форум проекта выход
Даниил Андреев
Вместо продолжения Христова дела, вместо укрепления и высветления церкви духом любви, и только одним этим духом, тринадцатый апостол развёртывает громадную, широчайшую организационную деятельность, цементируя разрозненные общины строгими уставами, неукоснительным единоначалием и даже страхом, так как опасность быть выброшенным, в случае ослушания, из лона церкви порождала именно духовный страх.
Фёдор Синельников
У Ивана идет речь не только о некоей мистической общности, но и о властвующей социально-политической силе, могущей судить и миловать. Доводы Ивана прагматичны: «Если бы все стало церковью, то церковь отлучала бы от себя преступного и непослушного, а не рубила бы тогда голов… Куда бы пошел отлученный?» (БК, 72) (4). Церковь в этой концепции выступает как инструмент психологического давления, как институт, способствующий профилактике преступлений. Преступник становился бы духовным изгоем, извергом, выброшенным из лона матери-церкви. А его преступление утрачивало бы светский характер. Превращение государства в церковь придавало бы преступлению совершенно новый статус. Это уже было бы духовное преступление, выступление против церкви Христовой, против Самого Христа. Именно угроза отлучения от церкви (по мысли Ивана) должна стать сдерживающим фактором для потенциального преступника. Упор Иваном делается именно на то, что Андреев называл «инфрафизическим страхом». Именно насаждение этого страха в церкви в качестве интегрирующего механизма Андреев ставит в упрек апостолу Павлу (РМ, 246).
Офлайн
Ни в коем случае не считая себя ни адептом, ни знатоком хр-ства, и не желая обсуждать личность Павла из Тарса (это не моё дело), хотел бы обратить внимание на два важных, с моей точки зрения, момента. Во-первых: достаточно знаковым, на мой взгляд, является употребление Д. Андреевым выражения “тринадцатый апостол.” Как известно, Д. Андреев был воспитан в строгом православии, для которого само такое выражение является б-гохульством. На мой скромный взгляд, в данном случае налицо сильное влияние на Д. Андреева (возможно на подсознательном уровне) поэзии В. Маяковского, которым в 1914-15 годах была написана поэма “Тринадцатый апостол” (по требованию цензуры б-гохульное название было изменено на “Облако в штанах”). Это влияние весьма заметно, в частности, в “Железной мистерии”, явно испытавшей сильнейшее влияние пьесы Маяковского “Мистерия-Буфф”, да и во многих других стихах Д. Андреева. О “богатейшей ритмике Брюсова, Блока, Маяковского, Сельвинского” он писал в письме А. Андреевой http://rozamira.nl/lib/ae/v4p1.htm#101, хотя в “Розе Мира” он и пишет в частности о Бальмонте, Брюсове, Маяковском и Северянине как о “самозванцах гениальности”.
Во-вторых: относительно самого имени “Павел”. Большинство хр-ан уверено, что иудей Савл получил взамен своего еврейского имени (правильнее Шауль) хр-анское имя Павел в результате “святого крещения” или же “рукоположения” по выражению блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, писавшего: “Савл же иже и Павел. Здесь вместе с рукоположением Савла меняется и имя его. Переименован же он для того, чтобы и с этой стороны быть не ниже апостолов. А что касается преимущества, какое имел корифей учеников Христовых (Петр), так и Павел, кажется, пользовался таким же уважением и имел случай снискать даже большее расположение.” http://www.ccel.org/contrib/ru/Apostol/Apostol13.html. Мне в процитированном отрывке понравилось слово “кажется”. Феофилакту, как хр-нину следовало бы знать, что “когда кажется - крест-ться надо.” А среди последователей русского прав-славия распространено мнение, что “жид Савл” после того как выкрест-ся получил русское имя Павел. Но так ли это?
Посмотрим, где Савл впервые назван Павлом. Это глава 13 “Деяний…”. Там описан эпизод происшедший в доме римского проконсула Кипра СЕРГИЯ ПАВЛА с ослеплением Савлом “волхва Елимы, иудеянина”, называвшегося также Вариисуса (сына Иисуса) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0 и http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB. Именно в этой главе впервые упомянут “Савл иже и Павел”. Подумаем, что же в действительности имело место. Известен практиковавшийся римлянами обычай, согласно которому вольноотпущенники имели право носить родовое имя (по нашему - фамилию) бывших хозяев, то же относилось и к пленникам. Наиболее известен из литературы случай, когда пленный иудейский военачальник Йосеф бен Матитьягу (у Л. Фейхтвангера - Иосиф бен Маттафий) после освобождения из римского плена императором Веспасианом Флавием стал носить его родовое имя (фамилию) и именоваться Иосифом Флавием. Сергий Павел же, как сказано в “Деяниях…”: “призвал Варнаву и Савла”. Скорее всего речь идёт об аресте, ибо они оба “быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских”, что могло привести к их аресту (агитаторов и пропагандистов авторитарные режимы не очень-то любят). А после завершения идеологического спора с противником (Елимой, т.е. “мудрым”, или же сыном Иисуса) ослеплением последнего, оба проповедника были отпущены Сергием Павлом с дарованием Шаулю права носить родового имени последнего, то есть ФАМИЛИИ ПАВЕЛ. Таким образом, Шауля и стали называть “САВЛ ПАВЕЛ” (греки и римляне не выговаривали шипящие звуки, и в алфавите букв, им соответствовавших, не имели, поэтому Савл, а не Шауль). Так что Павел не имя, а, скорее всего, фамилия.
Что интересно, так это то, что похожий случай произошёл с героем пушкинской “Пиковой дамы” - офицером по ФАМИЛИИ Германн (Пушкин специально писал это слово с ДВУМЯ “н”, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о фамилии, а не об имени). Несмотря на это, в опере Чайковского, фамилия превратилась в имя “Герман”.
Отредактировано Alexander (Ноя. 30, 2013 22:35:50)
Офлайн
Во-первых: достаточно знаковым, на мой взгляд, является употребление Д. Андреевым выражения “тринадцатый апостол.” Как известно, Д. Андреев был воспитан в строгом православии, для которого само такое выражение является б-гохульством.А как надо было называть? 14-м?
Офлайн
Видимо “апостолом без номера”. А вообще-то их было не 12, а гораздо больше. Можно вспомнить “12-го дубль-два” имея в виду “Матфия” (так в синодальном переводе "Деяния … глава 1, стих 26 http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_deqn1.htm) , “избранного по жребию из двух кандидадур” вместо Иуды Искариота (если мне память не изменяет). Впрочем мне до этого (как нехристю) большого дела нет, но вот Маяковскому, когда он спросил у цензоров, почему название поэмы “Тринадцатый апостол” не проходит, было отвечено: “Вы что, на каторгу захотели?” http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE_%D0%B2_%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85_(%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) . В те времена за б-гохульство не путинская “двушечка” грозила, а каторга от 12 до 15 лет http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%85%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE , ешё раньше б-гохульство (рецидив) по было единственным невоинским преступлением, за которое полагался расстрел http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB.
Отредактировано Alexander (Дек. 1, 2013 16:22:35)
Офлайн
Александр, я бы никак не сказал, что Андреев был воспитан в “строгом православии”. )))
Офлайн
А вообще-то их было не 12, а гораздо больше. Можно вспомнить “12-го дубль-два”Вообще-то, арифметика простая и вполне каноническая. Апостолов было 12+1+1 +70=84 и всё.
Офлайн
А откуда мы знаем, сколько вообще было апостолов? Да и были ли они? Посчитайте учеников в Ин. Там другая арифметика. 70 апостолов в Лк - вообще дублет для пропаганды за пределами Иудеи. Критичнее надо бы к текстам относиться. Особенно каноническим.
Офлайн
Тихий дон Диего" post=570Схоластический и безответственный комментарий с удивительным апломбом. Что Вы, дон, опровергаете?
А откуда мы знаем, сколько вообще было апостолов? Да и были ли они? Посчитайте учеников в Ин. Там другая арифметика. 70 апостолов в Лк - вообще дублет для пропаганды за пределами Иудеи. Критичнее надо бы к текстам относиться. Особенно каноническим.
Офлайн
Да Вы, я вижу, дон, не уйметесь! Уж не скрестить ли нам шпаги, другой дон Диего?
Офлайн
Тихий дон Диего" post=573Не боюсь я Вас. Пусть все увидят, как гордо умирает благородный дон Диего ди Сан-Педро.
Да Вы, я вижу, дон, не уйметесь! Уж не скрестить ли нам шпаги, другой дон Диего?
Офлайн
Митя Ахтырский" post=547
Возможно, схожая картина описывается антропологами, изучавшими жизнь племен, практиковавших колдовство и шаманизм. Осужденный и проклятый подвергается бойкоту и остракизму - и сам себя считает отвергнутым онтологически, а потому впадает в состояние, которое можно было бы назвать гиперунынием, в котором у него иссякают жизненные силы и отсутствуют дальнейшие жизненные мотивации, поскольку он не осознает свою индивидуальность. Вне племени, как он сам полагает, его просто нет.
Офлайн
А как связаны 70 апостолов с пропагандой вне Иудеи? тот факт. что среди них были язычники, имеется в виду?
Офлайн
Митя Ахтырский" post=584Полагаю, что мифологема 70-апостолов была нужна составителю Лк для обоснования пропаганды за пределами Иудеи. Точно так же, как мифологема 12-ти была нужна ранне-христианской общине (общинам) для пропаганды внутри Иудеи.
А как связаны 70 апостолов с пропагандой вне Иудеи? тот факт. что среди них были язычники, имеется в виду?
Офлайн