Latest posts on Элементика ::: Особенности духовного пути topichttps://exitum.org/forum/topic/54/2013-06-16T18:05:18+00:00Материалы на сайте :: Духовные пути :: Элементика ::: Особенности духовного пути
2013-06-16T18:05:18+00:00plot46058<p dir="ltr" style="text-align: justify;"> </p>
<p dir="ltr" style="text-align: center;"><span style="font-size: medium;"><strong>1.1. Что такое духовный путь?</strong></span></p>
<p dir="ltr"> </p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Духовный путь - постольку поскольку он является именно путём - подразумевает некое развитие, переход от стадии к стадии. Вообще говоря, под развитием человека могут подразумеваться довольно разные вещи - это и физическое развитие, и интеллектуальное, и эстетическое, и нравственное, и так далее. О каком же развитии идёт речь в случае духовного пути? В каком направлении и в каких аспектах происходит развитие в этом случае?</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>То, что я здесь называю духовным путём, является фактически своего рода "сверх-взрослением", в ходе которого человек минует цепь пониманий. Эти понимания могут быть выражены в виде множества концепций, но сами концепции, однако, играют лишь вспомогательную роль в этом процессе. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Более того, само это осознание относительности и подчинённой роли концепций и описаний является одним из проявлений прогресса в этой цепи пониманий.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Итак, духовный путь - это прежде всего понимание, это трансформация сознания. На этом пути мы встречаем определённые стадии понимания.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Какого рода понимание здесь имеется в виду? Нужно подчеркнуть, что это не интеллектуальное понимание, а экзистенциальное, бытийное, прямое.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Например, когда человек становится взрослым, его понимание жизни изменяется в сравнении с тем, какое оно было в детстве или в подростковом возрасте. Когда человек становится родителем, его понимание жизни переходит в новое состояние. По мере психологического взросления человек выходит на новые уровни понимания, включающего в себя прежде всего ценностные ориентиры и саму позицию, с которой человек смотрит на мир и на себя. Сам мозг его изменяется - как структурно, так и в своём функционировании.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>В целом, в современной психологии признаётся, что процесс психологического взросления есть, по сути, всё большее удаление от эгоцентризма, возрастание в способности к самоконтролю, саморефлексии и т.д. По сути, духовный путь продолжает этот тренд, просто он идёт намного дальше чем всё, что нам может предложить обычная жизнь. Именно поэтому и был употреблён термин "сверх-взросление". </span></p>
<p style="text-align: justify;"><span><span> </span></span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: center;"><span style="font-size: medium;"><strong>1.2. Особенности духовного пути</strong></span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: center;"> </p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Из вышесказанного следует, что ошибочно думать, будто в ходе духовного пути вырабатывается какая-то особая "истинная" концепция, которую можно изложить вербально, в виде образов или как-либо ещё, более совершенная чем все другие, или даже что такая концепция играет в этом пути какую-то ключевую роль или, тем более, является целью познания. Такая точка зрения встречается часто и ведёт она к фанатизму, поскольку человек начинает упражняться в убеждённости в какой-то картине мира, думая, что это и есть духовный путь.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Также ошибочно думать, что духовный путь - это путь приобретения неких особых способностей или потусторонних выгод. Приобретением особых способностей занимается скорее магия - духовный путь не имеет к ней отношения.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>На магическом пути человек стремится получить определённую личную выгоду: силу, знание, безопасность, свободу и т.д. Для этой цели он выполняет определённые внутренние и внешние действия. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>И наконец, ошибкой было бы думать, что духовный путь предназначен для того, чтобы служить неким высшим силам (или даже требует веру в них) или чтобы сподобиться попасть в рай. Это уже прерогатива религии.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Религиозный путь характеризуется ориентацией на служение "добру" или "высшим" силам, чем бы они ни были. Он также характеризуется наличием веры, ритуалов и сакрализацией высшего существа, а также приверженностью к некоей строго определённой картине мира, часто фанатической. В основе такой веры, как правило, находится вера в перерождение адептов в райских обителях.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>На духовном же пути человек не ищет какой бы то ни было выгоды и не стремится служить некоему воображаемому добру. Вообще говоря, такой человек может быть атеистом и прагматиком.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Более того, находясь, образно говоря, на стадии 1 этого пути, он не может предвидеть своё состояние на стадии 2 или 3, разве что чисто интеллектуально. Ребёнок не может адекватно представить себе уровень понимания взрослого и тем более не может себе ставить целью достижение этого состояния, поскольку он о нём не имеет сколько-нибудь ясного представления. Поэтому мы не можем ожидать от духовного пути каких-то выгод и призов.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Мотивация для человека на духовном пути может быть описана тремя аспектами:</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>1. </span><span>Эрос</span><span>. Любовь или точнее даже страсть к Абсолюту, который выражает себя в форме атрибутов - красоты, мудрости и доброты. Это тот самый эрос, о котором говорил Платон в "Пире", полагая его основой всех духовных поисков.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>2. </span><span>Агапэ</span><span>. Сострадание и любящая доброта.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>3. </span><span>Гнозис</span><span>. Стремление к познанию великой загадки жизни. Альберт Эйнштейн выразил это чувство таким образом:</span></p>
<p style="text-align: justify;"><em style="line-height: 1.3em;">"Самое прекрасное, что только может выпасть нам на долю, – это тайна. Стремление разгадать ее стоит у колыбели подлинного искусства и подлинной науки. Тот, кто не знает этого чувства, утратил любопытство, неспособен больше удивляться, все равно что мертвый, все равно что задутая свеча. Именно чувство тайны - пусть даже смешанное со страхом - породило религию. Осознание того, что существует нечто, что мы не можем постичь, глубочайшая основа и первопричина, пронзительная красота, доступная нашему уму лишь в наиболее грубых формах - это то знание и то чувство, которые составляют истинную религиозность; в этом смысле, и ни в каком другом, я являюсь глубоко религиозным человеком".</em></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Мы можем заключить, что буддийская традиция, а также мистические традиции христианства и ислама являются в основном духовными. Анализируя их, мы можем уловить нечто общее, существенное для всех этих путей.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Первое, что бросается в глаза - фокусирование этих путей на сострадании и любящей доброте.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Путь будды Гаутамы изначально основывался именно сострадании. Он искал путь спасения для всех. В махаянском буддизме человек даёт обет не покидать сансару, пока все существа не будут спасены. Одной из основополагающих практик является развитие любви, а бодхичитта - любовь и служение - это одна из основ учения.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Ничто не может быть дальше от духовного пути, чем отстранённое наблюдение страданий этого мира и культивирование этакой безмятежности по отношению к ним. Духовный путь - не транквилизатор и не антидепрессант. Наоборот, он ведёт через всё самое болезненное для нашей личности, учит встречать ад с открытыми глазами. Тот факт, что человек, следуя этим путём, становится более устойчивым психически, можно отнести к побочным эффектам, равно как и разного рода чудесные умения, если таковые вообще возможны. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>В том, о чём говорил Иисус, мы видим то же. Вся его жизнь представляет собой самопожертвование. Будучи спрошен, какая заповедь наиглавнейшая, он отвечает: "Любовь к Богу и любовь к ближнему". В другом месте он говорит что вторая часть этой заповеди означает делать другому то, что бы ты хотел чтобы делали тебе. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Суфии также непрестанно повторяют, что любовь к Богу невозможна без любви к другим существам. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Шейх суфийского ордена Кадири Курманбек оулу Кадир говорит: </span></p>
<p style="text-align: justify;"><em><span style="line-height: 1.3em;">"Самая важная и постоянная практика суфия это "махабба" - деятельная любовь и доброта к божьим созданиям.</span></em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em><...></em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>Вся теория суфизма основана на любви через Бога, на познании себя, сражении с эгоизмом, любви к ближнему, независимо от расы, национальности или вероисповедания". </em></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Кроме того, особенностью всех духовных путей является фокусирование на очищении сознания. Этот процесс происходит в ходе совершенствования в саморефлексии и самоанализе, а также в ходе специальных психопрактик. Шаматха, смирение, исихия, полировка грубой личности - всё это имена этого процесса в разных традициях.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Очищение сознания здесь означает прежде всего освобождение психики от эгоистических и паразитических паттернов мышления, действия, реагирования. Зачастую этот процесс заходит очень глубоко, до самых основ психики, которые обычно не осознаются и которые оказываются семенами, из которых вышеупомянутые паттерны произрастают. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Видимо, именно об этом говорил Иисус в Нагорной проповеди - "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Этот процесс подобен омовению, но не тела, а ума, психики, личности. Возможно, именно такое омовение имел в виду Иисус, когда говорил о "водном крещении" в беседе с Никодимом. И уже потом, очищенная душа принимает второе крещение, огненное, Духом, в момент, который невозможно предугадать. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Это то самое очищение сознания, о котором писал д-р Дж.Нурбахш, глава суфийского ордена Ниматуллахи с 1953 года до смерти в 2008 году:</span></p>
<p style="text-align: justify;"><em><span style="line-height: 1.3em;">"Стадии очищения следующие:</span></em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>1. Самость опустошается</em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>2. Самость становится просветлённой</em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>3. Самость трансформируется</em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>4. Самость исчезает (фана')</em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>Ученик проходит через эти стадии в процессе самозабвенного памятования о Боге (зикр).</em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>Первая стадия, опустошение, включает избавление от негативных качеств, желаний, приходящих от самости.</em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><em>Вторая стадия, просветление, состоит в полировке сердца и души чтобы очистить их от веры в "я" и привязанности к ней. На третьей стадии внутренняя сущность ученика наслаждается божественными атрибутами. В конец концов сущность ученика наполняется атрибутами Истины до такой степени что не остаётся ни следа от его ограниченного существования. Эта четвёртая стадия зовётся "исчезновением себя" (фана')".</em></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Это описание очень напоминает положения буддийского учения. "Очищение от веры в "я" и привязанности к ней" - это чисто буддийское выражение. Собственно, известное определение буддизма - избегай злого, совершай доброе, очищай сознание - говорит само за себя, не говоря уже о том, что именно вера в "я" и загипнотизированность этой верой в буддизме полагается основой неведения - авидьи, избавление от которого буддизм и ставит своей целью.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Интересно, что суфийский термин "фана'" и буддийский термин "нирвана" этимологически являются практически калькой друг друга, означая "отсутствие", "угасание", "прекращение".</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Естественно, что процесс очищения сознания невозможен без возрастания в навыке самонаблюдения, наблюдения за собственными психическими процессами. И потому любой духовный путь начинается с воспитания этого навыка. Можно смело сказать, что это основа основ духовного пути.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>И наконец, особенностью духовного пути является то, что в двойной заповеди Иисуса прозвучало так:</span></p>
<p style="text-align: justify;"><em><span style="line-height: 1.3em;">"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…"</span></em></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>(Св. Евангелие от Матфея 22:37)</span></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Это - тоже любовь, но другая её сторона, нежели любовь к ближнему. Под понятием "любовь" подразумевается не только очень хорошее и доброе отношение к объекту любви, но и стремление к этому объекту, желание быть с ним. Таким образом, на духовном пути первый аспект любви распространяется на всё живое, а второй направлен на Бога, на Абсолют. Что же подразумевается здесь под Богом?</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Поскольку мы начали со слов Иисуса, попробуем проанализировать их. В авраамических традициях Бог предстаёт как бы в двух ипостасях: это либо верховное существо, Пантократор, создатель Вселенной, либо же - Абсолют, Истина, источник всякого блага и основа Вселенной. Между этими двумя концепциями есть определённая и весьма существенная разница. Первая из них подразумевает некое отдельное существо по какой-то причине сотворившее мир, вторая - своего рода благую Первооснову. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Поскольку то существо, о котором идёт речь в первой концепции, мы увидеть не можем, то остаётся только воображать. То есть получается стремление к чему-то воображаемому, что вряд ли является здоровым подходом. Кроме того, даже если бы мы увидели такое существо, то во-первых, мы не смогли бы проверить, действительно ли оно является творцом Вселенной, а во-вторых, совсем не факт, что мы воспылали бы к нему любовью. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Итак, Иисус, видимо имел в виду что-то подобное второй концепции. Мы знаем прекрасное в этом мире, а Бог - это источник самой красоты. Мы знаем истинное - а Бог это источник самой истины. Мы знаем доброе, а Бог - это источник самого блага. Мы знаем мир, а Бог - это основа самого бытия. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Этот подход подтверждается самим контекстом того, о чём учил Иисус. "Царство Божие внутри вас", "если вы видите меня, то вы видите и Бога" - это говорит о том, что для него Бог не является чем-то отделённым от творения. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Если мыслить о Боге именно в таком ключе, то, во-первых, стремление к нему всем сердцем, всей душой, всем разумением своим оказывается очень естественным чувством, поскольку каждому человеку свойственно стремление к благу, красоте, истине, даже если это стремление и извращается до неузнаваемости. Необходимо лишь очистить его, перестать гоняться за обманками и миражами.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Во-вторых, такая трактовка не противоречит другим духовным путям. В буддизме Татхата - это сознание вне помрачений, вне личностных ограничений, истинное, абсолютное. Для суфиев Бог - это Абсолют, из которого бытие творится каждое мгновение и который проявляет себя в виде атрибутов - красоты, истины и добра. </span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span>Итак, духовные пути объединяются этим стремлением. Направлением всех сил, мыслей и устремлений к Абсолюту в вышеописанном смысле.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span> </span></p>