Классификация государств
В нашем тексте мы не будем углубляться в проблему диалога метакультур и условности их границ. Мы можем говорить о географическом пространстве метакультуры. Пока в истории существует, например, религиозно-этническое сообщество, мы можем говорить о том, что соответствующая метакультура (маркируемая в традиционном несекуляризированном обществе, прежде всего, религией) выражает себя через эту общность. В свою очередь, территория, занимаемая этой общностью и включённая в государства, ведущей идеологемой которых является конкретный религиозный код, может быть условно определена как политико-географическое пространство соответствующей метакультуры. И поскольку основной темой нашей книги является история великодержавных государств, мы остановимся на более или менее верифицируемом элементе их метакультурной идентификации – официальной идеологии правящей элиты, на той религиозной системе (ее реликтах в секулярных системах), которая легитимирует власть (государственную и конфессиональную). Это позволит нам определять, какая метакультура – как целостность – становится жертвой внешней агрессии. Ведь именно эти темы связаны с вопросом о появлении империонов.
В представленном тексте для определения организованных военно-политических общностей, осуществляющих властные функции на определенной территории, будет использоваться понятие «полития» (как по отношению к империонным, так и неимперионным образованиям). Во многом это связано с проблемой стадиального типирования политических объединений, с дискуссионным характером терминов «государство» и «вождество» и с динамическими изменениями, вносимыми рождением империона в социально-политическое устройство той общности, через которое он начинает проявляться. Нередко политический характер такой общности перед рождением империона и в начальный период его существования еще слишком примитивен для того, чтобы ее можно было причислить к «государству». При этом там, где существование «государства» не вызывает сомнения, мы будем использовать преимущественно этот термин, не используя термин «полития».
В нашем тексте термин «полития» включает в себя и такие социально-политические системы как: раннее государство (вождество); зависимая автономия; конфессиональная структура, распространяющая свой суверенитет на некое географическое пространство (римская средневековая иерократия, католические военно-монашеские ордена в Прибалтике, архиепископства, халифат, власть лам в Тибете и Монголии).
Метакультурная идентичность империона определяется двумя факторами. Его рождением в метакультуре, задающим его базовую метакультурную идентичность, и метакультурным характером той политии, через которую он себя преимущественно проявляет.
Метакультурная идентичность империона определяется идентичностью элиты той политии, через которую он себя преимущественно проявляет. Как правило, базовая идентичность империона и метакультурная идентичность подконтрольной ему политии совпадают. Однако в истории могли наблюдаться весьма сложные процессы, когда империон, рожденный в одной метакультуре и обладавший соответствующей базовой идентичностью, впоследствии оказывался сопряжен с политиями других метакультур. Сопряжение империона с чужой метакультурой может достигать такого высокого уровня, что его базовая идентичность может быть абсолютно нивелирована (например, принятие христианства в Риме в качестве государственной религии). .
Политии (как империонные, так и неимперионные) можно классифицировать по принципу их метакультурной идентичности. Политии, связанные только с одной метакультурой, будут обозначены в нашем тексте как ординарные. Неординарные политии одновременно являются феноменом нескольких метакультур. Можно выделить несколько типов неординарных политий:
- Синтетические. Япония до реставрации Мэйдзи; буддийские государства Дальнего Востока (Цзинь, Си-Ся); Парфия на начальном этапе своей истории; Кушаны от Куджулы Кадфиза и до начала упадка после Канишки; Римская империя при Константине I.
- Комбинированные. В этих политиях в качестве государствообразующих выступают несколько этносов (или политических наций), имеющих свои государственные институции на занимаемых ими территориях. Эти политии в свою очередь можно разделить на два подтипа – симметричные и ассиметричные. Первый подтип характеризуется формальным равенством входящих в состав государства территориальных автономий. В качестве примера можно привести современные Бельгию, Канаду, Швейцарию, Боснию и Герцеговину, Эфиопию. Особый случай представляют Австро-Венгрия после 1867 г. и СССР, в которых при формальном равенстве их частей фактически доминировала та часть, с которой преимущественно был связан империон (Австрия и РСФСР). Второй подтип – это политии, в которых формально доминирует одна территориально-государственная единица какой-либо метакультуры, при этом включающая в себя институционно оформленные субполитии других метакультур. Примерами могут служить средневековая германо-римская Империя (включавшая королевства Италия, Бургундия, Чехия), Австрийское эрцгерцогство, затем Австрийская империя (включающая королевства Венгрию, Чехию), китайские государства («империи») с теорией предустановленного суверенитета – в случае признания его «вассалами».
- Интегральные. Политии этого типа можно разделить на три подтипа. Первый – это полиэтнические политии без территориальной автономии этно-лингвистических общин, являющихся государствообразующими (Люксембург, Сингапур). Второй подтип – полиэтнические политии без территориальной автономии общин, но с их этно-конфессиональным представительством в государственном управлении (Ливан). Третий подтип - это политии, в которых одна из общин доминирует в конфессиональной сфере, при том, что другая община преобладает в военно-политической сфере. Пример – королевства франков (с 496 г.) и вест-готов (с 589 г.) после принятия католицизма в качестве государственной религии. В этих государствах германоязычный элемент доминировал в военно-политической сфере, а романоязычный принимал участие в государственном управлении на вторых ролях, и при том, что государственной религией королевств франков и вест-готов являлся католицизм, государственным языком была латынь, а священство было преимущественно романоязычно.
- Комплементарные. В этих политиях универсальная (надметакультурная) религия является единственной официальной конфессиональной формой для государств метакультуры (примеры – Католические германоязычные политии, Русь после крещения 988 г.).
Отличие синтетических и комплементарных политий состоит в том, что в синтетических политиях один и тот же государствообразующий этнос взаимодействует с самостоятельными конфессиональными системами нескольких метакультур. Сразу несколько конфессиональных систем или этатистских сакрализованных идеологий, связанных с разными метакультурами и имеющих официальный статус, обеспечивают легитимацию политической системы. Например, Япония была политией трех метакультур (Синтоистской, Синической и Северо-Буддийской).
В комплементарных политиях, в отличие от синтетических, роль государствообразующей идеологии играет единственная конфессиональная система. В России или дореформационной Германии господствовала только одна конфессиональная система. У государств Восточно-славянской и Норд-христианской (до Реформации) метакультур не сформировалось собственных конфессиональных моделей.