форум проекта выход
этот очерк был размещен в моем ЖЖ в ноябре 2011 г.
Белоруссия и Приднестровье: реликты советской политической нации
Третья Российская держава выражает себя преимущественно через государственность РФ, другие страны СНГ в этом плане являются для нее периферийной сферой. Влияние Третьей державы на эти государства имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внешнее влияние оказывается через прямое давление России – политическое, экономическое, военное. Внутреннее влияние проявляется в приверженности общества и элит данных государств авторитарной стилистике управления, в гипертрофированной роли государства в экономике и в идеологическом сопровождении власти, включающем положительное отношение к советскому военно-политическому наследию. Кроме того, поскольку русский этнос державообразующий, русскоязычные диаспоры являются каналом, через который Третья держава оказывает дополнительное влияние на страны СНГ.
За пределами РФ международно-признанным государством, в котором внутреннее влияние Третьей державы проявляется с максимальной интенсивностью, является Белоруссия. Процесс ужесточения белорусского режима протекал параллельно с реставрацией ряда ключевых элементов советской эпохи. В 1994 г. на первых президентских выборах в Белоруссии победил А. Лукашенко. В 1995 г. на референдуме большинство населения высказалось за придание русскому языку статуса, равного белорусскому и возвращению слегка видоизмененных герба и флага советских времен. Лукашенко в 1994-1999 гг. был более активным сторонником создания «Союзного государства» России и Белоруссии, чем российские лидеры.
В Белоруссии продолжают праздноваться советские праздники – День Победы 9 мая, День Октябрьской революции 7 ноября и День защитника отечества 23 февраля. Культ «великой отечественной войны» в современной Белоруссии, как и в РФ, является одним из идеологических стержней государственной идеологии. В Белоруссии сохраняются памятники советских вождей и советская топонимика. Особенно выделяется имя основателя советской репрессивной машины Ф. Дзержинского. Названный в советское время в его честь город сохранил свое имя. Высшей точкой Беларуси является Дзержинская гора (до 1958 г. носившая название Святой горы). Служба белорусской политической полиции носит то же название, что и аналогичный орган советских времен – Комитет государственной безопасности (КГБ). Система наград Беларуси является прямым продолжением советской. Высшей наградой является звание «Героя Беларуси», медаль которой в настоящее время практически тождественна советской «Золотой звезде Героя СССР».
Белоруссия является членом всех интеграционных проектов, инициируемых РФ: ОДКБ, ЕвразЭС, Таможенного союза. Лукашенко в 2008 г. практически продублировал оценку распада СССР, данную Путиным в 2005 г.: «Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой XX века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира».
В 1994-2011 гг. можно было неоднократно наблюдать вспышки конфликтов Лукашенко с Ельциным, Путиным или путинско-медведевским «тандемом». В моменты конфронтации режим Лукашенко оказывает сопротивление не Третьей державе, а российской властной элите, пытающейся оказывать давление на него – их экономические интересы могут и не совпадать. «Изнутри» же режим Лукашенко все равно остается неразрывно связан с Третьей Российской державой. Белоруссия – первое и пока единственное государство на пост-советском пространстве, которое передало РФ контроль над своей газо-транспортной системой. В настоящий момент ведутся переговоры о покупке российскими компаниями ведущих предприятий Белоруссии.
Коммунистическая идеология в Белоруссии после 1994 г. не была восстановлена в качестве государственной, поскольку в условиях частичной либерализации экономики в высоко-урбанизированном обществе коммунизм уже не мог играть роли интеграционной идеологии. Внешняя политика Белоруссии во многом продолжает традиции советской эпохи и перенасыщена антизападной риторикой.
Почему именно Белоруссия стала государством, в котором Третья держава так явно выражает себя? Причем во многом даже более полно, чем через государственность РФ? Окрашенность белорусской государственности в советские тона связана с особенностью этно-национального характера Белоруссии.
Белоруссия – полития Восточно-славянской метакультуры – является самым русифицированным государством в СНГ после РФ. Более того, в отличие от России в состав Белоруссии не входят инометакультурные автономные республики, которые сдерживают влияние Третьей державы на РФ. Белорусская этно-лингвистическая общность не смогла стать основой белорусской политической нации (в отличие, например, от Украины, в которой политическая нация сформировалась именно на основе украиноязычного этноса). В условиях продолжавшегося и после 1991 г. существования Третьей державы и слабости белорусского национал-демократического движения белорусская политическая нация с 1994 г. усвоила идентичность, основным элементом которой является не этнический белорусский, а советский миф.
Интересно также обратить внимание на сходство двух государств, возникших после распада СССР: Белоруссии и Приднестровья. И в том, и в другом большинство населения составляют русскоязычные (хотя, например, Приднестровская республика официально называется «молдавской» и «молдаване» являются в ней самым крупным этносом). И в том, и в другом сохраняется советская государственная символика. И то, и другое авторитарны (И. Смирнов сидит в президентском кресле дольше, чем А. Лукашенко – с 1991 г.). И в том, и в другом коммунисты не являются правящей партией.
В условиях продолжавшегося существования Третьей державы угроза объединения Молдовы и Румынии вызвала защитную реакцию русскоязычного населения и привела к возникновению Приднестровской Молдавской республики. Румынскому политическому мифу местное русскоязычное население смогло противопоставить модифицированный советский миф. И в политическом отношении приднестровская политическая нация является прямым продолжением молдавской советской нации – точно так же, как современная белорусская нация (преимущественно русскоязычная) является прямым продолжением советской белорусской нации.
Небольшое дополнение последних дней:
Интересно обратить внимание на отличие двух режимов – беларусского и приднестровского – в том, что касается уровня их давления на общество. Режим в Приднестровье мягче, чем в Беларуси. Там существует оппозиция (пусть и системная), есть относительная свобода прессы, существует баланс между ветвями власти. На очередных президентских выборах в 2011 г. многолетний лидер И. Смирнов уступил президентское кресло своему сопернику Е. Шевчуку. Как объяснить разницу между Беларусью и Приднестровьем в данном случае? Основное отличие Приднестровья от Беларуси состояло в том, что Приднестровье было непризнанным государством, отделившимся от Молдовы. И это вынуждало приднестровскую политическую элиту проводить умеренный курс и не устанавливать моноцентричный режим в стиле Лукашенко. Беларусь была государством, признанным мировым сообществом, которому не грозило враждебное поглощение – как в отношениях Молдовы (и стоящей за ней Румынии) и Приднестровья.
Отредактировано Тихий дон Диего (Янв. 31, 2014 20:43:01)
Офлайн
Поскольку ни политиком, ни историком я не являюсь, то напишу только о том, что мне известно по данному вопросу на личном опыте, а также от друзей, бывающих в Беларуси.
1. “Независимость” Приднестровья - липовая, равно как и “непризнание”. Все внешнеторговые отношения (кроме России и, может быть, Украины) оно ведёт как часть Республики Молдова. В США в т.н. “русских” магазинах полки завалены сельскохозяйственной продукцией из Приднестровья. Только на этикетках везде написано название производителя и/или экспортёра, а затем адрес: Тирасполь, Республика Молдова. И НИКАКИХ неприятных душевных переливов у экспортёров это не вызывает, ибо “деньги не пахнут.” Это также является хорошей иллюстрацией к известным высказываниям известных лиц об “экономическом удушении” Приднестровья американским империализмом.
2. Что касается стремления тов. Лукашенко к объединению с Россией, то это только лозунг, направленный на ОБМАН собственного народа и российского руководства. Первое, что сделал Лукашенко, придя к власти в Белоруссии - это было невведение в действие уже подписанного правительством Кебича соглашения с Россией о единой валюте, то есть фактичеки о введении в Белоруссии российского рубля, а значит об утрате финансовой самостоятельности. При этом выдвигалось смехотворное объяснение: российский и белорусский рубли взаимно конвертируемы, зачем объединять финансовые системы, к тому же мы скоро государства объединим. При этом Лукашенко громко и официально делал предложения, к которым российское руководство было абсолютно не готово, указывая при этом: я мол, готов бросить Белоруссию в объятия России, но российское руководство против объединения. Потом было создано фиктивное “Союзное Государство России и Беларуси” с “союзными” органами власти, реально никакой власти не имевшее.
3. Возвращение советской символики было ИМХО актом, направленным в том числе и на отталкивание ельцинского русководства. А тем временем связи с Евросоюзом постепенно расширяются. Торговля с США развивается огромными шагами. В американских магазинах ПОЛНО белорусских товаров, при этом с качеством намного лучше, чем у аналогичных российских товаров, поскольку производят их в соответствии с американскими и европейскоми стандартами. В США полно иммигрантов (не всегда легальных) из Беларуси (этнических беларусов и поляков), на чью зарплату живут их семьи там. Даже живя в глухой деревне, я знаю нескольких. А сколько их в мегаполисах - даже трудно себе представить. Им никто здесь не кричит, что они “понаехали”, обыскам и унижениям не подвергают.
4. Экономика Белaруси бурно развивается. Хотя жизненный уровень населения абсолютно нищенский, но бизнесу дают развиваться, идёт массовое жилищное строительство (не меньше чем в России). Мои друзья родом из Белaруси и было там недавно. Они рассказывали и показывали фотографии. Лукашенко очень-очень старается сделать Минск привлекательным для туристов и инвесторов. Улицы Минска освещаются лучше, чем улицы Нью Йоркa, по ночам он полон огней. Лукашенко электроэнергию для “имиджа” своей страны и своего режима не жалеет. Колхозы и совхозы не распущены, но фактически приватизированы. ими владеют новые хозяева, а колхозники и рабочие совозов превращены в батраков частных владельцев (при тов. Сталине они фактически были крепостными, а при последующих лидерах - батраками государства), или если говорить повежливее - наёмными рабочими частных сельскохозяйственных предприятий. И кто знает, может быть это и не самый плохой вариант перехода к капитализму в сельском хозяйстве.
5. Лукашенко и его группа разгромили Белорусский Народный Фронт, но взяли на вооружение его национальную идеологию: идею Беларуси как правопреемницы Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Руками местных карманных “националистов” ведется оголтелая антилитовская компания, в рамках которой Литовскую Республику называют Жмудью, Летувой (так литовцы произносят это слово), Жемайтией и т.п., а белоруссов называют “истинными литвинами”, потомками не славян, а западных балтов (в общем - высшей расой), законными владельцами-господами огромных территорий от моря до моря.
6. На средства госбюджета “восстановлены”, а фактически построены заново (ибо раньше они было почти до основания разрушены) исторические усадьбы Радзивиллов и других бывших литовских магнатов. При этом белaрусам внушают, что эти магнаты не пришельцы, а исконные белaрусы. А историю ВКЛ преподносят как историю древней Беларуси.
7. Проводившаяся раньше антипольская политика сейчас оставлена. Сейчас напротив, Лукашенко всячески заигрывает с Польшей и смотрит на Запад. Дело не в его прозападной ориентации, а в том, что у него очень ясное чувство, что нужно сделать для собственного выживания.
Отредактировано Alexander (Фев. 2, 2014 04:35:18)
Офлайн
Тихий дон Диего" post=2533А в чем сейчас его актуальность? В связи с Украиной?
этот очерк был размещен в моем ЖЖ в ноябре 2011 г.
Отредактировано Яков (Фев. 1, 2014 08:00:45)
Офлайн
Alexander" post=2540Очень интересный рассказ. Я ничего этого не знал.
Поскольку ни политиком, ни историком я не являюсь, то напишу только о том, что мне известно по данному вопросу от друзей, бывающих в Беларуси
Офлайн
А я и не писал, что видел их в СПБ. Я их видел (в основном консервы с маркировкой по-английски Тирасполь, Республика Молдова) в США. А насчёт Беларуси-ВКЛ я уже писал, могу дать ссылки http://hetman.by/LitvaBelarysijmydletyva.html , http://knihi.com/Siarhiej_Dubaviec/Starazytnaja_Litva_i_sucasnaja_Letuva.html , http://inbelhist.org/?p=2996 , http://vk.com/pages?oid=-9967545&p=%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%9B%D0%B5%D1%82%D1%83%D0%B2%D0%B0%C2%BB. Наслаждайся!
По поводу украинского уицраора я уже писал http://exitum.org/forum/nabor-lotsij/114-razgovory-s-aleksandrom.html?start=45#1109 вспомнив статью Юрия Арабова. Благородный Дон Диего был настолько любезен, что дал ссылку http://exitum.org/forum/nabor-lotsij/114-razgovory-s-aleksandrom.html?start=45#1111 . Наслаждайся. Чего не сделаешь ради друга-товарища
Отредактировано Alexander (Фев. 3, 2014 03:52:47)
Офлайн
Alexander" post=2545Ты мои слова про то, что я не видел этого в СПб, воспринял, как недоверие к твоим словам про США?
<div class=“kmsgbody”>
<div class=“kmsgtext”>
А я и не писал, что видел их в СПБ. Я их видел (в основном консервы с маркировкой по-английски Тирасполь, Республика Молдова) в США</div></div>
Офлайн
Да нет. просто не хотел, чтобы получился испорченный телефон, а то ты меня будешь цитировать, потом тебя ещё кто-то и в результате получится неизвестно что…
Офлайн
Яков" post=2542Прямо так и повеяло сразу духом этого форума… Зачем только сюда его поддувать - мне непонятно.
На братском РМ-форуме процветают плоские спекуляции про украинского уицраора.
Яков" post=2542Он в приюте на свет появился и другого не знал он угла… Критерии, критерии…
аналог югославского Чармича. К-рый по “РМ” - порождение Жругра. Но какое-то особенное, т.е. Чармич в детстве не был жругритом. Или был?
Отредактировано Тихий дон Диего (Фев. 3, 2014 01:59:16)
Офлайн
Тихий дон Диего" post=2571У Андреева вполне ясно сказано: "Ваггаг - общее имя для уицраоров Северо-Запада, обитающих в своѐм слое, как я уже говорил, по нескольку одновременно. Сейчас их трое: английский (Устр), французский (Бартрад) и заброшенное в их слой отпочкование Жругра - югославский Чармич. Все эти уицраоры - уже не первые в своѐм роду: династии их появились в прошлые столетия.“ Тов. Чармич Первый не просто так отпочковался и немедленно вступил в войну с родителем, а был ”заброшен" (как Штирлиц).
Он в приюте на свет появился и другого не знал он угла… Критерии, критерии…
Отредактировано Alexander (Фев. 3, 2014 05:21:19)
Офлайн
Александр, мне бы хотелось, чтобы была ясность. В одном случае Вы принимаете миф Андреева, в другом - не принимаете (например, в вопросе об армянах). Но в том и другом случае критерии, которыми Вы пользуетесь, мне не ясны. Тем более мне непонятно, каким образом Вы предполагаете применять миф Андреева к пониманию истории. В данном случае - конкретно к истории Сербии. Что нам дает знание о существовании и генезисе сербского уицраора в плане понимания истории? Например, высказывание: “Стэббинг оторвал щупальце Чармичу” - какое значение оно имеет для понимания истории, логики развития исторических процессов, выявления исторических закономерностей? Чем оно эвристичнее фразы о том, что Югославия потерпела поражение в войне с NATO? К тому же в андреевском сообществе отсутствует консенсус в области методологии интерпретации исторических событий. То, что для одного освобождение соборной души, для другого - “велга ворвалась в шрастр”. И наоборот. Собственно отсутствует и сама методология. Свары свор на форумах - это не только признак этического упадка андреевского сообщества (причем упадка, наступившего без расцвета). Это еще и кричащее - во всех смыслах - эпигонство, даже если оно рядится в одежды ревизионизма.
Отредактировано Тихий дон Диего (Фев. 3, 2014 11:39:58)
Офлайн
Тихий дон Диего" post=2581
Александр, мне бы хотелось, чтобы была ясность. В одном случае Вы принимаете миф Андреева, в другом - не принимаете (например, в вопросе об армянах). Но в том и другом случае критерии, которыми Вы пользуетесь, мне не ясны. Тем более мне непонятно, каким образом Вы предполагаете применять миф Андреева к пониманию истории. В данном случае - конкретно к истории Сербии. Что нам дает знание о существовании и генезисе сербского уицраора в плане понимания истории? Например, высказывание: “Стэббинг оторвал щупальце Чармичу” - какое значение оно имеет для понимания истории, логики развития исторических процессов, выявления исторических закономерностей? Чем оно эвристичнее фразы о том, что Югославия потерпела поражение в войне с NATO? К тому же в андреевском сообществе отсутствует консенсус в области методологии интерпретации исторических событий. То, что для одного освобождение соборной души, для другого - “велга ворвалась в шрастр”. И наоборот. Собственно отсутствует и сама методология. Свары свор на форумах - это не только признак этического упадка андреевского сообщества (причем упадка, наступившего без расцвета). Это еще и кричащее - во всех смыслах - эпигонство, даже если оно рядится в одежды ревизионизма.
Офлайн
Alexander" post=2587Если под “эпигонством” в данном случае подразумевается претензия на метафизическую преемственность - это одно. И тогда “увы” здесь ни к чему. Но в современных европейских языках это слово имеет вполне определенный смысл: нетворческое подражание, матричность, отсутствие креативных решений. В сфере, интегрирующей визионерство и язык гуманитароной культуры, возможно, вообще никогда не появится фигура, сопоставимая с Даниилом Андреевым. Но разве из этого следует, что остается только один путь - путь эпигонства, то есть нескончаемой череды редуцированных репликаций? Надеюсь, что нет.
Но в целом, подход Д. Андреева к описанию исторических процессов завораживает именно своей этической чистотой. А в словах об “эпигонстве” Вы совершенно правы. Мы все, увы, эпигоны.
Офлайн
Тихий дон Диего" post=2599
Если под “эпигонством” в данном случае подразумевается претензия на метафизическую преемственность - это одно. И тогда “увы” здесь ни к чему. Но в современных европейских языках это слово имеет вполне определенный смысл: нетворческое подражание, матричность, отсутствие креативных решений.
Офлайн