Latest posts on Дороги и тропы - часть 12. Традиция Запада. Неоплатонизм. topichttps://exitum.org/forum/topic/279/2014-01-07T02:37:50+00:00Материалы на сайте :: Духовные пути :: Дороги и тропы - часть 12. Традиция Запада. Неоплатонизм.
2014-01-07T02:37:50+00:00ondatr46217<p> </p>
<p> </p>
<p align="justify">«Высокие» мистические традиции Запада<sup><a class="sdendnoteanc" href="#sdendnote1sym" name="sdendnote1anc"><sup>1</sup> </a> </sup> столь же разнообразны, как и индийские и столь же едины с категориальной точки зрения. Теоретической основой всех их в той или иной степени служит учение неоплатонизма.</p>
<p align="justify">Возникновение неоплатонизма, как философского учения, относят к 3 в. н.э. Но здесь присутствует некоторая условность, течения, логическим завершением которого стал неоплатонизм, возникают ещё в 1 в. до н.э.. Это то, что иногда называют «средним платонизмом» и неопифагорейство. Соответственно, первый развивает некоторые идеи Сократа и Платона (5 в. до н.э.), второй выступает наследником древнего пифагорейства (6 в . до н.э.) – первой оформленной мистической школы греческого мира<sup><a class="sdendnoteanc" href="#sdendnote2sym" name="sdendnote2anc"><sup>2</sup> </a> </sup>.</p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"><strong>Учение</strong></p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify">Согласно неоплатонизму, бескачественный Абсолют (Единое, Благо) порождает мироздание путём эманации — излияния, излучения, энергии, причём его «субстанция<sup><a class="sdendnoteanc" href="#sdendnote3sym" name="sdendnote3anc"><sup>3</sup> </a> </sup>», сущность при этом не претерпевает никаких изменений. Он остаётся незатронутым миром, вмещает мир, а не входит в него.</p>
<p align="justify">Первая эманация (вне времени) порождает Мировой Разум. Результатом созерцания Разумом Блага и самого себя становятся эйдосы — идеальные образы всего сущего (прошлого, настоящего и будущего), вечно пребывающие в Разуме. Разум есть абсолютное Бытие (поскольку о Благе нельзя сказать даже этого).</p>
<p align="justify">Результатом эманации Разума становится Мировая Душа. Её сущность —движение. Именно Душа «воплощает» идеи Разума, придавая материи жизнь и форму. Душа имеет разумную и природную «части» (уровни энергии), последняя пребывает во времени). Грань между этими уровнями – астральный мир звёзд и светил.</p>
<p align="justify">Каждый уровень: мир Природы, Разумной Души, Разума имеет собственную материальность. Плотная земная материя есть просто следствие максимальной онтологической удалённости Блага, как первоисточника. Высшие миры не «входят» в низшие, а, напротив, последние как бы «цепляются» за высшие, дающие им существование. Поэтому геометрически модель мироздания может быть описана как система «вложенных» одна в другую сфер, где самая высшая сфера — бесконечность Единого.</p>
<p align="justify">Каждый уровень может быть рассмотрен как в аспекте единства, так и в аспекте множественности, т.е. как целокупность разумов, душ и тел. В идеальном состоянии между этими аспектами нет противоречия. Условно говоря, эта множественность подобна клеткам единого организма. Но на практике, каждый из элементов множественности актуализирует единство в очень разной степени. В силу этого возникает иерархия существ — умов и душ (растение, животное, человек, «демон», бог). Высший уровень тот, который максимально воплощает в себе единство «организма» — это умы и души, не покидающие надмирный (умопостигаемый) уровень бытия. Другие же души находятся в непрерывном круговороте восхождения/падения, который применительно к нашему миру может быть описан как реинкарнация.</p>
<p align="justify">Каждое существо персонально связано как с актуальным для него, так и с высшими уровнями существования. Так если актуален уровень чувственной души, то рассудочная душа для такого существа будет выступать как его личный демон (даймон, гений). В процессе развития душа сама становится рассудочной, и гением для неё будет ум. Для существа актуализировавшего уровень ума, его «демоном» будет единственность, т.е. бог. Это определяет и посмертие. Если для существа актуален прежде всего уровень тела, то оно последует за его тенью в Аид.</p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"><strong>Путь.</strong></p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify">Суть мистического пути — возвращения души на родину, в умопостигаемый, сверхчувственный мир. Зов, тяга к источнику красоты и истины — Благу присущ всему сущему. Но есть и противоположное течение — закон воплощения, движение от совершенного к менее совершенному, творческое воплощение идеального мира в материи, сила, которая приводит к «отпадению» индивидуальных душ от Умопостигаемого и связывает их с чувственным миром. Смысл пути в том, чтобы (следуя путём философского познания) переориентировать душу на восхождение, сконцентрировавшись на высших аспектах собственного существа. Сначала на прекрасном в его телесном, материальном проявлении (как образе высшего мира), потом на совершенных качествах души, красоте наук, искусств, потом на том, что лежит в их основе – чистых эйдосах, путь сюда лежит через математику и диалектику.</p>
<p align="justify">Начинается путь с религиозной практики: очищения и молитв. Затем следует стадия Украшения — приобретения добродетелей, таких как сдержанность, умеренность, выдержка, безупречное осуществление гражданского долга. Вершиной становится состояние «апатии» — бесстрастия, свободы от аффектов (соответствует достижению Ясности). Затем следует собственно мистический опыт — стадия Воспарения — вхождение в умопостигаемый мир и стремление удержаться в нём. Душа приобретает опыт истинного бытия и уже не принадлежит чувственному миру страдания и удовольствий. Здесь вершиной становится опыт непосредственного созерцания Единого, экстаза, где разум уже безмолвствует, он превзойдён.</p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"><em>«тут происходит вот что: само Благо, как бы простираясь над Умом и Душой, нисходит в них, согласно желанию их обоих, и, соединив их с собой воедино, доставляет им в созерцании себя величайшее наслаждение и блаженство, причем так высоко их поднимает, до такой степени восхищает, что они не сознают, где именно находятся, не знают даже, находятся ли вообще где бы-то ни было и в чем бы то ни было. </em></p>
<p align="justify"><em>Это и понятно, потому что Благо само нигде и ни в чем не находится; само, так сказать, умопостигаемое пространство им объемлется, но оно нигде не заключается даже в этом пространстве. </em></p>
<p align="justify"><em>В этом состоянии душа остается безо всякого движения, потому что и Благу чуждо всякое движение, она тут как бы перестает быть душой, потому что и Благо не нуждается в жизни, но стоит выше всякой жизни, перестает быть умом, всецело уподобляясь и сливаясь с Благом, потому что оно не Ум, а выше Ума; наконец, собственно говоря, она не мыслит и самого Блага, потому что в этом состоянии не мыслит совсем. </em></p>
<p align="justify"><em>(…)</em></p>
<p align="justify"><em>тут она покидает все то знание, которое привело ее сюда, и, сосредоточив свои взоры всецело на этой красоте, ничего не имеет в мысли, кроме нее одной, а потом, поднятая как бы на волне Ума еще выше, она вдруг усматривает что-то, сама не ведая, что и как. В этом своем видении она чувствует одно, что ее взор наполнен светом, но вне себя чего-нибудь другого она не видит; видит один свет – и больше ничего.» (Плотин. Энеады, 6,7)</em></p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify">…<em>мы, несмотря на то, что нас влечет к себе природа облекающего нас тела, не отделены от Бога, не разобщены с ним, напротив, можно сказать, мы Им только и дышим, Им сохраняем свое существование, поскольку Он, дав нам жизнь, не удаляется от нас, но дает ее нам постоянно, насколько Он сам неизменяем, или, вернее, насколько мы обращаемся и стремимся к Нему. </em></p>
<p align="justify"><em>В общении с Ним – наше блаженство и совершенство, а удаление от Него равносильно падению и извращению. Воспаривши к Нему – в это место, чистое от всяких зол, душа и сама освобождается ото всякого зла и обретает тут чистый покой, тут только она, став бесстрастной и обратившись в чистый ум, живет настоящей, истинной жизнью. </em></p>
<p align="justify"><em>Жизнь обычная, без общения с Богом, есть лишь тень, слабое подобие этой истинной жизни, ибо истинная жизнь есть не что иное, как та энергия Ума, которая, в таинственном общении и союзе с Первоначалом, рождает богов, рождает красоту, рождает справедливость и всякую добродетель. Всем этим беременеет душа, когда бывает полна от присутствия Божия, ибо в Боге и ее начало, и ее конец, – начало потому, что от Него произошла, а конец потому, что в Нем ее Благо. И вот почему только в общении с Ним она становится такой, какой была первоначально, между тем, как земная жизнь среди чувственных вещей есть для нее ниспадение, изгнание, утрата крыльев. </em></p>
<p align="justify"><em>Доказательством того, что благо наше лежит там – в Боге, может служить присущая нашей душе потребность любви, как это наглядно выражается в картинах и в мифах, в которых Эрос и Психея являются связанными супружеским союзом. Это означает вот что: так как душа, будучи иною, чем Бог, происходит, однако, от Него, то для нее любовь к Нему составляет естественную необходимость. Но только пока душа обитает на небе, она любит Бога небесной любовью и остается небесной Афродитой, здесь же, на земле, она становится Афродитой общественной, пошлой, как бы делается гетерой. </em></p>
<p align="justify"><em>(…)</em></p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"><em>Кому не известно, сколь блаженно это состояние души, тот может составить приблизительное представление о нем по аналогии с тем упоением, которое дается людям и здесь в тот момент, когда их любовные стремления осуществляются, с тем, однако, ограничением, что все, служащее здесь предметом любви и желаний, тленно и призрачно, и что сами наши привязанности ко всему подобному обыкновенно бывают непрочны, часто и скоро меняются, и это потому, что не среди этого рода вещей находится то, что мы можем действительно любить, что составляет наше истинное благо, к чему мы стремимся, но только там – Тот, который поистине достоин нашей любви, Тот, с которым легко можно войти в общение и союз, так как Он не имеет на себе никакой телесной оболочки. </em></p>
<p align="justify"><em>Кто познал такое общение, только тот знает, что я говорю, знает, что душа, устремленная к Богу и пришедшая к Нему, начинает жить совсем иной жизнью, ибо становится участницей в Его жизни, и понятно, что в этом состоянии, чувствуя присутствие в себе первоисточника истинной жизни, не желает ничего другого, напротив, все прочее отметает, от всего окружающего отвращается и отрешается, чтобы утвердить себя всецело в одном Боге и стать едино с ним. Из этого следует, что все мы должны стремиться возвыситься, вознестись, как бы освободиться от тяжести связывающих душу телесных уз, и все силы употреблять на то, чтобы всем нашим существом соединиться с Богом, чтобы в нас не оставалось ничего такого, что препятствовало бы такому полному единению с Ним. </em></p>
<p align="justify"><em>Кто удостаивается такого единения, тот зрит Бога, зрит в нем самого себя – просветленного, в сиянии горнего света, даже более – видит себя, как сам свет – чистый, тонкий, легкий. Ему кажется тогда, что он сам как бы обратился в божество, что он весь пламенеет, как горящий огонь; когда же минует это состояние, он опять становится тяжелым и ничтожным. </em></p>
<p align="justify"><em>Однако почему же душа не остается всегда в этом состоянии? Да потому, что она не достигла еще полного отрешения от всего чувственного. Но когда-нибудь она непрерывно будет наслаждаться лицезрением Бога – тогда, когда перестанут возмущать ее телесные страсти. Впрочем, это лицезрение имеет место не в той части души, которая волнуется страстями, не в душе неразумной, а в другой – высшей, умной, которая, однако, бывает неспособной к такому лицезрению тогда, когда бывает занята познавательной деятельностью в форме рассуждений, догадок, доказательств. </em></p>
<p align="justify"><em>Так что истинным созерцателем является не рассудок или разум, а нечто столь же большее и высшее разума, как и то, что составляет предмет созерцания. В этом созерцании созерцающий Бога увидит в Нем и самого себя простым и чистым. Хотя в таком созерцании есть налицо созерцающий и созерцаемое, две стороны, а не одна, однако, как ни смело это покажется, но можно сказать, что созерцатель тут, собственно, не созерцает, ибо сам становится тем, что есть созерцаемое. </em></p>
<p align="justify"><em>Он не усматривает, не различает, не воображает никакого двойства, став совсем иным, перестав быть тем, чем был, ничего не сохранив от прежнего себя. Поглощенный созерцаемым, он становится едино с ним, наподобие того, как центр совпадает в одной точке с другим центром, ибо такие два центра составляют одно, насколько совпадают в одной точке, и в то же время представляют двойство, насколько они суть центры двух различных кругов. В таком же приблизительно смысле мы и говорим о Душе, что она есть иное существо, чем Бог. </em></p>
<p align="justify"><em>Но само собой понятно, что очень трудно передать такого рода созерцание, ибо, как в самом деле созерцатель изобразит созерцаемого отличным от себя, когда во время созерцания между тем и другим, вместо обособления, бывает слияние их воедино?!» (Энеады 6.9.9.)</em></p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"> </p>
<p align="justify"><strong>Таблица</strong></p>
<p align="justify"> </p>
<table cellpadding="8" cellspacing="0" style="width: 699px;">
<colgroup>
<col width="129"/>
<col width="128"/>
<col width="100"/>
<col width="112"/>
<col width="147"/>
</colgroup>
<tbody>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western"><strong>индуизм</strong></p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="128">
<p class="western"><strong>буддизм</strong></p>
</td>
<td colspan="3" style="border: 1px solid #000000; padding: 0cm 0.19cm;" width="391">
<p align="CENTER" class="western"><strong>неоплатонизм</strong></p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">бхурлока</p>
</td>
<td rowspan="4" style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="128">
<p class="western">Камалока</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">Люди, животные растения</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="112">
<p class="western">Материальный мир.</p>
</td>
<td rowspan="3" style="border: 1px solid #000000; padding: 0cm 0.19cm;" width="147">
<p class="western">Чувственный мир. Природа</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td height="4" style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">бхуварлока</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">демоны</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="112">
<p class="western">Стихийный мир</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">сварлока</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">боги чувственного мира, астральные духи</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="112">
<p class="western">Астральный мир</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">махарлока</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">Души-спутники надмирных богов</p>
</td>
<td rowspan="3" style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="112">
<p align="justify">Душа (Разумная)</p>
<p class="western"> </p>
</td>
<td rowspan="5" style="border: 1px solid #000000; padding: 0cm 0.19cm;" width="147">
<p class="western">Умопостигаемый мир</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td height="4" rowspan="2" style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">джаналока</p>
</td>
<td rowspan="4" style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="128">
<p class="western">Рупалока</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">надмирные боги</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">Зевс</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">тапалока</p>
</td>
<td rowspan="2" style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">умы</p>
</td>
<td rowspan="2" style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="112">
<p class="western">Ум</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">сатьялока</p>
</td>
</tr>
<tr valign="TOP">
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="129">
<p class="western">Брахман</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="128">
<p class="western">Арупалока</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="100">
<p class="western">Бог</p>
</td>
<td style="border-top: 1px solid #000000; border-bottom: 1px solid #000000; border-left: 1px solid #000000; border-right: none; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm; padding-left: 0.19cm; padding-right: 0cm;" width="112">
<p class="western">Единое</p>
</td>
<td style="border: 1px solid #000000; padding: 0cm 0.19cm;" width="147">
<p class="western">Благо</p>
</td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p class="western" style="margin-bottom: 0cm; page-break-before: auto; page-break-after: auto;"> </p>
<div id="sdendnote1"><a class="sdendnotesym" href="#sdendnote1anc" name="sdendnote1sym">1</a><span style="font-family: arial,helvetica,sans-serif; font-size: 10pt;">Под Западом мы здесь понимаем как Европу, так и Ближний Восток</span></div>
<div><span style="font-family: arial,helvetica,sans-serif; font-size: 10pt;"><a class="sdendnotesym" href="#sdendnote2anc" name="sdendnote2sym">2</a>Именно философия играла на западе роль основной психопрактики (джняны), целью которой было трансформация психики и достижение устойчивого желаемого состояния (атараксии, «апатии», счастья), а участие в мистериях давало опыт ИСС (изменённых состояний сознания). </span></div>
<div id="sdendnote3"><span style="font-family: arial,helvetica,sans-serif; font-size: 10pt;"><a class="sdendnotesym" href="#sdendnote3anc" name="sdendnote3sym">3</a> Это различие между субстанцией как сущностью и энергией как проявлением имеет большое значение для дальнейшей традиции Хотя сам основатель неоплатонизма Плотин выступал против этого учения.</span></div>
<div> </div>
<div> </div>
<div> </div>