форум проекта выход
ОГЛАВЛЕНИЕ
(РМ 2) РМ. Книга I. Глава 2. Отношение к культуре
Вступительные слова
• Вся книга посвящена новому отношению к вещам, которые мы, казалось бы, знаем (сферы культуры, исторические явления, религиозные системы, царства природы), и первые главы являются только введением.
Первая часть главы. Наука и техника (“Ведущей областью в наш век является наука”.)
• Возможны способы познания и овладения материей, альтернативные по отношению к научно-техническому - магия, оккультизм, духовное делание.
• Одна из причин, по которой они не получили развитие, заключается в прерванности миссии Христа. В том числе из-за этого на текущем историческом этапе возобладали материалистические тенденции.
• Однако, “безрелигиозная эра - не бесконечна, мы живём в её конце”. (Здесь Андреев оказывается пророком постсекулярности.)
• В целом в перспективе сообщения, которое собирается передать Андреев, современное научное познание выглядит движением вслепую, которое не ведёт особенно далеко. Это можно считать первым тезисом раздела.
• Вторая проблема науки, с точки зрения Андреева, заключается в том, что она оторвана от этики. (Этика науки получает развитие лишь после Второй мировой войны, т.е. примерно в тот период, когда пишет Андреев.) Учёные и инженеры должны принимать во внимание “жизненнные интересы” человечества, животных и растений (и, можно добавить, стихиалей).
• Чтобы этого достичь, Андреев предлагает создать “Верховный учёный совет” Розы Мира, который “возьмёт под свой контроль всю научную и техническую деятельность”. (Это один из самых одиозных фрагментов книги.)
• В конце Андреев повторяет то, о чём говорил в первой главе: принципиальных противоречий между наукой и Розой Мира нет, т.к. "они о разном". Наука пока ничего не говорит о других пространственно-временных слоях, но это рано или поздно изменится.
Вторая часть главы. Экономика, международные отношения, демократия (“Думается, что уже и не самая идея планирования науки будет тогда предметом дискуссии…”)
• Андрееву кажется само собой разумеющимся, что экономика будущего будет плановой. Рыночную систему он называет “анархией производства”.
• По мере объединения государств во Всемирную Федерацию всё более актуальным будет вопрос о распределении экономических благ между мировыми регионами. Те, кто будут его осуществлять, должны будут обладать “полным национальным беспристрастием”. Вообще, люди должны научиться учитывать интересы представителей других народов, как свои собственные.
Потому что общая цель Розы Мира, точнее – того гигантского духовного процесса, который начался тысячелетия назад и лишь этапом которого является Роза Мира, – так вот, цель этого процесса – просветление Шаданакара, а ближайшая эпохальная задача – чтобы достойный человека материальный достаток, простое житейское благополучие и элементарно нравственные отношения между людьми водворились везде, не оставляя вне своих пределов ни одного человека. Тезис о том, что всякому человеку без исключения должны быть обеспечены занятия, отдых, досуг, спокойная старость, культурное жилище, пользование всеми демократическими свободами, удовлетворение основных материальных и духовных потребностей, начнёт стремительно воплощаться в жизнь.
(РМ I 2)
Будут разработаны системы воспитания и раскрытия в человеческом существе потенциально заложенных в нём органов духовного зрения, духовного слуха, глубинной памяти, способности к произвольному отделению внутренних, иноматериальных структур человека от его физического тела. Начнутся странствия по иноматериальным мирам, по открывающимся слоям Шаданакара. То будет век Магелланов планетарного космоса, Колумбов духа.
(РМ I 2)
Во всяком случае, творчество, как и любовь, не есть исключительный дар, ведомый лишь избранникам. Избранникам ведомы праведность и святость, героизм и мудрость, гениальность и талант. Но это — лишь раскрытие потенций, заложенных в каждой душе. Пучины любви, неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас. Религия итога будет стремиться разрушить эту преграду, дать пробиться живым водам сюда, в жизнь. В поколениях, ею воспитанных, раскроется творческое отношение ко всему, и самый труд станет не обузой, но проявлением неутолимой жажды создавать новое, создавать лучшее, творить своё. Все последователи Розы Мира будут наслаждаться творческим трудом, обучая этой радости детей и юношество. Творить во всём: в слове и в градостроительстве, в точных науках и в садоводстве, в украшении жизни и в её умягчении, в богослужении и в искусстве мистериалов, в любви мужчины и женщины, в пестовании детей, в развитии человеческого тела и в танце, в просветлении природы и в игре.• Андреев не забывает упомянуть, что творчество чревато человеческой гордыней.
(РМ I 2)
Если на Узкий Путь человек встаёт из страха перед возмездием или из-за мечты о личном, себялюбивом, замкнутом общении с Божеством, его победы не имеют цены. Никакого Божества, дарующего в награду своим верным рабам блаженное созерцание его величия — нет. Созерцание высших сфер есть выход личности из себя и приобщение Единому, объемлющему все монады и зиждущему весь мир. Поэтому последователя Розы Мира может принудить стать на Узкий Путь не духовный эгоизм, не жажда личного спасения при холодном безразличии к другим, но понимание, что на Узком Пути раскрываются такие дары, которыми праведник будет помогать миру из уединения более действенно, чем сотни живущих в миру, и которые в посмертии становятся такою силой, что перед ней преклоняются даже могучие демонические иерархии.
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Март 10, 2022 14:57:19)
Офлайн
В этой главе развивается тема человеческой активности, творчества, просветления и преображения мироздания, которая появляется в первой главе (в той части, где описываются отличия Розы Мира от религий прошлого).
…Потому что общая цель Розы Мира, точнее – того гигантского духовного процесса, который начался тысячелетия назад и лишь этапом которого является Роза Мира, – так вот, цель этого процесса – просветление Шаданакара.
(РМ I 2)
Земной отрезок космического пути восходящей монады являет собой такой этап, на котором её способности к творчеству и любви уже могут и должны распространяться на окружающую её природную и искусственную среду, её совершенствуя, – то есть преодолевая в этой среде тенденцию к изолированному самоутверждению частей и частиц за счёт других. Зло заключается именно в такой тенденции, как бы она ни выражалась. Формами и масштабами оно разнообразно почти до бесконечности, но основа всегда одна и та же: стремление к утверждению себя за счёт остальных и всего остального.
(РМ I 2)
…Приходится повторить, что ни та, ни другая группа религий задач преобразования общества, и тем более природы, ни перед кем не ставила.
(РМ I 2)
…Потому что всякое творчество, кроме демонического, совершаемого во имя своё и для себя, есть богосотворчество: им человек поднимает себя над собой, обоживая и собственное сердце, и сердца других.
(РМ I 2)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Март 3, 2022 21:12:59)
Офлайн
Что не нравится
1. Безличный способ некоторых высказываний:
Мало-помалу новое отношение возникает ко всему… Новое отношение возникает ко всему, но это не значит, что всякое старое отношение обесценивается или опорочивается
(РМ I 2)
Возникает представление о миллионных содружествах подобных душ, о небесных странах и градах над каждым из сверхнародов мира и об Аримойе — ныне возникающей небесной стране культуры общечеловеческой.
(РМ I 2)
…Естественно поэтому, что одним из первых мероприятий Розы Мира после её прихода к контролю над деятельностью государств будет создание Верховного Учёного Совета — то есть такой коллегии, которая выделится внутренними кругами самой Розы Мира. Состоящий из лиц, сочетающих высокую научную авторитетность с высоким нравственным обликом, Совет возьмёт под свой контроль всю научную и техническую деятельность, направив свою работу по двум путям: планирующему и оберегающему.
(РМ I 2)
Наступит время, когда этический и эстетический уровень общества и самих деятелей искусств станет таков, что отпадёт всякая надобность в каких-либо ограничениях, и свобода искусств, литературы, философии и науки станет полной. Но между тем моментом, когда Роза Мира примет контроль над государствами, и эпохой этого идеального уровня пройдёт несколько десятилетий. Не из мудрости, а из юношеской незрелости могла бы возникнуть мысль, будто общество уже достигло тех высот развития, когда абсолютная свобода не может породить роковых, непоправимых злоупотреблений. Вначале придётся вручить местным филиалам Всемирного Художественного Совета, кроме других, более отрадных функций, также и этот единственный контроль, через который будет проходить художественное произведение перед его обнародованием. Это будет — если не обидится читатель на шутку — лебединой песнью цензуры.
(РМ I 2)
Жителям латиноамериканских республик придётся отучиться от привычки заботиться и плакаться только о себе и принять участие в распределении мировых благ с учётом нужд Афганистана, Камбоджи и даже Якутии.
(РМ I 2)
Короче говоря, каждый, причастный к руководству Розы Мира, должен уметь чувствовать себя прежде всего — членом космического целого, потом — членом человечества, и только уже после всего этого — членом нации. А не наоборот, как учили и учат нас доселе.
(РМ I 2)
Учение укажет и на долженствование личности: на последовательное расширение сферы того, что охватывается её любовью; на возрастание, умножение и просветление того, что создаётся её творчеством. Творчество, таким образом, оказывается и правом, и долженствованием.
(РМ I 2)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Март 4, 2022 23:09:46)
Офлайн
Замечания
1
Отсюда и общее отношение Розы Мира к науке и технике на текущем историческом этапе. Кропотливо накапливая факты, выводя из них кое-какие закономерности, не понимая ни природы их, ни направленности, но овладевая ими механически и при этом будучи не в силах предугадать, к каким изобретениям и социальным потрясениям приведут её открытия, — наука давно доступна всем, независимо от морального облика каждого.
(РМ I 2)
В частности, очень любопытно будет наблюдать, к каким ухищрениям прибегнет эта философия в недалёком будущем, когда ей придётся, под давлением фактов, вводить в круг своих понятий понятие антиматерии.
(РМ II 3)
Во всяком случае, творчество, как и любовь, не есть исключительный дар, ведомый лишь избранникам. Избранникам ведомы праведность и святость, героизм и мудрость, гениальность и талант.
(РМ I 2)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Март 11, 2022 15:43:13)
Офлайн