Индия

Индийская мистическая традиция существует не менее трёх тысячелетий.

Уже в ранних Упанишадах появляются термины Атман и Брахман, а также утверждение об их тождестве, что практически несомненно свидетельствует о достижении мистиками "сознания Рупалоки". Однако длительное время это учение было тайным и не выходило за пределы узкого круга посвящённых. Позднее оно получило развитие в философии Адвайта-Веданты.

Суть этого базового для индийских традиций учения в утверждении Брахмана – абсолютной реальности, неопределимой, неизменной, трансцендентной, предельно-сущностной. Для постигшего её изменчивый мир рассевается как туман, скрывающий солнце – "Брахман реален, мир – обман". В качестве истинной сущности любого индивидуального сознания Брахман выступает как Атман1.

В отличие от неизменного Брахмана, "иллюзорное" мироздание находится в непрерывном процессе циклического развития, развёртывания и свёртывания, чередуемого периодами пралайи – несуществования. Залипшее в нём сознание, в силу ложного самоотождествления с различными аспектами иллюзорного мира, вечно пребывает в круге перерождений.

Многие базовые понятия получили развитие в системе санкхья.

Согласно санкхье, Бытие делится на два принципиально различных, непересекающихся уровня: Пурушу и Пракрити. Пуруша – неизменное и абсолютное духовное бытие – аналог Брахмана и Атмана Упанишад. Нельзя приписать ему какие-либо характеристики, даже сознание. Сознание это отражение света Пуруши в Пракрити. Пракрити – изменчивый становящийся мир, циклически колеблющийся между проявленным и непроявленным (авьякта) состояниями. Перевод её как "материи" будет не совсем точен. В санкхье Пракрити имеет скорее природу божественной энергии, постепенно сгущающейся внизу до плотноматериального уровня. В состоянии авьякта она разъединена с гунами2, своими основными миротворящими качествами, и именуется Прадхана. После соединения прадханы с гунами начинается процесс миростановления, развёртывания, "овеществления" пракрити. В этом процессе доминирование постепенно переходит от гуны саттва через раджас к тамасу. В результате последовательно развёртываются 23 таттвы: первая из них носит имя "буддхи" – свет сознания, состоящий из чистой саттвы. Затее возникает аханкара – самосознание (рефлексия), затем 11 индрий – манас (интеллект), пять чувствующих и пять действующих индрий, которым в физическом теле соответствуют органы чувств и члены тела. Затем 10 материальных таттв – 5 танматра – это тонкие сути стихий, и пять махабхута (элементов), вплоть до чисто материального бытия – мира плотных вещей. В ранней теистической санкхье выделяется 25-я таттва – Махан Атма (Великий Дух) (24-й таттвой условно считается Пуруша), универсальная, распадающаяся на отдельные потоки Буддхи. Это Ишвара – личный бог, Творец (заметим, что его бытие относится к категории Пракрити). Ишвара – тот, кто вбирает в себя миры при переходе к авьякта и затем вновь творит их. Что касается Пуруши, то он в принципе не вовлечён в эти процессы. В атеистической санкхье Пуруша состоит из отдельных пуруш, незримо стоящих за каждым личным существованием, в теистической это лишь грани Единого Пуруши – Атмана3.

В процессе эволюции духовной традиции брахманизм становится индуизмом, распадаясь на шиваизм и вишнуизм. Возрастает значение чисто теистических систем (самые последовательные из которых – двайта и бхакти). На мистическую традицию сильнее всего повлияло развитие шактизма (в рамках шиваизма). На первый взгляд, эта система достаточно далека от санкхьи (особенно ранней, атеистической). На смену "идеалистической", "психологической" картине мира пришла энергийная. Мир стал рассматриваться как лила – бесконечная игра божественной энергии. Но суть и метрика мистических путей при этом в целом сохранились. Место Брахмана занял безличный Парамашива, Абсолют, проявлением которого являются Шива (как Ишвара, Бог) и Шакти (божественная энергия, аналог пракрити).

Суть пути по-прежнему заключается в обратном восхождении – преодолении всех уровней "объективации" Шакти, которые имеют характер её ограничения, дробления, вплоть до застывания виде косной материи.

 

Шкала

Условная шкала

Санкхья, миры

Шиваизм, миры

 "тела"

 

джайнизм

Сфера стихий

Антарикша

бхуварлока

Пранамайя-коша.

 Антарлока

аддхалока

Эфирная сфера

сваргалока

маномайякоша

Урдхвалока. Боги вайманика и джьётишка

Астральная сфера

Мир огненный

Махат

махарлока

виджняномайякоша

грайвеяка

Рупалока

Джаналока

джаналока

анандамайякоша

Шивалока

аннутаралока

Тапаслока

тапалока

сиддхи

Сатьялока

сатьялока

Арупалока

Пуруша

Парамашива (Абсолют)

Шивамайякоша. атман

 

Шива-лока есть проявление чистой божественной энергии. Тапалока – мир Шакти как майя-шакти, поскольку весь созданный мир – это майя.

Джаналока – мир Брахмы – Бога нашей кальпы (мирового цикла).

Махарлока –мир Праотца Праджапати – прародителя богов и асуров.

Это область чисто-нечистого – шуддхашуддхи, т.е.ограничения божественной энергии пятью завесами. Это: 1.Время как ограничение вечности 2.Карма, судьба, необходимость 3.Ограниченная энергия 4.Ограниченное знание 5.Привязанность, желание.

Вместе эти пять оболочек создают единичную, ограниченную душу (здесь, пурушу) наделённую качествами отделённости и субъективности.

Сварга-лока – мир богов. Это уже область психики, вовлечённой в материальный мир.

Путь мистика может описываться и через концепт «обретение тел», о которых человек, привязанный к материальной телесности и её потребностям, даже не подозревает: пранамайя – тело жизненной энергии, маномайя – тонкое тело ума-рассудка и эмоций, виджнянамайя – высшего сознания, интуиции, анандамайя – блаженства, радости. И наконец полное освобождение достигается через осознание своей тождественности Абсолюту.

В таблице приведены также миры, описываемые джайнизмом. Джайнизму принадлежит особенно заметная роль в разработке чрезвычайно важного для индийской традиции концепта кармы. Именно карму (рассматриваемую как особого рода субстанцию) джайны считают причиной залипания (буквально) души-дживы в иллюзорном мире. Соответственно, путь освобождения требует сначала приостановки, затем полной остановки притока новой кармы, затем уничтожения/сжигания уже накопленных запасов. Первая задача решается в четыре этапа: контроль тела, ума и речи; жёсткая ахимса; достижение отрешённости, кротости и непреклонности; сосредоточенная медитация на заданную тему. Вторая – жёсткой аскезой.

В следующей главе мы подробно рассмотрим описание мистического пути на примере ключевого вишнуитского памятника – Бхагаватгиты.

 

1 Такое понимание термина Атман характерно именно для тайного учения Упанишад, а позднее Адвайты. В общем же обиходе "атман" понимался как "душа", "индивилуальность". Именно против такого понимая атмана, как субстанционального я было направлено учение Будды об анатмане (не-я).     [обратно]

2 Гуны в какой-то мере аналог начал инь и ян китайской натурофилософии. Саттва – начало светлое и спокойное, раджас – страстное, огненное, тамас – тёмное, инертное.     [обратно]

3 Подобная двойственность вообще характерна для индийских систем, одни из которых рассматривают истинное Бытие (и соответственно освобождение Мукти) как Единство (Веданта, Шиваизм), другие, как множественность полностью освобождённых душ (джайнизм, буддизм в описании Мира без форма (Арупалока)).     [обратно]