Верхний тоненький слоёк земной коры, где таятся корни и семена растений, имеет в трансфизических мирах своё соответствие — чудесную страну Дараинну, область благих духов, пестующих корни и семена. Её ландшафт может показаться волшебным: семена и корни тихо светятся нежнейшими оттенками голубоватого, серебристого, зеленоватого цвета; вокруг каждого зерна мягко мерцает живая аура. Обитатели Дараинны — крошечные существа, похожие на белые колпачки; сверху у каждого ещё один колпачок, поменьше, вроде головки; имеется пара нежных и ловких конечностей — среднее между руками и крыльями. Они тихо переплывают по воздуху, шелестя складками своих колпачков — это их речь, их форма общения между собою, — и ворожат над семенами и корнями, как над колыбелями. Им ведомы те загадочные процессы, благодаря которым из крошечного семени вырастает большое дерево со всей сложностью своих форм. Если бы не их помощь, тёмные силы получили бы доступ к этим колыбелям и давно уже превратили бы земную поверхность в непроходимые заросли кошмарных форм — вампирически хищных и безобразных эквивалентов растительности.
РМ V 2
Зададимся вопросом: по какой логике устроено существование белых колпачков, обитателей Дараинны? Почему они ухаживают за семенами и корнями? Здесь можно предложить как минимум два ответа. Первый заключается в том, что их жизненные процессы завязаны на светлых излучениях семян и корней. Т.е. колпачки ухаживают за ними - и притом таким образом, чтобы защитить от демонического влияния - потому что питаются этими излучениями. Вторая версия - жизненные процессы колпачков никак не связаны с излучениями семян. Они восплоняют свои жизненные силы из другого источника, который не описан в тексте. Уход за семенами - это их культура или часть культуры, подобно тому как частью нашей культуры является парковое искусство или скульптура.
У нас недостаточно информации для того, чтобы установить истинность или ложность этих версий. Но мы можем попробовать сформировать отношение к ним. Однако, это оказывается не так просто. Далее я буду исходить из того, что белые колпачки созданы Эстирой, потому что, во-первых, они непосредственно связаны с царством растений, во-вторых, Андреев рассказывает о них в главе о светлых стихиалях.
Тогда, с одной стороны, от первого варианта становится не по себе, потому что, во всяком случае, на первый взгляд, он означает, что эти существа превращены в функцию. Если они поставлены перед выбором либо ухаживать за семенами и корнями и таким образом защищать их от демонического влияния, либо погибнуть, то кажется, что их создательница сама приобретает демонические черты. Их используют для того, чтобы решать определённую задачу.
С другой стороны, действительно ли эта ситуация такая мрачная? Представьте, что вы хотите воплотить в некотором слое новое сообщество. Это сообщество в любом случае должно будет чем-то питаться в том или ином смысле, т.е. будет осуществляться энергообмен между телами его представителей и внешней средой. Вам нужно задать механизм этого обмена, и вы решаете положить в его основу энергию, излучаемую созданиями, которых вы воплотили ранее. При этом последние не травмируются и не истощаются в результате этого процесса. Наоборот, новое сообщество будет оберегать их для поддержания собственной жизнедеятельности. Между вашими созданиями возникает симбиоз. Факт его существования не ограничивает новых созданий в развитии, переходе в более высокие слои и т.д. и не отягчает их карму. Почему это решение плохо?
Источником проблемы является то, что защита семян и корней от тёмных сил заявлена как миссия этого сообщества (если пользоваться терминологией Андреева), как его роль в “общем замысле”. Если колпачки привязаны к этой миссии необходимостью поддерживать свою жизнедеятельность, и никая избыточная по отношению к естественным процессам культура для этого не нужна, то она в случае возникновения будет носить характер освобождения от миссии, а не её реализации. Эта ситуация выглядит странной, если мы продолжаем исходить из того, что Эстира является светлой стихиалью.
В силу всего этого из двух обозначенных в начале версий для меня более приемлема вторая. Но неопределённость всё равно сохраняется. Применимы ли все эти этические оценки к растительному или животному царству? Допустим, “миссия” цианобактерий была в том, чтобы насытить земную атмосферу кислородом. Они “выполняли” её совершенно бессознательно, просто выделяя кислород как побочный продукт своей жизнедеятельности. Означает ли это, что их использовали? Если их шельты находятся на начальном этапе развития, можно ли ожидать какого-то другого существования? А про степень сознательности белых колпачков нам остаётся только строить догадки. Если говорить про земной Энроф, то здесь деятельность всех существ за исключением (с оговорками) человека мотивируется инстинктами, желаниями и страхами и осуществляется помимо воли. Делает ли это Эстиру и Заранду инфернальными иерархиями? В моих глазах нет, так как в конечном счёте они ведут этих существ к сознательности.