форум проекта выход
На мой взгляд, мы неоправданно делаем слишком жесткие различия между разными сущностями в андреевском мире. Мы фиксированно относим их к какому-то классу, словно между ними есть принципиальная разница, но возможны и альтернативные точки зрения.
Первый пример такого рода - это разница между затомисами и “трансмифами”. Я пишу это слово в кавычках, потому что в нашем личном общении мы так к нему привыкли, что перестали ощущать неточность такого словоупотребления. Не существует такой вещи, как “просто трансмиф”. Есть только “трансмиф чего-то”, “трансмиф такого-то мифа”, и мы перестали воспринимать это содержание термина. Далее я хочу разобраться в том, что будет, если вернуться к исходному смыслу.
Итак, у Андреева есть важная пара понятий - “миф” и “трансмиф”. Первое из них он, по сути, переопределяет по-своему. Оно означает не совсем то же, что мы подразумеваем под словом “миф”:
…Из сказанного вытекает, что никакие учения, кроме учений «левой руки», распознаваемых, прежде всего, по их душевно растлевающему воздействию, не могут быть отвергнуты полностью. Они должны быть признаны недостаточными, обременёнными субъективно-человеческими привнесениями: эпохальными, классовыми, расовыми, индивидуальными. Однако зерно относительной истинности, зерно познания «от нас» той или другой области трансфизического мира имеется в каждой из религий, и каждая такая истина драгоценна для всего человечества. Естественно при этом, что объём истинности систем, сложившихся в итоге опыта множества индивидуумов, как правило, больше объёма истинности систем, распространённых только у небольших групп. Исключение могут составлять молодые системы, восходящие, быть может, к широкому распространению, но, в силу естественного хода вещей, сперва минующие стадию келейного или ограниченно группового существования.
Подобные широко распространённые системы называются в данной концепции – как это будет подробно разъяснено несколько ниже – мифами. За мифами всегда стоит та или иная трансфизическая реальность, но она не может быть не искажённой и не запутанной привнесением в миф множества «человеческого, слишком человеческого».
(РМ I 3)
Структура Шаданакара, к колоссальной проблематике которой скоро пора уже будет перейти, останется непонятной в самых своих основах, если предварительно не усвоить, что такое сверхнарод, метакультура и трансмиф.
(РМ II 3)
Определение дедуктивное.
Общий миф сверхнарода есть осознание сверхнародом в лице его наиболее творческих представителей некоей второй реальности, над ним надстоящей, в которую он сам входит частью своего существа и в которой таятся руководство его становлением и корни его судьбы, — осознание, замутнённое посторонними, из неупорядоченной человеческой природы возникающими примесями.
Эту вторую реальность, служащую объектом трансфизического и метаисторического, художественного и философского постижения, можно условно обозначить термином трансмиф.
(РМ II 3)
Но лестница слоёв Шаданакара не заканчивается там, где завершаются сегменты метакультур: дальше поднимаются пятимерные и шестимерные миры, тоже получившие своё смутное отображение в мифах и религиях человечества. В этом смысле ко многим из этих слоёв тоже применимо наименование «трансмифы».
(РМ II 3)
Но в более узком и более высоком смысле слово «трансмиф» применяется к особой сакуале: это система миров с пятью измерениями пространства и с огромным числом временных координат; это пять грандиозных, как бы светящихся изнутри солнечным сиянием, прекрасных и прозрачных пирамид, незыблемо высящихся над Энрофом.
(РМ II 3)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Дек. 1, 2021 15:15:05)
Офлайн
Итак, резюмирую свои выводы:
• у Андреева понятие “трансмиф” не закреплено за мирами религий, которые он называет “высшими” (зороастризм, индуизм, буддизм, иудаизм и христианство). Употребление слова “трансмифы” отдельно, так, словно оно обозначает эту конкретную группу миров, является логической ошибкой. Это идентично ситуации, когда кто-то начал бы употреблять слово “спутники” в значении “спутники Юпитера”, как будто это слово обозначает спутники данной планеты, а не вообще небесные тела, которые вращаются вокруг других.
Примеры неправильного употребления: “Некоторые затомисы связаны с трансмифами, а другие нет”. “Соединение шельта с монадой происходит ниже уровня трансмифов”.
Чтобы употребление стало правильным, достаточно добавить ответ на вопрос “трансмиф чего?”: “Некоторые затомисы связаны с трансмифами пяти религий, называемых Андреевым высшими, а другие нет”. “Соединение шельта с монадой происходит ниже уровня трансмифов пяти религий, называемых Андреевым высшими”.
• понятие трансмиф является универсальным и обозначает любой слой, который связан с тем или иным мифом в Энрофе. Затомис Античной метакультуры является трансмифом древнегреческой религии, затомис Синтоистской метакультуры (“Японской” по Андрееву) является трансмифом синто, и т.д. Это не моя концепция или новаторская идея, это то, что прямым текстом пишет Андреев. В этом можно убедиться, прочитав фрагменты, в которых употребляется это слово.
• тем не менее, по моему мнению, искажение употребления слова “трансмиф” является не случайным. К нему подталкивает сам Андреев. Первый шаг в этом направлении - обозначение
зороастризма, индуизма, буддизма, иудаизма и христианства термином “высшие религии”. В результате они обретают исключительный статус, на фоне которого остальные религии меркнут. В то время как в РМ VI 1 мы читаем:
"Систематизирующий разум пытается влить их в твёрдые формы учений, чтобы приобщить к ним многих, и создаёт тусклые отблески, подобно учениям о Дао, о Плероме, об Эмпирее, о дыхании Парабрамы".
(РМ VI 1)
Лишь много лет спустя и, в сущности, совсем недавно уяснилось для меня, что эта пирамида — не одинока, что с нею как бы согласованы другие, и всего их пять, а шестой в Шаданакаре никогда не будет.
(РМ III 3)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Дек. 29, 2021 13:56:59)
Офлайн
пара технических уточнений.
Артём АйрапетовНе все ведантисты.
Ведантисты вообще считают идею и переживание Ишвары одним из последствий неведения.
Артём Айрапетовкрайне искажённо. И я говорил, насколько я помню, о Гридруттве.
что в наследии Рерихов отразилось ощущение реальности Синклита Мира.
Офлайн
Дополнение. Почему может возникнуть путаница между понятиями “пирамида” и “трансмиф”? Потому что на протяжении текста в целом Андреев употребляет понятие “трансмиф” практичеки только по отношению к пирамидам. Он называет их “трансмиф христианства”, “трансмиф буддизма” и т.д. Но он не называет, например, затомис синтоистской метакультуры “трансмиф синтоизма”, или затомис античной метакультуры - “трансмиф эллинской религии”. Из-за этого понятие “трансмиф” “перетягивается” на пирамиды.
Кроме того, важную роль в этом отношении играет такой фрагмент:
…Но в более узком и более высоком смысле слово «трансмиф» применяется к особой сакуале: это система миров с пятью измерениями пространства и с огромным числом временных координат; это пять грандиозных, как бы светящихся изнутри солнечным сиянием, прекрасных и прозрачных пирамид, незыблемо высящихся над Энрофом. Не только Энроф, но и небесные страны метакультур кажутся оттуда глубоко внизу, в сумраке. Эти миры — высшие аспекты трёх (не четырёх!) великих международных религий и двух религий, почти не разбивших своей национальной замкнутости вследствие ряда исторических причин, но носивших на себе отблеск как своих затомисов, так и этой, несравненно более высокой сакуалы.
(РМ II 3)
Отредактировано artyom_ayrapetoff (Дек. 7, 2022 10:40:31)
Офлайн