форум проекта выход
РМ X 2 “Миссии и судьбы” является одной из ключевых глав книги, потому что здесь Андреев формулирует список предпосылок, которые, по его мнению, должны быть реализованы, чтобы стало возможным исполнение миссии Северо-Восточной метакультуры. Сами мы их можем оценивать как важные или неважные, близкие нам или нет, но для понимания логики текста этот фрагмент является одним из основополагающих.
Четвёртой предпосылкой в этом списке является следующая:
Преобразование сущности государства невозможно, в-четвёртых, без того, чтобы обществом не была прочно осознана порочность этой старой сущности; следовательно, на разоблачение этой сущности должны быть брошены немалые силы.
(РМ X 2)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Дек. 14, 2021 11:57:43)
Офлайн
Реалистическая (она же конфликтная) теория государства - не единственная. Есть ещё функциональная. Если в конфликтной теории (частным случаем которой является марксистская интерпретация государства) акцент делается на насилии одной соц. группы над другой, то в функциональной - на теме самоорганизации общества, необходимым элементом которой становится государство. Предпочтение одной теории не означает отрицания другой. Вопрос в приоритетах.
Офлайн
Мне кажется, Андреев делает акцент на словах “прочно осознана обществом”. А разоблачали “порочную сущность” многие - включая самого Андреева.
Офлайн
Тихий дон ДиэгоВ этой тракторвке государства имеется в виду нечто совершенно отличное от насилия одной соц. группы над другой (хотя и включает его как частный случай). Речь идёт о том, что даже самое демократичное, самое эгалитарное, самое справедливое, возникшее исключительно на началах самоорганизации государство будет монополией на насилие. (Гипотетическое) государство, возникающее в результате самоорганизации, есть ответ на проблему насилия, заключающийся в его упорядочивании через институционализацию. Насилие, даже осуществляемое в рамках достигнутого общественного договора, минимизированное, ограниченное настолько, насколько возможно, началами разума и гуманизма, по-прежнему остаётся насилием. В это утверждение я не вкладываю обличение, разоблачение, обвинение. Я считаю это неизбежной данностью социальной жизни, от которой невозможно уйти в первом эоне.
Реалистическая (она же конфликтная) теория государства - не единственная. Есть ещё функциональная. Если в конфликтной теории (частным случаем которой является марксистская интерпретация государства) акцент делается на насилии одной соц. группы над другой, то в функциональной - на теме самоорганизации общества, необходимым элементом которой становится государство. Предпочтение одной теории не означает отрицания другой. Вопрос в приоритетах.
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Дек. 19, 2021 10:58:07)
Офлайн
Это вопрос фокусировки. Да, можно обратить внимание на то, что насилие ( и монополия на него) является неизбежным структурным элементом любой социальной организации. Я с этим и не спорю. Это можно принять как аксиому. Но я хотел обратить внимание на то, что можно определять функционализм как основное качество, основной элемент социальной организации. Наличие насилия при этом не отрицается, но оно не рассматривается как главное качество государственности.
Офлайн
То есть сущность государства - это не насилие. А самоорганизация социума. Насилие же оказывается неизбежным элементом, но не сущностью государства.
Офлайн
Тихий дон ДиэгоЯ не согласен с этим. Подавляющее большинство государств в истории возникли вовсе не в результате самоорганизации. Как результат самоорганизации можно рассматривать только современные демократические государства, и то с оговорками. В то время как насилие осуществляли все государства без исключения.
То есть сущность государства - это не насилие. А самоорганизация социума. Насилие же оказывается неизбежным элементом, но не сущностью государства.
Офлайн