форум проекта выход
Текст с разрешения автора взят из его блога в LiveJournal.
В мае 1990 г. на Съезде развернулась упорная борьба за пост Председателя Верховного Совета РСФСР между Борисом Ельциным, олицетворявшим реформистскую интенцию, и Иваном Полозковым, первым секретарем Краснодарского крайкома партии и членом ЦК, который в свою очередь на тот момент репрезентировал в Верховном Совете консервативную интенцию (более подробно о двух интенциях державы и раздвоении Системы – в записи от 3 ноября. Ни тот, ни другой кандидат дважды (25 и 26 мая не мог получить необходимого для победы количества голосов (хотя второе голосование было для Ельцина более удачным – см. http://www.praviteli.org/rsfsr/rsfsr1/yeltsin.php). И в этот момент под давлением Горбачева и Яковлева Полозков снимает свою кандидатуру в пользу Александра Власова, председателя Совета министров РСФСР. В итоге 29 мая Ельцин одерживает победу над Власовым и избирается Председателем ВС РСФСР (набрав на 4 голоса больше, чем было предусмотрено регламентом).
Голосование 29 мая явилось одним из решающих событий позднесоветской истории. Победа Ельцина (не как персоналии, а как выразителя определенной общественно-политической интенции) фактически означала, что Съезд и Верховный Совет РСФСР стали основными институциональными опорами реформаторского течения в системе общесоюзной и российской государственности.
Чем руководствовались Горбачев и Яковлев, заменяя кандидатуру Полозкова на Власова?
Вполне возможно, что менее консервативный Власов, занимавший к тому же во властной иерархии весьма высокое положение, представлялся им более проходной фигурой, которая устроит большинство депутатов.
Но возможно, что Третья Российская держава1 намеренно допустила победу Ельцина. Потому что победа национал-коммунистического крыла (а именно к нему можно отнести Полозкова) в государственных структурах РСФСР не могла в тот момент устраивать Третью державу. Тогда ее задачей было удержание союзных республик, ослабление в них центробежных настроений. А приход к власти в РСФСР национал-коммунистической консервативной группировки, напротив, могла их только усилить.
Кроме того, в условиях нарастания гражданской активности в СССР и РСФСР Третья держава стремилась ввести реформаторскую интенцию в институциональные рамки и, тем самым, лучше ее контролировать. Аморфная государственность РСФСР вполне могла играть роль этих рамок.
Внутреннее противоречие между стремлением Третьей державы сохранить Союз и необходимостью проведения экономических реформ и расширения демократизации загоняли Систему во всё более безвыходное ситуацию. Потому любые действия Третьей державы в этот период были внутренне противоречивыми, так как установление власти реформаторов в РСФСР в ближайшей перспективе ослабляло союзный центр, а значит и Третью державу.
1. Метадержавы - умопостигаемые реальности, выражающие себя в деятельности тех или иных великодержавных государств. "Третья Российская метадержава" - реальность, образовавшаяся в конце XIX века, утвердившаяся в 1918 году и выражавшая себя в деятельности Советской России, СССР, Коминтерна, а ныне инспирирующая государственность России и некоторых других постсоветских государств.
Москва, август 1991. Эпистолярные зарисовки, сделанные наивным 19-летним юношей - Дмитрий Ахтырский
Провал августа: советские люди не пожелали отстаивать свои гражданские права - Фёдор Синельников
Москва 1991 и Тяньаньмэнь 1989 - Фёдор Синельников
Раздвоение Системы: консерваторы и реформаторы в 1988-91 гг. Август 1991 - Фёдор Синельников
Edited fedor (Jan. 29, 2015 00:40:35)
Offline
совсем не понял фразу: “Но возможно, что Третья Российская держава1 намеренно допустила победу Ельцина.” Каков механизм “намеренного допущения”? это мистический акт или тут уже конспирологией пахнет?
спасибо.
Offline