форум проекта выход
Первый вопрос, который мне задают, когда речь заходит о медитации - что такое медитация? Второй вопрос - для чего она нужна? Что я могу на это ответить?
Прежде всего, и это надо подчеркнуть, существует множество методов, объединяемых одним названием - от классической буддийской психопрактики до трансцендентальной медитации. Так вот, зачастую методы эти ведут к совершенно разным результатам. В данном разделе речь идёт о методах медитации, соответствующих аристопраксису. Сам же аристопраксис будет описан подробнее ниже.
Ответ на первый вопрос - что такое медитация? - будет таким: медитация как практика есть метод работы с сознанием. О медитации как о некоем определённом состоянии говорить не приходится, поскольку это процесс, проходящий через ряд стадий.
На второй вопрос - для чего она нужна? - напрашивается общий ответ: для изменения сознания. Если говорить об аристопраксисе, можно дать ответ, понятный каждому: медитация, входящая в аристопраксис - это внутренний источник спокойствия и самообладания. Для того, чтобы мы могли сохранять спокойствие в ходе нашей жизни, необходимо сначала "вырастить" внутри себя пространство или новое состояние, в котором мы можем пребывать, сохраняя покой.
В качестве иллюстрации можно привести довольно распространённую в мистических кругах аналогию - море, океан. Если мы плаваем на поверхности, нас постоянно подбрасывает на волнах - вверх-вниз. То мы охвачены желанием, то неприязнью, то тоской, то отчаянием, то пьяной радостью, и так далее. Всё это нас разрывает на части, в конце концов от нас ничего не остаётся и происходит разрушение психики и здоровья. Бывает и так, что мы находим тихую заводь, но тогда мы начинаем от неё зависеть. Стоит нам её покинуть - и начинается болтанка. Появляется страх потерять свой покой, свой текущий образ жизни.
Однако в глубине моря никогда не бывает волнения. Там всегда покой. И это ведь то же самое море. Так вот, медитация помогает найти эту глубину в себе. Глубину, независимую от каких бы то ни было передряг жизни. Углубление в медитацию во многом сродни психотерапии, но, на мой взгляд, значительно более эффективно при правильном подходе.
Возрастание самоконтроля достигается ещё и тем, что через наблюдение за собственными психическими процессами мы учимся улавливать промежуток между импульсом к действию и самим действием. Иными словами, мы учимся не бороться с эмоцией или желанием по факту их возникновения (что является делом глубоко бесперспективным), а попросту не допускать их возникновения. Иными словами, человек учится производить торможение нежелательных процессов. Это ведёт также и к усилению способности концентрации внимания.
Это самый непосредственный и понятный ответ на заданный вопрос. Большинство людей, занимаясь медитацией, будут вполне довольны этим эффектом: они станут более уравновешены, они найдут внутри себя источник покоя, отдыха. Их внимание станет более управляемым, а значит, и сознание станет более независимым. Из-за того, что негативные эмоции потеряют всю или часть своей власти, человек становится в целом более любящим и доброжелательным.
Однако суть аристопрактической медитации этим не исчерпывается. Такая медитация - это прежде всего способ самопознания и трансформации личности, инструмент на пути такой трансформации. Что такое трансформация личности в данном контексте? Это - восхождение по цепи пониманий, о которой уже говорилось ранее.
В предыдущей главе мы использовали аналогию "клетка-организм". Можно также прибегнуть к помощи аналогии с океаном. Представим себе разумную волну. Вот она живёт своей жизнью, считая себя отдельной от других волн - возможно, даже воюя с ними или вступая с ними в иные отношения. Но на каком-то этапе своей жизни она вдруг осознаёт, что на самом деле она составляет единое целое с океаном, и все её нужды, желания и проблемы в этом масштабе оказываются иллюзорными. Также она понимает и то, что она не есть нечто отдельное от других волн. И так далее. В момент такого прозрения происходит полный переворот понимания жизни и себя. Настоящая внутренняя трансформация. Так вот, медитация в аристопраксисе является, как уже говорилось, инструментом для такой трансформации.
В связи с этим довольно бессмысленно заранее пытаться определить результаты такой трансформации. Ребёнок не может адекватно определить, каким будет его состояние через двадцать или тридцать лет, когда он станет взрослым человеком или тем более отцом.
В этом трудность духовного пути. То, что человек переживает на этом пути, передать невозможно, пока путь не пройден. Любые ожидания лишь препятствуют трансформации, поскольку исходят из текущего состояния, которое должно быть превзойдено. Поэтому мастера вынуждены говорить что-то типа: "Мы сидим для того, чтобы сидеть". Или: "На нашем пути человек не получает ничего!" И в этом есть своя правда. Человек на этом пути действительно не получает ничего, более того - теряет. Свои иллюзии.
Поскольку главным элементом, который, видимо, отличает нас от животных, является именно потенциально развитое сати, способность к саморефлексии и самоконтролю, не будет преувеличением сказать, что аристопраксис, т.е. психопрактики, находящиеся в русле духовного пути, направлен на то, чтобы сделать человека вполне человеком, а не просто сумасшедшим двуногим говорящим животным.
Поскольку в ходе такой психофизической практики имеются определённые ключевые моменты, которые также понадобятся нам и при описании Элементики, поскольку она является по сути разновидностью аристопраксиса, остановимся на этих моментах подробнее. Их мы рассмотрим в терминах буддийского учения, поскольку оно, как мне кажется, обладает наиболее подробным их описанием.
Основными стадиями и инструментами аристопраксиса является то, что в буддизме называется шаматхой и випашьяной. Здесь мы подробно рассмотрим эти два понятия, а также некоторые сопутствующие элементы. Кроме того, мы попробуем проанализировать, как эти методы практикуются в буддизме, суфизме и исихазме.
Отредактировано plot (Янв. 28, 2015 08:28:04)
Офлайн
Гениально!
Офлайн