Буддизм тесно связан с индийской традицией (прежде всего с санкхъей). Это хорошо видно по сравнительной таблице, описывающей структуру психокосма.
 

шкала

санкхья

буддизм

Камалока

1-й мир (до вершины Меру)

 

6 миров до вершины Меру

Антарикша

30 богов

боги агнишветта

боги ямья

тушита

апаранирмитавашаварти

паранирмитавашаварти

Траянистринса (33 бога)

Ямья

Нирманарати

паранирмитавашаварти

Махат

кумуда (дающие радость)

пратардана (нанизывающие/отделённые)

риббху (искусники)

анджанабха (чистое/проявленное небо)

прачитабха

Рупалока

 

Джаналока

Брахмапурабхита (советники брахмы)

Брахмакаики (сонмище брахмы)

Брахмамахакаики (великое сонмище брахмы)

Амара (бессмертные)

Брахмакаики

Тапалока

Абхасвара (сияющие небеса, лучезарные)

Махабхасвара (великие сияющие)

Сатьямахабхасвара (истинносияющие)

Махабхасв

 

Абхасвара

Шубхакирстна (всецелое блаженство /красота)

Сатьялока

 

Шуддханиваса (чистые обители)

Сатьябха (истинно сущие)

Санджнясанджни (восприятие восприятия)

Ачьюта (вечные, неколебимые)

Шудхаваса (чистые обители)

Арупалока

Пуруша

Бесконечное пространство

Бесконечное сознание

Великая пустота

Неописуемое


Однако, Будда Шакьямуни (6 в до н.э.) вносит в мистическую традицию ряд принципиальных новаций.

Во-первых, буддизм учение практически чисто психологическое – предметом его является сознаниеi . Тело, органы чувств в буддизме признаются факторами кармически нейтральными. Они есть результат кармы, а не её причина. Причина кармического существования – аффектированное сознание.

Во-вторых, из всех факторов помрачения сознания (клеш) выделяется одна – базовая, опора всех прочих. Это клеша неведения – авидья. Устранив её, мы автоматически обрушиваем все прочие.

В-третьих, авидья это, прежде всего я-отождествление – представление о субстанциональности я и мира. Это я-отождествление происходит на различных уровнях, соответствующих различным областям психокосма (мирах). Собственно, пребывание во всех обозначенных выше мирах есть ничто иное, как я-отождествление с ними. Причём, каждый следующий уровень я-отождествления снимает предыдущий. Это и есть традиционный мистический путь. Соответственно, буддийский путь это разотождествление (анатман) последовательно со всеми уровнями. Нирвана – полная свобода от любых программ (при возможности пользоваться любой из них, как уточняет махаяна). Махаяна же утверждает двухосновность пути: мудрость (избавление от авидьи) и сострадание (способность видеть мир позиций сансары необходимая для помощи другим живым существам).

В буддизме существует огромное (не меньшее чем в индуизме) число методов и отдельных путей-традиций, (поскольку считается, что для разных типов личности подходят разные методы). Ниже мы остановимся на наиболее общей махаянской шкале состояний, известной как 52 ступени на пути бодхисатвы.

Этот путь от обычного человека до Будды подразделяется на 11 областей, соответствующих пяти путям.

Область радости (поиск следов)

Путь накопления (самбхара-марга)

Камалока

Область чистоты (укрощение быка)

Освещающая область

(исчезновение быка)

Путь постижения (прайога-марга)

Озаряющая область

(исчезновение пастуха)

Область деятельности

Труднодостигаемая область

Путь прозрения (даршана-марга)

Рупалока

Область ясного видения

Отдалённая область

Область неподвижности

Путь совершенствования

(бхавана-марга)

Область добродетельного познания

Арупалока

Облако дхармы

Путь не-учения-более (ашаикша-марга)

Нирвана

По сути, мы может говорить и о трёх этапах, имеющих сходную структуру, и как бы «дублирующих» друг друга.

Четыре первые области можно соотнести с четырьмя сферами Камалоки на нашей обобщённой шкалеii .

Для прохождения первой из них сложная йогическая практика не нужна. Достаточно смены жизненных ориентиров, достигаемой через сознательное взращивание в себе любви и сострадания к живым существам и изучение доктрины (что в целом соответствует двум первым основам восьмеричного пути – правильным взглядам и правильное решимости). В этой первой области (области Радости) пять стадий: 1. вера, т.е. формирование мотивации. 2. запоминание, собственно знакомство с доктриной 3. усердие, сочетание мотивации, дисциплины и эмоциональной составляющей (область не случайно называется областью радости). 4. сосредоточенность в размышлении, это не просто глубокое осмысление доктрины, но и первый шаг на пути медитативной практики. 5. плодом становится обретение мудрости – смена ориентиров и ценностей, развитое мышление, глубокое рациональное понимание учения и убеждённость в его истинности.

Именно после этого буддист принимает осознанное решение об изменении своей жизни, и здесь начинается следующая область Чистоты.

Внешне это проявляется в принятии обетовiii . Здесь на первое место выходит дисциплина и актуализируются остальные 6 составляющих восьмеричного пути. Правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни не только направлены на непричинение вреда живым существам, но и служат опорой для правильного усилия (самообуздания) и правильного внимания (сати, смрити – постоянную осознанность собственных действий). Наконец, осуществляется переход к полному контролю успокоению ума (правильное сосредоточение), и одна за другой реализуются 9 ступеней концентрации (саматхи), результатом чего становится полная умиротворённость, ощущение невесомости тела, легкость духа, способность к абсолютной сосредоточенности. Достигается искусство в практике випашьяны – проникновения в исследуемый предмет/вопрос – объект концентрации. Тело, эмоции, сознание успокаиваются, желания и привязанности перестают доминировать. Средством одоления эго («природного человека» и т.д.) здесь является не борьба с ним, а беспристрастная осознанность тела, действий тела, ощущений, желаний, эмоций, реакций, ума. Искусство випашьяны позволяет перейти к осознанности атомарных психических процессов – дхарм. В результате происходит разотождествление с эго-сознанием. Возникает мощная мотивация к окончательной реализации – достижению буддовости, поскольку зов «изначальной природы», «корней благогоiv » теперь слышится совершенно отчётливо.

На следующей стадии, именуемой Освещающая область, эти практики приводят к нескольким прозрениям, главным из которых становится постижение Пустоты (Шуньи) – нереальности всех исследуемых объектов и нереальности я. Противовесом становится активная социальная практика – альтруистическая деятельность, направленная на благо живых существ. Именно это позволяет удержаться на срединном пути и прийти к более глубокому уровню постижения – относительной реальности или несубстанциональности, обретя мудрость-праджню (способность высшего интуитивного познания).

В этой и в следующий (Озаряющей) области основой практики становится дхъяна – развитие и углубление состояния самадхи. Сознание здесь проникает в уровни, не относящиеся к Камалоке, что сопровождается яркими экстатическими переживаниями блаженства и радости. Задача подвижника сохранить в этой ситуации трезвость и отстранённость, не дать новым состояниям полностью завладеть умом. В состоянии первой дхъяны полностью сконцентрированное, но при этом абсолютно расслабленное сознание включает активность интеллекта, во второй он умолкает, в третьей, в космическом блаженстве исчезает я-сознание, в четвёртой само состояние радости, а потом и блаженства, переходят в высшую объективность/отрешённость. Нетрудно соотнести эти стадии с системой санкхьи – на первой стадии задействован манас, на второй аханкара, на третьей буддхи, четвёртая – пурушаv . Однако суть именно буддийской практики не в том, чтобы, как ракета, отбросить все предыдущие ступени одну за другой, а в том, чтобы в каждой дхъяне сохранить способность трезвого восприятия. Само достижение дхъян именуется мирским уровнем, а випашьяна, практикуемая на каждой стадии, – надмирным. Только благодаря мирскому уровню растворяются мирские страсти и эго-сознание, клеши камалоки, обретаются сиддхи. Надмирная медитация открывают пустоту каждого уровня. Медитацию венчает утончение сознания до полной бессознательности, что, подобно погружению в кислоту, удаляет последнюю нечистоту.

Когда же «горы снова становятся горами, а воды, водами» подвижник достигает просветления, входит реальность, где нет смертей и рождений, нет сомнений и колебаний, где он «сын Будды». Он достиг стадии невозвращения. Мир остался тем же миром, но Камалока более не властна над нимvi .

Здесь начинается второй отрезок пути. Область деятельности и Труднодостигаемую область часто рассматривают как одну. Действительно здесь сохраняется двухосновность мудрости и сострадания. Альтруистическая деятельность на благо живых существ становится средством «адаптации» сознания Рупалоки к «существованию» в физическом мире. Двойственность восприятия абсолютной реальности Пустоты и видимого мира постепенно преодолевается в сознании недвойственностиvii . Именно здесь постигается суть срединного пути и четырёх благородных истин. По достижении этого уровня подвижник становится просветлённым учителем. Но высшего мастерства в роли наставника он достигает на следующей стадии, в области Ясного видения. Считается, что здесь неограниченный пространством/временем подвижник непосредственно учиться у всех Будд, посещая их в чистых землях. Он больше не ограничен исключительно учением Шакья-Муни. Он может спасать живые существа втайне от них, он может непосредственности «передавать природу Будды», т.е. временно вводить ученика непосредственно в состояние недвойственности, в его «изначальную» незамутнённую природу.

Отдалённая область завершает второй отрезок пути (хотя и не выводит ещё окончательно из Рупалоки). Это область окончательной реализации Срединного пути – сочетание одновременного видения истинной природы в единосущности всех существ и «омрачённой природы» каждого. В каждом существе он прозревает все миры (присутствующие в нём актуально или потенциально) Полностью прошедший эту ступень достигает состояния аннутара самьяк самбодхи (полного окончательного освобождения) и статуса архатаviii .

Для того чтобы было понятнее, остановимся на этих стадиях чуть подробнее. Области Ясного видения и Отдалённая соотносятся с мирами второй и третьей дхъян, что в индуизме соответствует Тапалоке. При соотнесении с областями Камалоки ей будет соответствовать «астральная сфера» и стадия «исчезновения быка». Только здесь в Рупалоке достигается не относительный, а абсолютный «софт» мироздания. Это область миротворящей программы/энергии – дао, шакти, пракрити, супраментального, кармы (не определяющей индивидуальные воплощения кармы Камалоки, давно преодолённой, а того кармического ветра, который создаёт, несёт и уничтожает миры и вселенные). Первая стадия – область Ясного видения связана с осознанием и овладением этой силой. Вторая – Отдалённая – с освобождением от её власти.

джаналока

1 дхъяна

анагамин

тапалока

2 дхъяна

3 дхъяна

сатьялока

4 дхъяна

архат

Пуруша, Брахман

4 без-образных дхъяны

бодхисатва (реализованный)

 

 

Будда

Третий отрезок пути проходят только бодхисатвы, поскольку абсолютная цель архата достигнута. Подвиг же бодхисатвы заключается в том, чтобы достигнув всего, снова родится и всё начать как бы сначалаix . Поэтому 10 следующих ступеней (составляющих две области) соответствуют каждая одной из областей пройденного ранее пути. Такой заново родившийся бодхисатва в другой системе, несомненно, имел бы статус полного аватараx .

Заново проходя все ступени, он в каждой достигает абсолютного совершенства.

Стадия радости соответствует началу нового пути. На стадии чистоты он, как воплощение абсолютной безгрешности, преодолевает Камалоку. На стадии света достигает озарения и излучает свет мудрости, рассеивающий заблуждения. На стадии блеска совершенствует свое познание и, преодолев последние трудности, достигает стадии неуязвимости для сил зла.

Эти пять стадий соответствуют Области Неподвижности (Неколебимости) и связаны с «вспоминанием» бодхисатвой своего реального статуса. Следующие пять стадий соответствуют Области Добродетельного познания и связаны с освобождением от привязанности к мирам Арупалоки и обретением бодхисатвой полноты духовных сил – необусловленной теургической силы сострадания. Это стадии:

1.прозрения истинной реальности и корней взаимозависимого возникновения (т.е. реальности сансарической);

2.постижения срединного пути (и реализации статуса архата), это стадия выхода за пределы учения махаяны;

3.окончательного пробуждения (вхождение в Арупалоку и познание её истинной сущности; 4.всепроникающей мудрости;

5.стадия Облака Дхармы (Дхармамеггха) – состояние полностью реализованного бодхисатвы, обретение дхармакаи и владение всеми тремя телами Будды.

Три тела Будды соответствуют истинной сущности трёх миров: дхармакая – Арупалоки, самбхогакая – Рупалоки, нирманакая – Камалоки. Дхармакая «не пребывает» нигде – она есть сама татхата, буддовость, предельная истина. Самбхогакая «пребывает» на вершине Рупалоки в мире Абхасвара или в чистой земле созданной самим бодхисаттвой. Нирманакая это физические тела, в которых бодхисатва может действовать в мирах Камалоки. При этом каждому из этих физических тел соответствует отдельная полноценная личность.

Последний участок пути называется область Не-учения более, поскольку бодхисатве больше нечему учиться. Он выбирает между продолжением «бытия» в качестве бодхисатвы или «становлением» Буддой. Состояние Будды и переход в Паранирвану это последняя 52 стадия.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------

i Энергетические практики появляются только в позднем, тантрическом буддизме.

ii Стихийная, эфирная, астральная и ума (мир огненный).

iii Существуют разные системы обетов: обеты мирянина, обеты послушника, обеты монаха, обет бодхисатвы.

iv Корни благого это несколько необусловленных дхарм всегда присутствующих в сантане (потоке сознания), но «заглушаемых» нескладным хором дхарм кармически обусловленных.

v В буддизме используется другая терминология, например слово манас означает аханкару

vi В этом состоянии отсутствуют абсолютные законы- ограничения низших миров. Например, подвижник одновременно пребывает во многих мирах, не имеет постоянного физического облика и т.д.

vii Также как бинарные оппозиции бытия и небытия, хаоса- космоса. В конечном итоге - нирваны и сансары.

viii Такое распределение статусов относится не ко всем школам и системам буддизма.

ix Возможны и иные трактовки

x Рождение бодхисатва может принимать и в мирах дэвов. В этом случае 2 стадии (бхуми) будет соответсвовать рождение в качестве одного из 4 владык., 3-й – Индрой, 4-й – правителем Ямьи, 5-й Нирманарати, 6-й – Тушиты, 7 – Паранирмити… 8 – Брахмой 1000 миров 9, 10 возможно воплощение в качестве владык сфер тапалоки и сатьялоки (Ишвары, по-индуистски). На первой стадии он может стать царём – чакравартином (мессией).