“Для людей, чье мировоззрение включает категории метафизики, пусть даже в такой слабой форме, как символизм или возможность трансформации мира при помощи идеологии, крушение значимых памятников означает метафизическую трансформацию нации. Идолы падают, когда нации освобождаются, и когда новые идолы встают на постаменты, нация порабощается. Группа людей, захватившая в 1917-м государственную власть силой оружия и обмана, насадила новую идеологию, которая позволила адски поработить народы Российской империи, и одним из их инструментов и символов стали новые памятники, установленные в таком количестве, что едва ли на всей территории империи нашелся бы гражданин СССР, ни разу в своей жизни не видевший Ленина хотя бы в гипсе.
Сила искусства наделяла эти статуи жизнью. Так было всегда. Статуэтки божеств в музеях, заставляющие искусствоведов испытывать сладкие ощущения, тем и хороши, что до сих пор живы. Они, конечно, сильно тускнеют в музеях - мавзолей на Красной площади в наши дни не так впечатляет, как в Пхеньяне. В мертвых идолах сильнее выпирает искусство, душевный подъем вызывает не метафизическая сопричастность, а эстетические решения. Мертвых идолов не свергают. Их также не расстреливают из пушек талибы. Потому что они не вызывают эмоций ни как защитники, ни как враги.
Когда гибнет картинная галерея под ударами авиации - это потеря для человечества. Когда очередной каменный идол расшибает лбом плитку у своего собственного пьедестала, всё человечество выигрывает. И неважно, насколько велик был художник, создавший черты идола, и насколько редкий материал пошел под резец. Это все имеет значение только в музее, а не на площади. А на площади имеет значение, только если эта площадь - музей.
Я понимаю чувства правнука Меркурова, который в Фейсбуке сетует на утрату объекта, в котором его прадед проявил свой действительно редкий по качеству дар. К сожалению, самая большая утрата в этой семье произошла в тот момент, когда этот дар пошел на изготовление памятника ”вождю мирового пролетариата“. И разбитое вдребезги тело Ленина, материальное свидетельство меркуровской сделки с дьяволом (полностью, кстати говоря, оплаченной с той стороны, в валюте этого мира), должно, напротив, принести невероятное облегчение и семейной карме Меркуровых, и скульптору Меркурову лично в его посмертном пути. А еще лучше считать, что он как просветлевший художник в 2013-м сам уничтожил свое творение как художественно неудачное - в высшем художественном смыле. Вот, Вучетичу пока не удалось.
А что касается собственно метафизической части падения кварцитного Ленина, то вряд ли я смогу что-то добавить собственным размышлениям любого читателя ”Розы мира“. Просто разгоревшаяся в интернете дискуссия об утрате этого, не к ночи будет сказано, культурного наследия, дала мне повод отметить вчерашнее важное и радостное событие в истории человечества на Exitum.org. С праздником, дорогие товарищи!”