форум проекта выход
Поскольку форум в целом и эта тема в частности давно и явно “дышат на ладан”, и поскольку философом я не являюсь, то прошу простить мне овеквотинг. Предлагаю вниманию участников форума интересную, на мой скромный взгляд, статью Моше Гончарока, опубликованную недавно в журнале “Еврейская Старина” http://berkovich-zametki.com/2013/Starina/Nomer2/Goncharok1.php (кто о чём, а я всё о том же). На мой скромный взгляд, в ней можно проследить каббалистические религиозные истоки мистического анархизма и увидеть связь между вечными ценностями и стремлением к свободе в ХХI веке.
Отредактировано Alexander (Июль 26, 2013 03:38:39)
Офлайн
Труды Шолема включают как филологические, библиографические и другие конкретные исследования (также открытие и издание дотоле неизвестных рукописных источников), так и работы, синтезирующие результаты этих исследований. Важнейшие из трудов такого рода: «Основные течения в еврейской мистике» (1941; в русском переводе ‑ Иерусалим, издательство “Библиотека Алия”, 1984; переиздано в 1989 г.), « “Shabbtay Tzvi ve‑ha‑tnu‘a ha‑shabbta’it be‑ymey chayav” («Саббатай Цви и саббатианское движение при его жизни», в 2-х томах, 1957), «Еврейский гностицизм, мистическое учение “Меркава” и талмудическая традиция» (1960), «Истоки и начало каббалы» (1962), сборник статей «Мессианская идея в иудаизме» (1971). Сочетание скрупулезного подхода к тексту источников с глубоким историческим пониманием их содержания позволило Шолему по-новому оценить значение многих религиозных и исторических событий и движений, в частности, саббатианского мессианизма. Библиография его трудов включает более 500 наименований.
Об этом неоднократно упоминала анархистская газета на идиш “Фрайе арбетер штиме”, Нью-Йорк, в последние годы своего существования (1970-1977).
Цит. по: Гончарок М. Указ. соч., с. 74.
Ицхак-Нахман (Исаак Захарович) Штейнберг (13.07.1888, Двинск, ныне Даугавпилс, Латвия ‑ 2.01.1957, Нью-Йорк). Активист партии эсеров, подвергался репрессиям царского правительства. С декабря 1917 до марта 1918 гг. ‑ первый нарком юстиции Советской республики (от партии левых эсеров). Ортодоксальный верующий иудей. Эмигрировал из России в 1923 г. Поселился в Берлине; в 1933‑1939 гг. ‑ в Лондоне. В 1939‑1943 гг. находился в Австралии, где пытался организовать еврейское территориальное образование, в противовес сионистским идеям колонизации Палестины. С 1943 г. до самой смерти жил в США. Редактор многочисленных журналов на идише (Лондон, Варшава, Нью‑Йорк). После смерти А. Розина, с 1943 г., главный редактора журнала “Ойфн швел” (“На пороге”), органа американской “Идиш‑Лиги”. Стремился обосновать новую философскую систему, опирающуюся на Библию (ТАНАХ) и сочетающую идеалы общечеловеческой солидарности и социальной справедливости ‑ этический социализм.
“Problemen”, №40, 1966. Статьи Н. Хофши, А. Торна, Ш. Абарбанеля, С. Гамбурга.
Штейнберг И.‑Н. Ин камф фар менч ун ид (В борьбе за человека и еврея). Буэнос-Айрес, 1952, с. 127-140).
Подробнее см. статью А. Бика в журнале Shevut, 1 (1973), а также Э. Луца в Da'at 1 (1981).
См, например, его трактат “Bikkurei Yehuda”, т.2, Тель-Авив, 1939.
Хен А. Иудаизм и кровь. СПб, 1913, с. 35.
Cм.об этом: Хен А. Be‑malchut ha‑yahadut (в 3-х томах), Иерусалим, 1959-1970.
Об этом пишет Михаил Агурский в своей статье “Универсалистские тенденции в еврейской философской мысли” в Вестнике русского христианского движения (ВРХД), 1983, №140, III‑IV, с. 61‑71.
Агурский М. Указ. соч.
По данным З. Райзена (“Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие”, Вильна), Я.‑М. Залкинд родился 16.08.1875 г.; по данным израильского “Лексикона современной ивритской литературы”, ‑ 22.01.1875 г., и умер 25.12.1937 г.; автор статьи о Залкинде в “Проблемен” №50 (1968 г.) Л. Хейн-Шимони (Хайфа) пишет, что его герой умер 25.08.1937 г. (очевидно, это ошибка).
Авраам Бик. “Mahpachan ve‑’ish shorashim” (Революционер и человек корней), Ha‑tzofe, 10.02.1978 (к 40-летию со дня смерти Залкинда). См. также: “Яаков-Меир Залкинд” (статья-некролог) в “Ди идише цайтунг”, Буэнос-Айрес, 23.01.1938.
Hein‑Shimoni L. D-r Y.‑M. Zalkind in “Problemen”, 1968, №50.
По сообщению А. Бика (“Hа‑Tzofe”, 10.02.1978), газета называлась “Идише арбетер штиме” (“Еврейский рабочий голос”, или “Голос еврейского рабочего”).
Райзен З. Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие. Вильна, 1926, т.1, c. 1030‑1034.
Рудольф Рокер (1873, Майнц – 1958, Нью-Йорк) – один из основных идеологов и активных участников международного анархо-синдикалистского движения, публицист, редактор ряда анархистских периодических изданий, выходивших в Англии на языке идиш.
Липшиц М. Сионист ‑ редактор “Арбейтер фрайнд”, Фрайе арбетер штиме, 15.01.1966, с. 31 (статья 1946 г., посвящённая р.Я.-М.Залкинду).
З.Райзен. Лексикон…, т.1. с. 1032.
Problemen, 1968, №50.
Из переписки А. Торна (Нью-Йорк) и Йосефа Людена (Тель‑Авив). Письмо от 13.05.1978 г. // Центральный архив истории еврейского народа, P 220.
Sefer Kobrin. Megilat chayim ve‑churban (Книга Кобрина. Свиток жизни и жертвы). Под редакцией Бецалеля Шварца и Исраэля‑Хаима Билецкого. Тель‑Авив, 1951, с. 240‑353 (с уникальной фотографией Я.‑М.Залкинда, с. 351).
Имеется в виду должность главного раввина т.н. “нового ишува”, находившегося в почти перманентном духовном и общественно-политическом конфликте со “старым ишувом”, конфликте религиозного сионизма и антисионистской религиозной ортодоксии.
Религиозно-философские труды Кука собраны в следующих изданиях: как “’Orot hа‑kodesh” (“Огни святости”, в 3-х томах, 1963‑64), “’Igrot ha‑re’ayah” (“Эпистолы р. Авраама-Ицхака ha-Коэна”, в 3-х томах, 1962‑1965, “’Orot” (“Огни”, 1961), “’Orot hа‑tshuva” (“Огни раскаяния”, 1955) и др. Выдержки из трудов Кука в переводе на русский язык составили сборник “Избранное” (Иерусалим, 1981).
Ha‑re’ayah Kuk: dmuto ve‑torato (Рав Авраам-Ицхак hа-Коэн Кук, личность и учение). Под ред. П. Полонского, Иерусалим, 2006, с. 88.
Там же, с. 244.
Если не считать его симпатии сионистской идее заселения Палестины (Эрец‑Исраэля).
Цит. по: Ha‑re’ayah Kuk…, с. 245.
Цит. по: Там же, стр. 258.
Там же, с. 312-314.
Там же, с. 338-339.
Там же, с. 339.
В учении Карлебаха, философа, проповедника, композитора, исполнителя хасидских песен, причудливым образом сплелись элементы ортодоксального иудаизма и духовных учений Дальнего Востока. Значительная часть последователей Шломо Карлебаха – выходцы из США, в 1960‑х – 1970‑х гг. участвовавшие в движении хиппи и других нонконформистских движениях. В Израиле они живут, преимущественно, в поселении Меор‑Модиин.
Офлайн
Митя Ахтырский" post=61Я тут на ветке о “мистическом анархизме” привёл интересную статью http://berkovich-zametki.com/2013/Starina/Nomer2/Goncharok1.php . Так там утверждается нечто противоположное. Приведу здесь выдержки: “…интереснейшая тема ‑ анархистское мировоззрение ряда представителей философской мысли минувшего столетия, напрямую связанных с ортодоксальным иудаизмом, ‑ еще ждет своего исследователя (!!!)”. И ещё: “Среди ученых, писателей, общественных деятелей в еврейской среде, так или иначе выражавших свою симпатию анархизму, были также по-настоящему религиозные личности.”
Александр, сын за отца не отвечает. И заслуги у анархистов по роду не передаются. Это к фундаменталистам, почитателям всяких колен и локтей.
Отредактировано Alexander (Июль 26, 2013 04:43:22)
Офлайн
Фундаменталист по определению не может быть анархистом. Над ним довлеет авторитет его гуру, “священных” текстов и система табу.
Вот в приведенной статье говорится, что Бубер - иудаист. Но что значит быть иудаистом? Что такое иудаизм без ритуала и табу?
Отредактировано Митя Ахтырский (Июль 27, 2013 05:11:45)
Офлайн
Митя Ахтырский" post=116
Фундаменталист по определению не может быть анархистом. Над ним довлеет авторитет его гуру, “священных” текстов и система табу.
Вот в приведенной статье говорится, что Бубер - иудаист. Но что значит быть иудаистом? Что такое иудаизм без ритуала и табу?
Отредактировано Alexander (Июль 27, 2013 14:00:26)
Офлайн
Что, правда? Вот так прямо нет никакого фундаментализма?
Сленг-глагол “слизать” не является частью моего вокабулария.
Этика Канта не взята им у Гилеля. То же и диалектика Гегеля. Считаю Ваши утверждения произвольными. С тем же успехом я могу сказать, что талмудический иудаизм и Каббала вторичны по отношению к эллинской философии. Мистический анархизм вытекает не из иудаизма, а из христианства. Процитированная Вами статья никак не доказывает происхождение мистического анархизма из древнего иудаизма.
Александр, может быть, не стоит все темы сводить к евреям, иудаизму и Израилю? А то и к огурцам ведь все на свете имеет отношение… Можно открыть новую тему - а эта все-таки вообще о мистическом анархизме, а не о его еврейских или иных корнях.
Отредактировано Митя Ахтырский (Июль 28, 2013 00:33:24)
Офлайн
Митя Ахтырский" post=130
Что, правда? Вот так прямо нет никакого фундаментализма?
Сленг-глагол “слизать” не является частью моего вокабулария.
Этика Канта не взята им у Гилеля. То же и диалектика Гегеля. Считаю Ваши утверждения произвольными. С тем же успехом я могу сказать, что талмудический иудаизм и Каббала вторичны по отношению к эллинской философии. Мистический анархизм вытекает не из иудаизма, а из христианства. Процитированная Вами статья никак не доказывает происхождение мистического анархизма из древнего иудаизма.
Александр, может быть, не стоит все темы сводить к евреям, иудаизму и Израилю? А то и к огурцам ведь все на свете имеет отношение… Можно открыть новую тему - а эта все-таки вообще о мистическом анархизме, а не о его еврейских или иных корнях.
Отредактировано Alexander (Июль 28, 2013 19:14:23)
Офлайн
Митя: маленький вопрос, можно? Вы читали роман Жюля Верна “Кораблекрушение ”Джонатана"? Это социальная утопия (точнее антиутопия) о том, что может случиться с обществом, где идеи анархизма восторжествуют, и чем это кончится.
Отредактировано Alexander (Июль 28, 2013 08:28:40)
Офлайн
Да, действительно, употребил я глагол “слизать” ) прошу прощения )
Три мнения на двоих не дает гарантии отсутствия фундаментализма. Есть места, где свое мнение (может быть, и не одно) имеет лишь глава общины. У исламских фундаменталистов тоже много разных мнений. Поэтому они друг с другом часто ссорятся. У них много богословской свободы, кстати. А как по-Вашему, исламский фундаментализм существует? А если да, то в чем он проявляется?
А христианство произошло от ИИсуса, который, как я полагаю, не наследовал иудаизму, а упразднял его, как и религии обрядоверия и табу в принципе. И Иисус гораздо больше общего имеет с Буддой Гаутамой, чем с ветхозаветным иудаизмом.
Прежде, чем требовать доказательств от меня, приведите доказательства своего утверждения, что Кант и Гегель взяли основные принципы своей философии у иудаистов древности. С удовольствие прочитаю. ;-)
Относительно того, что беседы сводятся к обсуждению процентов крови. Да, беда. И на этот форум принесли эту беду именно Вы. А не я.
Не знаю, кто именно евреев (“вас”) выбрал. тот, кого “вы” сделали своим племенным божеством, считая его верховным божеством всего мира? Ну так полагаю, что сходным образом считали и инки, и индусы.
Вы можете говорить тут о том, о чем считаете нужным (кроме оскорблений в адрес частных лиц - государственные деятели в перечень не входят). А я вправе переносить Ваши сообщения туда, куда сочту нужным. Я никоим образом не оганичиваю Ваше право создавать в сети свои площадки. Но эта площадка - часть проекта “Выход”, который находится в ведении его редакционного совета.
Офлайн
Роман Жюля Верна не читал.
Офлайн
Митя Ахтырский" post=146
Роман Жюля Верна не читал.
Отредактировано Alexander (Июль 29, 2013 16:21:47)
Офлайн
Роман Жюля Верна “Кораблекрушение ”Джонатана“” можно прочитать, например, здесь http://lib.ru/INOFANT/VERN/jonatahn.txt. Наверно, его можно бесплатно скачать на электронную читалку или лаптоп (таблет), даже на смартфон. Если сподобитесь, потом сможем обсудить. Там поставлено много философских вопросов, не устаревших до сегодняшнего дня (строгое ИМХО).
Отредактировано Alexander (Авг. 1, 2013 17:16:08)
Офлайн
У меня был когда-то 12-томник Ж. Верна, прочитанный полностью, но “Джонатана” в нем не было. А теперь читай не хочу, да времени уже нет. Если всё же надумаете ко мне в заместители на nl, цены Вам не будет как предлагальщику ценных текстов для тамошних двух библиотек. Ваше ИМХО в большинстве случаев мною разделяется.
Отредактировано Белгородский (Авг. 5, 2013 11:35:14)
Офлайн
Митя Ахтырский" post=145
А христианство произошло от ИИсуса, который, как я полагаю, не наследовал иудаизму, а упразднял его, как и религии обрядоверия и табу в принципе. И Иисус гораздо больше общего имеет с Буддой Гаутамой, чем с ветхозаветным иудаизмом.
Не знаю, кто именно евреев (“вас”) выбрал. тот, кого “вы” сделали своим племенным божеством, считая его верховным божеством всего мира? Ну так полагаю, что сходным образом считали и инки, и индусы.
Отредактировано Alexander (Авг. 14, 2013 02:42:57)
Офлайн
Автор евангелия от Матфея имел целью легитимировать новое движение в глазах правоверных евреев. поэтому подобные привязки сомнительны. Тем более “исполнить” - скорее всего, имеет значение “дополнить”, довести до полноты то, что полноты не имело, было частичным и ущербным в своей частичности".
Кальвинистские источники меня тоже не особо убеждают.
Что касается перерастания образа племенного божества в божество универсальное - таких примеров есть и еще. А многие вообще полагают, что Бог - один и зовется разными именами. И Кришна и ветхозаветное божество - одно и то же божество.
Я тоже полагаю, что Бог - един. Но вот образов Его - множество.
Офлайн
Митя Ахтырский" post=284
И Кришна и ветхозаветное божество - одно и то же божество.
Я тоже полагаю, что Бог - един. Но вот образов Его - множество.
Отредактировано Alexander (Авг. 16, 2013 16:29:06)
Офлайн
Такие индусы верят в богоизбранность чуть ли не всего на свете - и я их понимаю. Каждый избран Богом для своей миссии, своего дела - каждый равнодостоин.
Офлайн
Митя Ахтырский" post=291
Такие индусы верят в богоизбранность чуть ли не всего на свете - и я их понимаю. Каждый избран Богом для своей миссии, своего дела - каждый равнодостоин.
Отредактировано Alexander (Авг. 16, 2013 23:43:51)
Офлайн
Электронная Еврейская Энциклопедия.
2005 © Ассоциация по изучению еврейских общин, Иерусалим http://www.eleven.co.il/print.php?id=10219
анархизм
КЕЭ, том Доп.3, кол. 14–21
АНАРХИ́ЗМ
Содержание:
Еврейский анархизм
Участие евреев в нееврейских анархистских движениях
Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу и Государству Израиль
Анархизм в Израиле
Еврейский анархизм. Международное еврейское анархистское движение зародилось в 1880-х гг. в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки в среде иммигрантов — выходцев из Российской империи. Еврейские анархисты использовали идиш, который был в то время языком широких еврейских масс Европы и Америки и оставался таковым в значительной части Восточной Европы вплоть до Катастрофы, — сначала в основном в целях пропаганды идей анархизма. С 1940-х гг. еврейское анархистское движение фактически стало представлять собой специфическое ответвление идишизма, хотя стремление еврейских анархистов развивать культуру на языке идиш начало проявляться значительно раньше, еще в 1890-х гг.
Среди участников еврейского анархизма были сторонники всех основных течений международного анархизма — анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо-индивидуалисты. Наибольшее влияние на еврейский анархизм оказывали идеи П. Кропоткина и Р. Рокера (анархист-нееврей, активно поддерживавший идишистов, изучивший идиш и писавший на нем), значительно меньшее — М. Бакунина и П. Ж. Прудона. После Второй мировой войны идеологические различия между разными группами еврейского анархизма стали постепенно стираться.
Абсолютное большинство еврейских анархистов были противниками тактики индивидуального террора и сторонниками культурного просвещения масс (исключение составляли несколько еврейских анархистских групп на территории Российской империи).
Первыми организациями еврейского анархизма были Пионире дер фрайхайт («Пионеры свободы», основана в 1886 г., действовала в Нью-Йорке и Филадельфии) и Ритер дер фрайхайт («Рыцари свободы», основана в 1889 г., действовала в Филадельфии).
История еврейского анархизма неразрывно связана с историей журналистики на идиш (см. Периодическая печать). В период с 1889 по 1991 гг. в мире издавалось более 30 анархистских газет и журналов на языке идиш. Первой еврейской газетой, в редакцию которой вошли анархисты, был ежемесячник «Арбетер фрайнд» (Лондон, 1885, чисто анархистским стал весной 1892 г., выходил с перерывами до 1932 г., тираж — четыре тысячи экземпляров, главный редактор — Р. Рокер), являвшийся органом основанной в 1902 г. Федерации говорящих на идиш анархистов Великобритании и Франции. При редакции «Арбетер фрайнд» существовало издательство, публиковавшее в 1904–14 гг. еврейскую литературу, анархистскую классику и произведения американских, европейских и русских писателей в переводе на идиш (общий тираж — 80 тыс. экземпляров). В Англии на идиш издавался также теоретический журнал международного еврейского анархизма — «Жерминаль» (1900–1909, редактор — Р. Рокер).
Первой чисто анархистской еврейской газетой был еженедельник «Вархайт» (1889, Н.-Й., орган Пионире дер фрайхайт). В 1889–1977 гг. в США выходило до 20 еврейских анархистских газет и журналов, некоторые из них внесли заметный вклад в развитие языка и культуры идиш. Среди них — издававшиеся в Нью-Йорке газета «Абенд-цайтунг» (1906), журналы «Ди фрайе гезелшафт» (1895–1900, 1910–11), «Ди фрайхайт» (1913–14), «Дер штурм» (1917–18). Главным органом международного еврейского анархизма являлся еженедельник (впоследствии ежемесячник) «Фрайе арбетер штиме» (1890–1977, Н.-Й. /в начале 20 в. тираж достигал 12–14 тыс. экземпляров/, ставший органом еврейской анархистской федерации США, существовавшей в 1910–66 гг.). «Фрайе арбетер штиме» был очень популярен в кругах интеллигенции. В 1920 г. в США насчитывалось около двухсот еврейских анархистских организаций, групп и кружков, некоторые из них выпускали книги, брошюры, сборники статей об анархизме и еврейской литературе. Самым известным еврейским анархистским издательством в США было «Кропоткин литератур-гезелшафт» (1913–75, Лос-Анджелес). В 1936–57 гг. в США функционировало общество Идиш-этишер гезелшафт, издававшее журнал «Идише шрифтн». Основатель общества — А. Гордин (1887–1964), эмигрант из России, бывший лидер российского движения пананархизма, участник революций 1917 г., в 1925–58 гг. живший в Нью-Йорке, был автором около 40 книг на идиш, иврите, английском и русском языках. А. Гордин обращался в своих трудах к писаниям библейских пророков (см. Пророки и пророчество) и стремился синтезировать классический анархизм и иудаизм. В 1948–51 гг. был также редактором журнала на английском языке «Проблемс». Еврейские анархисты активно участвовали в деятельности международной идишистской рабочей организации Арбетер ринг (США, Канада, Великобритания) с момента ее создания в 1900 г. Анархистские секции при этой организации существовали до второй половины 1960-х гг.
В Аргентине, в Буэнос-Айресе, в 1908–29 гг. выходили семь анархистских газет на идиш, действовала библиотека имени Д. Эдельштадта, популярная среди еврейских рабочих. В 1936–75 гг. издавался ежемесячник «Дос фрайе ворт» (последний редактор — И. Городисский, 1895–1977), при котором в 1930–60-х гг. существовало Идише рационалистише гезелшафт (Еврейское рационалистическое общество), публиковавшее анархистую литературу и мемуары на идиш. Это общество было активным членом аргентинского отделения Всемирного конгресса еврейской культуры (центр — в Нью-Йорке) и Идиш-лиги (Нью-Йорк).
Во Франции самой известной группой еврейского анархизма было общество Дер фрайер геданк, связанное с одноименным ежемесячным журналом на идиш (1949–65, Париж), редактор которого Д. Штетнер (Стеттнер, родился в 1920 г.) активно сотрудничал с французским отделением Бунда в популяризации светской культуры на идиш.
Многие активисты еврейского анархизма были интеллектуалами, известными в литературных, научных и журналистских кругах, авторами работ по истории, социологии и философии, писателями и поэтами, среди них — А. Беркман (1870–1936), Эмма Голдман, Д. Эдельштадт, И. Бовшовер (1873–1915), М. Розенфельд (Моше Я‘аков Алтер, 1862–1923), Ш. И. Яновский (1864–1939), Х. Золотарев (1865–1921), Я. А. Мэрисон (1866–19?), Р. Луис (186?—1918), М. Леонтьев (Леон Моисеев, 1872–19?), И. Кахан (1878–1953), М. Кац (1864–19?), И. Яффа (1853 – около 1915), А. Фрумкин (1873–19?), Г. Франк (1892–195?), Л. Млотек (Финкельштейн, около 1874 г. – 19?), И. Кон (1867–19?), И. И. Копелев (Копелоф, 1858–1933), Моше (Моррис) Майер (1879–19?), Б. Ривкин (Барух-Аврахам Вайнриб, 1883–19?), Ш. Шварцбард, М. Мрачный (Кливанский, 1892–1975), Ф. Альми (Элияху-Хаим Шепс, 1892–1963), Ахарон (Арн) Торн (1904–85). Большинство идеологов еврейского анархизма проживало в Нью-Йорке, почти все они были выходцами из России.
С начала 1900-х гг. в движении еврейского анархизма стало постепенно увеличиваться число сторонников сионизма, так называемых анархо-сионистов, идеологом которых был Х. Золотарев (см. выше). Организационно движение не было оформлено, многие его участники публиковали статьи на страницах журналов «Фрайе арбетер штиме», «Арбетер фрайнд». Единой идеологии у анархо-сионистов не было. Утверждая, что только в Эрец-Исраэль евреи смогут принять участие в строительстве свободного общества, Х. Золотарев полагал, что в Палестине будет создан союз самоуправляющихся еврейских общин, причем был уверен, что осуществление этой идеи не вызовет протеста со стороны арабов. Почти все анархисты, жившие в Эрец-Исраэль, были сионистами. Некоторые активисты еврейского анархизма в разное время участвовали в деятельности движений Ховевей Цион и По‘алей Цион или идеологически были близки к ним (М. Розенфельд, Я. А. Мэрисон, М. Леонтьев, М. Кац, Б. Ривкин). Первым, кто вынес тему сионизма на обсуждение анархистских нееврейских кругов, был М. Ярблюм (1887–1972), вступивший в открытую дискуссию с Кропоткиным на страницах русского анархистского эмигрантского журнала «Хлеб и воля» (1907).
В целом еврейский анархизм благожелательно отнесся к созданию Государства Израиль. Неприятие рядом ассимиляторски (см. Ассимиляция) настроенных активистов движения идей еврейского национализма постепенно сменилось симпатией к еврейскому национальному очагу. С глубоким сочувствием к Израилю относилась также еврейская анархистская федерация США. Газета федерации «Фрайе арбетер штиме» сравнила нападение Сирии и Египта на Израиль в 1973 г. (см. Война Судного дня) с «гитлеровской попыткой окончательного решения еврейского вопроса». Многие деятели еврейского анархизма посещали Израиль.
Активисты еврейского анархизма участвовали также в деятельности нееврейских анархистских организаций и движений (А. Беркман, много лет являвшийся секретарем международного анархистского Красного Креста; Э. Голдман, А. Шапиро, 18??–1946, и другие).
Первой еврейской анархистской группой в (России была Южная группа анархистов-коммунистов, основанная в 1900 г. в Кишинёве (руководитель — М. Ханжи). Весной 1903 г. в Белостоке возникла еврейская анархистская группа «Борьба» (руководитель — Г. Брумер). Среди белостокских евреев-анархистов были Н. Фарбер (Н. Черный, 1886–1904), М. Шпиндлер (Гроднер), А. Елин (Гелинкер). Анархистские группы, почти полностью состоявшие из евреев, появились в 1904 г. в Житомире, Екатеринославе (руководитель — Ф. Штейнберг), Одессе (руководители — М. Мец, Й. Бронштейн, Бронислава Шершевская-Вейсбром). Быстро распространялся анархизм среди еврейских рабочих Польши (например, варшавская группа «Интернационал»), Литвы и Украины. Однако с еврейским анархизмом на Западе эти группы не успели установить почти никаких контактов. В целом в начале 20 в. процент евреев-анархистов был очень высок. По подсчетам некоторых историков, в 1900–1916 гг. евреи составляли около 36% участников анархистского движения, то есть находились на втором месте после русских (около 38%).
Анархисты играли активную роль в первой русской революции (1905–1907). Так, в 1905–1906 гг. екатеринославские рабочие-анархисты совершили много террористических актов, целью которых были убийства представителей администрации заводов, жандармских офицеров, тюремных надзирателей, казаков. Многие акты террора были направлены против людей, совершенно невиновных даже с точки зрения революционеров (так называемый безмотивный террор). Например, 3 мая 1906 г. под Екатеринославом террористы бросили бомбы в вагон первого класса курьерского поезда, так как «в нем ездят не рабочие, а одна буржуазия». В декабре 1905 г. в результате взрыва бомб в кофейне Либмана в Одессе погибло несколько человек. Члены анархистских групп осуществляли многочисленные экспроприации, жертвами которых нередко становились мелкие лавочники, владельцы маленьких магазинов, аптекари (разница между экспроприацией и грабежом часто стиралась).
Участие евреев в нееврейских анархистских движениях. Процент евреев в нееврейских анархистских движениях в конце 19 в. – первой четверти 20 в. был очень велик. Евреями были известные идеологи и практики российского анархизма: И. Блейхман (Солнцев, 1874–1921) — лидер Петроградской федерации анархо-коммунистов, Д. Новомирский (Янкель Ицкович Кирилловский) — руководитель Южнорусской группы анархо-синдикалистов, И. Гроссман (Рощин), А. Ге (Голберг; 1879–1919), П. Гейцман — идеологи анархо-коммунизма, Ольга Таратута (Элька Голда Рувинская, 1876–1938?), А. Канторович, Д. Коган, С. Флешин (1894–1981), И. Гутман — руководители конфедерации анархистских организаций Украины «Набат», поддерживавшей тесные связи с украинской повстанческой армией Н. Махно. Культурно-просветительский отдел махновской армии в большинстве своем состоял из евреев. Председателем реввоенсовета махновцев и организатором конфедерации «Набат» был В. Эйхенбаум (Волин; см. Б. Эйхенбаум). В разведке махновской армии также были евреи — А. Шнайдер, М. Чередняк (1883–?), Л. Задов (Лейб Зиньковский, 1893–1937), его брат Д. Задов, Я. Глагзон, Х. Цинципер.
В деятельности русских эмигрантских анархистских организаций в 1920–50-е гг. также участвовало много евреев, среди них — Н. Лазаревич (1895–1975), Ида Метт (Гильман, 1901–73), Молли Штайнер (1897–1980), М. Корн (Мария Исидоровна Гольдшмит, 1858–1936).
В нееврейских анархистских организациях в Западной Европе и США евреи часто играли роль идеологов «либертарного социализма», близкого к анархизму: в Германии — Г. Ландауэр (1870–1919), Э. Мюзам, отчасти Ф. Оппенхеймер (1864–1943), Г. Штайн, Э. Толлер; во Франции — Б. Лазар (Мариус); в США — П. Гудман (1911–72), философ, последователь Кропоткина, С. Соломон — один из ветеранов американского анархистского движения.
Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу и Государству Израиль. Известные теоретики П. Ж. Прудон и М. Бакунин выражали в своих произведениях юдофобские взгляды, приравнивая иудаизм к капитализму. Прудон писал: «Евреи и вновь евреи! В дни республики, как во время правления Луи-Филиппа… мы отдаем в руки евреев право казнить и миловать… Еврей не крестьянин, не рабочий и не настоящий торговец. Он лишь посредник и всегда мошенник… Евреи всегда остаются евреями, паразитической расой… одной рукой они создают королей, грабят богатство народов и правят нациями посредством банков и бирж, другой грабят королей и императоров». М. Бакунин высказывал схожие идеи: «Весь еврейский мир, который является одной бандой эксплуататоров, пиявок и паразитов, который лишь обжирается за чужой счет, не считаясь с государственными границами и политическими мнениями, находясь сегодня с одной стороны в распоряжении Маркса, а с другой стороны в распоряжении Ротшильда. Можно спросить, что общего имеет коммунизм с крупным банком. Так вот, коммунизм Маркса ставит целью создать огромную политическую концентрацию, где бы ни была такая концентрация, там в наше время обязательно должен быть центральный государственный банк, а где бы ни находился такой банк, найдут себе средства к существованию евреи, паразитическая нация, которая живет трудом народа».
Начиная с 1880-х гг., в связи с развитием еврейского рабочего движения, нееврейские анархисты несколько изменили свою позицию. Идеологи анархизма — неевреи П. Кропоткин, Э. Реклю, С. Фор, Луиза Мишель — были интернационалистами и боролись с антисемитизмом. Во время дела Дрейфуса французские анархисты находились в лагере дрейфусаров. Резкую реакцию в прессе и демонстрации протеста анархистов вызвал Кишиневский погром (см. Кишинёв). Кропоткин называл антисемитов «сволочью». Часть русских (Л. Черный), французских и американских анархистов-космополитов была против поддержки национально-освободительных движений и даже национальных культур, так как это означало бы поддержку «национализма». М. Неттлау утверждал, что «политический национализм является могилой национальной культуры». П. Кропоткин, напротив, был сторонником развития национальных культур, в частности, еврейской на языке идиш, и склонялся к поддержке национально-освободительных движений (например, писал, что «чураться национальных движений нам не приходится… Где бы люди ни восставали против гнета… тем более национального — мы должны быть с ними»). Кропоткин положительно оценивал культурную программу Бунда. При этом он был противником сионизма, так как не верил в возможность построения еврейского национального очага в неблагоприятных географических условиях Палестины. Некоторые анархисты-неевреи активно поддерживали идишистов (см. выше), Вольтарина де Клер изучала идиш и писала на нем.
После Катастрофы европейского еврейства антисионизм нееврейских анархистов в основном сошел на нет, возросли симпатии к Израилю. В этом позиция современного анархизма кардинально отличается от антисионистской и часто антисемитской позиции новых левых. (ОЙ ЛИ???) Другом Израиля был немецкий анархист А. Зухи, неоднократно посещавший еврейское государство, опубликовавший серию просионистских статей в еврейской анархистской прессе и выступавший с произраильскими речами на международных анархистских конгрессах. В 1980-х гг. немецкий анархистский журнал «Фрайе гезелшафт» печатал статьи, выражавшие симпатии к Израилю. Европейских анархистов интересовал опыт киббуцов, в 1950–80-х гг. они публиковали статьи на эту тему в журналах «СНТ» (Испания) и «Фридом» (Англия). Идеологии сионизма и философским концепциям иудаизма отведено значительное место в Энциклопедии анархизма, выходящей с 1994 г. в Германии. Со второй половины 1990-х гг. отмечается рост интереса к языку идиш в среде нееврейских анархистов. Анархистский архивный библиотечный центр (Кембридж, Массачусетс) и Библиотека Кэт Шарплей (Лондон) совместно издали справочник «Идиш-анархистская библиография» (1998). Эти организации находятся в постоянном контакте с ИВО, а их руководители изучают идиш. Во Франции и Италии нееврейские анархистские издательства в 1998 г. выпустили книги об участии идишистов в международном анархистском движении (Ж. М. Изрин «Анархисты — сторонники идиш», Тулуза, 1998; Ф. Биоджини «Еврейское анархистское движение», Пиза, 1998). Итальянские анархисты из организации «Чентро студи либертари» (Милан) провели международную конференцию на тему «Анархизм и иудаизм» (Венеция, 2000).
Анархизм в Израиле. Анархистская идеология проникла в Эрец-Исраэль в период второй алии. Среди теоретиков, так или иначе связанных с анархизмом и повлиявших на формирование идеологических взглядов ишува того периода, были Б. Лазар, Г. Ландауэр, Ф. Оппенхеймер, П. Кропоткин. Теории анархо-синдикализма наложили определенный отпечаток на идеологию По‘алей Цион, Це‘ирей Цион, Хе-Халуц, Гдуд ха-‘авода, киббуцного движения и на мировоззрение таких деятелей, как И. Табенкин, Б. Кацнельсон, И. Трумпельдор. Анархисты, прибывавшие в страну в первой четверти 20 в., не были, как правило, организованы в группы и жили в основном в киббуцах. Почти никто из них не имел контактов с еврейским анархистским движением в Западной Европе и Америке. В ходе гражданской войны в Испании многие анархисты из Эрец-Исраэль воевали на стороне республиканцев. После поражения республиканцев в Эрец-Исраэль поселился испанский анархист И. Ротем, ставший киббуцником (см. Киббуц). Анархистское влияние было заметным в киббуцах Тель-Иосеф, Эйн-Харод, Афиким. Среди анархистов-киббуцников в 1930–40-х гг. выделялись И. Тавор, Н. Хофши, И. Рубин, а также один из основателей квуцы Киннерет А. Шидловский (1892–1979). В 1933 г. в Хайфе поселился Я. М. Залкинд (1875–1938), один из религиозных активистов анархо-идишизма.
После окончания Второй мировой войны в страну прибыло некоторое число анархистов — беженцев из стран Восточной Европы (в основном из Польши). В начале 1950-х гг. в Тель-Авиве действовала группа Э. Гиршауге. В 1958 г. в Израиль из США переехал А. Гордин, который наладил связи с западноевропейским и американским еврейским анархистским движением. Анархизм в Израиле приобрел ярко выраженные идишистские черты. В 1959–60 гг. А. Гордин основал в Тель-Авиве всеизраильский клуб анархистов-идишистов — Агуддат шохрей хофеш (существовал до середины 1980-х гг.), издававший ежемесячный литературно-философский журнал «Проблемот-Проблемен» на двух языках — иврите и идиш. После смерти Гордина (1964) редакцию возглавлял Ш. Абарбанель, а с 1971 г. и до закрытия журнала в 1989 г. — И. Люден (1908–2002), писатель, поэт и журналист-идишист, участник международных анархистских конгрессов. С 1971 г. журнал стал называться «Проблемен» и выходил только на идиш. При редакции журнала существовало издательство, в 1960–90-х гг. выпустившее около 15 книг на идиш (поэзия, проза, анархистская публицистика). Несколько книг издательства были переведены на иврит, одна (М. Гончарок «Очерки по истории еврейского анархистского движения», Иер., 1998) издана на русском языке. Участники этой анархистской группы были сионистами и патриотами Израиля. После закрытия «Проблемен» И. Люден предпринял попытку возродить анархистскую прессу в Израиле: в 1991 г. вышел один номер журнала «Фрайе штиме» — последнее в мире анархистское издание на идиш.
ИСТОРИЯ, КАК ВИДИМ, ПОВТОРЯЕТСЯ. ОПЯТЬ НАСТУПАЕМ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ.
Отредактировано Alexander (Авг. 16, 2013 23:53:04)
Офлайн
Опять же навеянное:
Саша Чёрный http://cherniy.ouc.ru/
АНАРХИСТ http://cherniy.ouc.ru/anarhist.html
Жил на свете анархист,
Красил бороду и щеки,
Ездил к немке в Териоки
И при этом был садист.
Вдоль затылка жались складки
На багровой полосе.
Ел за двух, носил перчатки -
Словом, делал то, что все.
Раз на вечере попович,
Молодой идеалист,
Обратился: “Петр Петрович,
Отчего вы анархист?”
Петр Петрович поднял брови
И, багровый, как бурак,
Оборвал на полуслове:
“Вы невежа и дурак”.
Офлайн