Мистика Нового времени
Делится на два русла:
Первое — то, что именуется «западной оккультной традицией» — течения сер. XV — 2-й пол. XIX в., в основе которых лежит «христианская каббала», а также наследие герметизма и гностицизма. Это розенкрейцерство, мартинизм, «Золотой Восход» и т. д.
Второе, нью-эйдж, — начиная с теософии и включая большую часть мистического творчества XX—XXI вв., в т. ч. неоиндуизм, неосуфизм и пр.
Есть некоторые сомнения в том, можно ли охарактеризовать «алхимически-розенкрейцерский» оккультизм как «высокую мистическую традицию», но до вершины Камалоки, во всяком случае, она простирается. Три мира, и троичный состав души здесь соответствуют каббалистическим мирам Асия, Ецира и Брия. Первый есть мир стихийный, второй — астральный, управляемый семью высшими духами (планетными), третий — Шамаим, мир божественного присутствия. Ступени совершенствования (избавления от пороков и невежества) в целом близки общеавраамическим, но громадное значение придается установлению власти над духами стихийного мира и овладению знаниями астрального мира с помощью его ангелов. Падшесть мира связывается с мятежом Люцифера. Адские (подземные) миры рассматриваются как зеркальный аналог «верхних» (стихийного и астрального), вообще демонологии уделяется много внимания. К особенности учения также относится культ просвещения и социальный активизм, нашедшие отражение в Манифестах розенкрейцеров и учении о Господнем плане великого просвещения человечества накануне конца света.
Когда правит толпа, человек управляется невежеством. Когда правит церковь, человек управляется суеверием, и когда правит государство, человек управляется страхом. Для того что бы человек мог жить в гармонии и рассудке, невежество должно быть превращено в мудрость, суеверие — в просвещенную веру, страх — в любовь. Вопреки противоположным утверждениям, масонство есть религия, ищущая объединения человека с Богом через поднятие своих инициированных до такого уровня сознания, когда бы они могли иметь четкое видение работы великого архитектора вселенной. От века к веку видение совершенной цивилизации сохраняется как идеал для человечества. В центре этой цивилизации будет стоять могучий университет, в котором священные и светские науки, относящиеся к таинствам жизни, будут свободно преподаваться всем тем, кто решится на философскую жизнь. Здесь не будет места для кредо и догмы, поверхностные сведения будут отброшены, и только самое существенное будет сохранено. Мир будет управляться наиболее просвещенными умами, и каждый будет занимать положение, которое ему идеально подходит.
Великий университет будет разделен на ступени, допуск в которые будет осуществляться путем предварительных испытаний или инициации. Здесь человечество будет учиться наиболее священным, наиболее тайным и воистину вечным истинам всех мистерий — символизму. Здесь инициированные будут приходить к пониманию, что каждый видимый объект, каждая абстрактная мысль, каждая эмоциональная реакция есть просто символ вечного принципа. Здесь человечество будет учиться тому, что Хирам (истина) лежит погребенным в каждом атоме Космоса, что каждая форма есть символ и каждый символ есть могила вечной истины. Через образование, духовное, умственное, моральное и физическое, человек научится освобождать живые истины от их безжизненных оболочек. Совершенное правительство Земли должно быть похоже на божественное правительство, которым упорядочивается Вселенная. В тот день, когда будет восстановлен совершенный порядок со всеобщим миром и триумфом добра, люди больше не будут искать счастья, потому что они найдут его внутри себя. Смертные надежды, смертные устремления, смертные добродетели поднимутся из могил, и дух красоты и дух доброты, постоянно убиваемые невежеством людей, снова будут мастерами работы. И тогда воссядут мудрецы на трон всемогущих и боги пойдут рука об руку с людьми.
(Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М., 2007. С. 311—312.)
Нью-эйдж в какой-то степени развивает обозначенные тенденции на синкретической основе и в целом имеет ещё более оптимистический характер.
Эти учения содержат подробное повествование о космической и трансфизической эволюции/строительстве мироздания, в которое вовлечены все существа, проходящие каждое свой собственный эволюционный путь.
Дух и материя обычно не противопоставляются.
Особенностью является подробное учение о иерархии «тонких тел», развивающихся в процессе эволюции; часто — учение о посвящении и ученичестве под руководством духовных водителей из высшего мира, уже завершивших собственную эволюцию и теперь занятых реализацией космического плана.
Перечень «тел» и соответствующих миров в нью-эйдже сильно варьирует, причём один и тот же термин может в разных школах означать разные уровни. Весьма смело (и неадекватно) используется и терминология из восточных учений.
Теософия |
Интегральная йога |
Учение Даниила Андреева |
Буддизм |
Каббала |
физический |
физический план |
«континенты» |
Асия |
|
эфирный |
||||
астральный |
витальный план |
|||
ментальный (мир форм) |
миры восходящего ряда эфирная материя [1] |
чатурмахараджика |
Ецира |
|
ментальный (мир без форм) |
средние слои. астральная материя |
траянистринса |
||
причинный (каузальный) |
ментальный план |
высшие слои Шаданакара. метаэфирная материя Сальватерра, Планетарный логос |
ямья |
Брия |
буддхиальный |
тушита |
|||
нирванический |
брахмакаики |
|||
монадический: семь дхиан-коганов [2] — планетарных логосов |
министры Брахмы |
|||
супраментальное |
духовная материя |
Ацилут |
Путь
По Роберу Амбелену. Мартинизм
Учение духовной алхимии включает как последовательные стадии великого делания: четыре элемента, три принципа философов (соль, сера, ртуть), два металла мудрецов (серебро и золото) и философский камень.
Вода + воздух = ртуть, воздух + огонь = сера, огонь + земля = соль, ртуть + сера = серебро, сера + соль = золото, золото + серебро = философский камень.
С четырьмя элементами соотносятся четыре добродетели ученых Древности:
земля — Благоразумие (проницательность, почтительность, трезвость, осмотрительность);
вода — Умеренность (владение собой, снисходительность, терпимость, сдержанность);
воздух — Справедливость (взаимоуважение, правильное понимание долга, стойкость, правосудие);
огонь — Сила (благородство, терпение, непреклонность, храбрость).
Три принципа, происходящие из четырех элементов, соотносятся с тремя богословскими добродетелями:
Принцип соли — Любовь-Милосердие (сострадание, мудрость, стремление противодействовать злу и содействовать благу в практической жизни);
Принцип меркурия (ртути) — Надежда (интуитивное знание);
Принцип серы — Вера (откровение).
Два философских металла, рожденные от соединения трех принципов, соответствуют двум высшим добродетелям:
Серебро мудрецов — Пониманию (гнозис, видение Бога — частичное);
Золото мудрецов — Мудрости, т. е. отбору наиболее ценного из того, что даёт понимание, абсолютное милосердие (любовь, стремление получить благо от Бога так, чтобы и остальные приобщились к нему).
Процесс трансмутации проходит в несколько стадий:
Первая стадия — нигредо — освобождение от семи страстей, семи грехов и семи заблуждений. Смирение (т. е. аскетическое ограничение, дисциплинирование девяти чувств — пять чувств, воображение, память, ясновидение и яснослышание — и сексуальности).
Вторая стадия — витриол, или зелёный лев, — обретение четырех «учёных» добродетелей. Пути к ним — молчание (внутреннее безмолвие), уединение (уход от толпы, воздержание от зла и общение с небесным наставником), пост (голодание, нищета) и бодрствование (самонаблюдение с определённых позиций). На этой стадии обретаются способности общения с высшими существами (ангелами).
Третья стадия — альбедо? — обретение трёх «богословских» добродетелей. Здесь происходит активное общение с ангельскими силами, но ценности и принципы основываются на более высоком «божественном плане», вплоть до его нисхождения к мистику.
Четвёртая — рубедо? — обретение двух «металлов» (высших добродетелей).
Философский камень — это реинтеграция, восстановление совершенства, обретение тела света.
По Анни Безант. Теософия
Согласно теософскому учению человечество (и большинство его представителей) проделало уже очень длительный путь на пути эволюции, поэтому в посмертии многие на короткое время достигают не только астрального, но и ментального мира.
Однако сознательный путь восхождения осуществляется очень немногими — теми, кто пресытился земными и астральными радостями и разочарованиями и устремляется в путь, движимый экзистенциальной тоской. Только из числа таких, к тому же любящих и бескорыстно деятельных натур, высшие учителя (пребывающие в нирваническом мире) негласно выбирают своих учеников и ставят их на путь испытания.
Качества, необходимые ученику: мудрость для различения реального и нереального в мире ценностей, равнодушие к земным вещам и благам, широкая терпимость, стремление к совершенству, контроль над умом, мыслями и речью, выносливость, вера (в учителя) и равновесие. Теперь им, бездомным странником среди миров, движет только жажда Бога/Освобождения, и он готов к Жертве. Параллельно им устанавливается полная власть над астральным телом, которое становится надёжным инструментом работы в других мирах.
Достигший этого уровня ученик проходит четыре посвящения.
В первом он должен освободиться от иллюзии я (т. е. от эго), сомнения и суеверия (конфессиональной и иной ограниченности).
Во втором — пройти при жизни врата смерти.
В третьем — освободиться от привязанности и отвращения, достичь видения единой сути и любящей доброты ко всему живущему.
Чётвёртое — последнее испытание — окончательное избавление от иллюзии самости, восприятие тотального Единства, освобождение от «распятия во плоти». Ученик достигает нирванического мира и богосыновства и входит в число учителей.
Широкие же учения нью-эйджа обычно никак не связаны с аскезой и делают упор на полноценную жизнь и развитие астральных способностей.
[1] Мир Олирна у Андреева имеет эфирную природу, хотя соответствует верхнему астральному миру теософов. В каббале он будет соотносится с Малхут мира Ецира (и, соответственно, с Кэтэр мира Асия). [назад]
[2] Они же «дхиани-будды». Вместе они коллективный Демиург, Махат. Более высокие уровни, вплоть до непостижимого абсолюта, упоминаются, но подробно не рассматриваются. [назад]