Посвящается О.О. Клингенберг.
Мы с Олечкой когда-то много спорили на тему полезного и вредного. Ну как, спорили… Даже не спорили. Меня настолько бесила эта тема, что я ничего внятного по ней сказать не мог. Олечка просто знала, что когда она говорила: "Шоколад перед едой детям вредно, особенно трюфели" или "Овес полезнее готовить нелущеный, а ваши эти хлопья полумеры" меня начинало скрючивать особым образом, так что не стоило даже употреблять эти слова, "полезно", "вредно" и всё. Вероятно, в детстве мамка меня больно ушибла, произнося одно из этих слов или, возможно, однажды я съел что-нибудь очень полезное, а оно оказалось очень вредным, и теперь незаживающий открытый перелом психики был налицо.
Так вот. С тех пор прошли десятки и сотни лет, я стал несколько правильнее питаться, делать по утрам зарядку и баловаться даже иногда такими блюдами, как перловка и пророщенная пшеница, стал чуть меньше бухать, жрать наркоты и валяться после этого на холодном полу в подъезде без тёплой шапки и шерстяных носков, в общем, могу уже чуть членораздельнее говорить на эту тему, без громокипящего негодования и обличительного пафоса, но это не значит, что пафоса не будет.
Впервые я смог хорошо сформулировать это после давешнего концерта Псоя Короленко в разговоре с братом и рад поделиться с Олечкой, и вы тоже можете почитать.
Псой вообще настолько хорошо прочищает все области сознания и бессознательного, настолько полезен его стиль и его жанр, что помогает сформулировать даже кое-что о пользе и вреде, смело можно сюда взять эпиграфом всю его композицию "Грешно, вредно, запрещено".
Так вот о пользе. Полезно, очень полезно ходить на концерты Псоя, особенно со слайд-шоу из картинок, когда всё прошлое и вся современность, всё личное и всё историческое поднимается в душе и выплескивается – чувствуешь, как сквозь тебя, как в газировке газики, проходит всё культурное наследие человечества, такой постмодернизм с общечеловеческим лицом, с памятованием о Боге и Дерриде, "о друзьях и подругах", о былом, о прекрасном, о чудесном, и так до гениальности доходишь вместе с этим исполнителем очень легко.
Да, гениальность очень полезна. Но и конгениальность полезна – когда читаешь Махатму Ганди, Макария Египетского читаешь, да пусть того же Грибоедова изучаешь для написания сочинения со средней дочерью и чувствуешь, что ты понимаешь этот текст, возвышаешься до понимания, и даже сам можешь пару строчек на эту тему присочинить – это очень полезно, крайне полезно, полезнее, чем даже нелущеный овес.
Вообще очень много полезного на свете. Сидеть у костра в лесу летом и щипать музыкальный инструмент, беседовать неспешно очень полезно. Но и на прокуренной кухне спорить всю ночь до утра с портвейном и коньяком тоже очень полезно. В большом зале консерватории слушать Бавузе или Плане очень полезно, но и на Свонз или Коил сходить, мозги железным ёршиком прочистить тоже очень полезно. Над "Золушкой" на стихи Сапгира порыдать полезно, но и на звездное небо над головой смотреть куда как полезно, полезнее даже пророщенной фасоли и пшеницы вместе взятых.
Хорошо сделать свою работу, чтоб прям комар носу не подточил, очень полезно, в музей сходить на Караваджо полезно, на дискотеке поплясать полезно, путешествовать по Европе полезно, гулять по вечернему городу с вермутом полезно, Господу помолиться очень бывает полезно, но и ЛСД или МДМА скушать с чуством с толком с расстановкой изредка – весьма полезно, особенно некоторым.
А вот добывать в собесе очередную справку, читать бесконечно бесконечную френдленту, ходить на родительские собрания, стоять в очереди на кассу в магазине "Дикси", каждый день вскакивать в восемь утра на работу и вкалывать целыми днями свету не взвидев, блядствовать, сидеть на стимуляторах, будь то чай, кофе или амфетоз, или на депрессантах, будь то алкашка или гердос, проводить все вечера при включённом телевизоре, ругаться с домашними, парковаться вторым рядом, перебегать на красный, работать дружинником-контролёром при турникете на входе в метро – это, я вас уверяю, гораздо вреднее, чем даже Макдональдс, жвачка и перебить аппетит конфетой вместе взятые.
А самое вредное – это пожирать что-нибудь с жадностью и думать: "Это мне вредно, это мне вредно, ах, как же это вредно, то, что я делаю". Тьфу!
Послесловие редактора (Д.Ахтырский): Полностью разделяю пафос. Вредны все стремления, подменяющие стремление к абсолютному благу. Вредно стремиться к славе, богатству и власти. А не стремиться - полезно. Стремиться к здоровью самому по себе, в отрыве от абсолютного блага - очень вредно. Ну, разве что здоровье считать синонимом блага и желать здравствовать на всех уровнях всем живым существам. И о том, что же такое тогда настоящее здоровье, хорошенько подумать.