этот очерк был размещен в моем ЖЖ в ноябре 2011 г.
Белоруссия и Приднестровье: реликты советской политической нации
Третья Российская держава выражает себя преимущественно через государственность РФ, другие страны СНГ в этом плане являются для нее периферийной сферой. Влияние Третьей державы на эти государства имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внешнее влияние оказывается через прямое давление России – политическое, экономическое, военное. Внутреннее влияние проявляется в приверженности общества и элит данных государств авторитарной стилистике управления, в гипертрофированной роли государства в экономике и в идеологическом сопровождении власти, включающем положительное отношение к советскому военно-политическому наследию. Кроме того, поскольку русский этнос державообразующий, русскоязычные диаспоры являются каналом, через который Третья держава оказывает дополнительное влияние на страны СНГ.
За пределами РФ международно-признанным государством, в котором внутреннее влияние Третьей державы проявляется с максимальной интенсивностью, является Белоруссия. Процесс ужесточения белорусского режима протекал параллельно с реставрацией ряда ключевых элементов советской эпохи. В 1994 г. на первых президентских выборах в Белоруссии победил А. Лукашенко. В 1995 г. на референдуме большинство населения высказалось за придание русскому языку статуса, равного белорусскому и возвращению слегка видоизмененных герба и флага советских времен. Лукашенко в 1994-1999 гг. был более активным сторонником создания «Союзного государства» России и Белоруссии, чем российские лидеры.
В Белоруссии продолжают праздноваться советские праздники – День Победы 9 мая, День Октябрьской революции 7 ноября и День защитника отечества 23 февраля. Культ «великой отечественной войны» в современной Белоруссии, как и в РФ, является одним из идеологических стержней государственной идеологии. В Белоруссии сохраняются памятники советских вождей и советская топонимика. Особенно выделяется имя основателя советской репрессивной машины Ф. Дзержинского. Названный в советское время в его честь город сохранил свое имя. Высшей точкой Беларуси является Дзержинская гора (до 1958 г. носившая название Святой горы). Служба белорусской политической полиции носит то же название, что и аналогичный орган советских времен – Комитет государственной безопасности (КГБ). Система наград Беларуси является прямым продолжением советской. Высшей наградой является звание «Героя Беларуси», медаль которой в настоящее время практически тождественна советской «Золотой звезде Героя СССР».
Белоруссия является членом всех интеграционных проектов, инициируемых РФ: ОДКБ, ЕвразЭС, Таможенного союза. Лукашенко в 2008 г. практически продублировал оценку распада СССР, данную Путиным в 2005 г.: «Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой XX века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира».
В 1994-2011 гг. можно было неоднократно наблюдать вспышки конфликтов Лукашенко с Ельциным, Путиным или путинско-медведевским «тандемом». В моменты конфронтации режим Лукашенко оказывает сопротивление не Третьей державе, а российской властной элите, пытающейся оказывать давление на него – их экономические интересы могут и не совпадать. «Изнутри» же режим Лукашенко все равно остается неразрывно связан с Третьей Российской державой. Белоруссия – первое и пока единственное государство на пост-советском пространстве, которое передало РФ контроль над своей газо-транспортной системой. В настоящий момент ведутся переговоры о покупке российскими компаниями ведущих предприятий Белоруссии.
Коммунистическая идеология в Белоруссии после 1994 г. не была восстановлена в качестве государственной, поскольку в условиях частичной либерализации экономики в высоко-урбанизированном обществе коммунизм уже не мог играть роли интеграционной идеологии. Внешняя политика Белоруссии во многом продолжает традиции советской эпохи и перенасыщена антизападной риторикой.
Почему именно Белоруссия стала государством, в котором Третья держава так явно выражает себя? Причем во многом даже более полно, чем через государственность РФ? Окрашенность белорусской государственности в советские тона связана с особенностью этно-национального характера Белоруссии.
Белоруссия – полития Восточно-славянской метакультуры – является самым русифицированным государством в СНГ после РФ. Более того, в отличие от России в состав Белоруссии не входят инометакультурные автономные республики, которые сдерживают влияние Третьей державы на РФ. Белорусская этно-лингвистическая общность не смогла стать основой белорусской политической нации (в отличие, например, от Украины, в которой политическая нация сформировалась именно на основе украиноязычного этноса). В условиях продолжавшегося и после 1991 г. существования Третьей державы и слабости белорусского национал-демократического движения белорусская политическая нация с 1994 г. усвоила идентичность, основным элементом которой является не этнический белорусский, а советский миф.
Интересно также обратить внимание на сходство двух государств, возникших после распада СССР: Белоруссии и Приднестровья. И в том, и в другом большинство населения составляют русскоязычные (хотя, например, Приднестровская республика официально называется «молдавской» и «молдаване» являются в ней самым крупным этносом). И в том, и в другом сохраняется советская государственная символика. И то, и другое авторитарны (И. Смирнов сидит в президентском кресле дольше, чем А. Лукашенко – с 1991 г.). И в том, и в другом коммунисты не являются правящей партией.
В условиях продолжавшегося существования Третьей державы угроза объединения Молдовы и Румынии вызвала защитную реакцию русскоязычного населения и привела к возникновению Приднестровской Молдавской республики. Румынскому политическому мифу местное русскоязычное население смогло противопоставить модифицированный советский миф. И в политическом отношении приднестровская политическая нация является прямым продолжением молдавской советской нации – точно так же, как современная белорусская нация (преимущественно русскоязычная) является прямым продолжением советской белорусской нации.
Небольшое дополнение последних дней:
Интересно обратить внимание на отличие двух режимов – беларусского и приднестровского – в том, что касается уровня их давления на общество. Режим в Приднестровье мягче, чем в Беларуси. Там существует оппозиция (пусть и системная), есть относительная свобода прессы, существует баланс между ветвями власти. На очередных президентских выборах в 2011 г. многолетний лидер И. Смирнов уступил президентское кресло своему сопернику Е. Шевчуку. Как объяснить разницу между Беларусью и Приднестровьем в данном случае? Основное отличие Приднестровья от Беларуси состояло в том, что Приднестровье было непризнанным государством, отделившимся от Молдовы. И это вынуждало приднестровскую политическую элиту проводить умеренный курс и не устанавливать моноцентричный режим в стиле Лукашенко. Беларусь была государством, признанным мировым сообществом, которому не грозило враждебное поглощение – как в отношениях Молдовы (и стоящей за ней Румынии) и Приднестровья.