Известно, что больше всего обвинять своих ближних в эгоизме свойственно человеку, который сам в большой степени подвержен этому самому эгоизму. Он требует от других альтруизма - но в первую очередь этот альтруизм ближних должен быть направлен на самого обвинителя-эгоиста. С его точки зрения, у окружающих есть долги - но это долги перед самим эгоистом. И если окружающие эти навязанные им извне долги исполнять не желают, то навязывающий воспринимает отказывающихся от такого "долженствования" как предателей. И тем тяжелее этим "предателям", чем большую над ними власть имеет сей требовательный эгоист. И власть эта может быть тиранической - и на семейном, и на мелкогрупповом, и на макросоциальном уровне. Поскольку эгоизм бывает не только индивидуальный, но и групповой. Эгоизм семейный, клановый, корпоративный, Наконец, национальный.
Империя и имперское сознание - это паразит на социальном теле. Паразитирует он на стремлении человека к власти, к комфорту и к безопасности. Империя позиционирует себя как единственного гаранта от внутреннего хаоса и от агрессии внешних враждебных социальных образований. В качестве платы империя забирает себе человеческую свободу, любовь подменяет насильственно-иерархическими отношениями, а творческую способность человека перенаправляет на себя, на поддержание своего сложного, но совершенно внеэтичного механизма.
Горизонтальные связи между людьми в империи подменяются вертикальными. Портрет “большого брата” должен стоять между самыми близкими людьми. Единые в Боге люди оказываются в империи ее солдатами - империя разделяет людей и властвует над ними. Империя в пределе - это полностью атомизированное общество марионеток, чье единство чисто формально, поскольку возможно только во властном поле империи. У людей, чье сознание порабощено империей, происходит трансформация понятия свободы. Свобода как основа индивидуальной жизни и отношений между людьми подменяется квазисвободой - “свободой” имперской элиты реализовывать в мире свои планы. Сувереном в империи является не отдельный человек. Конструируется абстрактное понятие “народа”, от имени которого имперская элита действует. В современных империях именно этот симулякр народа и подается как “суверен”. А стало быть, подлинной независимостью в такой ситуации обладает именно сама империя и ее элита. Именно об их “свободе” и шла речь в государствах типа сталинского СССР или Северной Кореи. Индивидуум же призван жертвовать собой ради элиты и поддерживаемого ею идола - не существующего в реальности “народа”.
Но имперский обман заключается еще и в том, что настоящей защиты она человеку не обеспечивает. Защищает она не человека, а лишь сама себя. Околдовав человека своими чарами, она его порабощает, уничтожает на своих бойнях как пушечное мясо и объект прямого садистического воздействия. Если угроза возникает для самой человеческой души, то угроза внешнего захвата оказывается значительно менее острой. И всегда уместно вспоминать позицию древних эллинов: “мы победили персов, потому что мы - свободные люди, а они - рабы своего царя”. Ценность свободы должна оставаться первичной по отношению к псевдоценности безопасности - иначе нечего и незачем будет защищать. Как говорил Франклин, “народ, который предпочел безовасность свободе, лишится и свободы, и безопасности”.
Империя подменяет собой как личность, так и универсальную общность. Поэтому любой человек, не воспринимающий ценность империи как ценность высшую, воспринимается ею как предатель. Как агент неких внешних сил, которые пытаются империю разрушить. Как представитель “пятой колонны”. Если в качестве более высокой ценности выдвигается нечто локальное, вроде “малой родины” - предателя имперцы называют “сепаратистом”. Если же на первый план выходит ценность универсальная - тогда этот индивидуум клеймится ярлыком “космополит”.
Однако следует понимать, что сама империя в самой свой сути является ни чем иным, как предательством. Предательством высших этических ценностей - а стало быть, предательством благой человеческой сущности. Предательством как каждого отдельного человека, так и человечества в целом. Предательством космического целого и Бога, который проявляется в космосе как свобода, любовь и творчество. Зараженный имперской болезнью человек предает и сам себя, свое высшее “я”, и ближних, и всю универсальную целостность.
Империя подобна раковой опухоли, оправдывающей свое существование наличием других раковых опухолей. “Чтобы избавиться от дракона, нужно иметь своего собственного”. Империя пытается заслонить от человека его внутреннее солнце, выдав себя за него. Именно как разоблачение этой подмены следует понимать знаменитую акцию Диогена Синопского, на вопрос царя Александра “что я могу сделать для тебя, философ?” ответствовавшего: “Отойди - ты загораживаешь мне солнце”.
Империя, таким образом, пытается выключить человека из жизни универсума и заставить его действовать во имя империи - пытаясь стать для человека его единственным богом. А если в империи есть религия, в которой прямой культ императора неуместен - то тогда империя пытается представить себя единственным репрезентатором божественной воли, выводя экзистенциальное чувство высшей этико-мистической реальности в зону абстракции, отчуждая его и превращая в симуляцию.
Для носителя имперского сознания мир полон предателей и врагов, которых надлежит сломить или уничтожить. Внутренних врагов - предателей - она величает “пятой колонной”. Но, если использовать этот имперский дискурс развернув его против самой империи, носители имперского сознания и являются настоящими предателями всего благого - предателями под видом защиты “хорошего”. Но дурные имперские средства защиты этого хорошего трансформируют саму цель. Сама империя в итоге берется определять, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”. “Хорошо” или “плохо” в ланном случае может быть только самой империи, которая по определению думает только о себе. Универсальная этика подменяется этикой партикулярной, основанной на двойном стандарте.
В пределе империя пытается захватить, вобрать себя всю реальность целиком. А потому ее носители, будучи включены в состав человеческого рода и космического целого, выступают по отношению к этим целостностям “пятой колонной”, агентами сил, порабощающих человеческое сознание, ограничивающих его, лишающих его возможности любить и творить.
Безусловно, носители имперского сознания существуют и в иных регионах планеты. Однако нигде в мире мы не наблюдаем сейчас имперской пандемии такого накала, как в России. А потому - возвращаясь к ситуации марта 2014 года и к имперской истерике внутри России - следует понимать (и в первую очередь нам, носителям русской культуры, "льду под ногами майора"), что мы имеем дело с атакой пятой колонны на человечество. И настоящее решение этой проблемы, ответ на этот вызов - преодоление имперского сознания в каждом человеке, подверженном имперской болезни. А в итоге - присоединение России к человечеству, к мировому гражданскому обществу, а человечества - к вселенной свободы, любви и творчества.