачения появляется у Андреева потому, что он исповедует идею общества без насилия уже в первом эоне.
При этом обратите внимание, что Вебер совершенно точно не был первым, кто указал на насильственную природу государства, уже хотя бы потому что он был младше анархизма. Но, по-видимому, он был первым или одним из первых, кто отказался от ложного морального пафоса в высказывании этой идеи. И именно после этого она смогла стать мейнстримом в социологии и политологии.