элементика ::: методы элементики
Здесь я перечислю некоторые примеры различных методов, используемых в этом пути. Они разделены в зависимости от той стихии или природного явления, с которыми происходит «работа». Конечно, нет никакой необходимости использовать все их. Лучше всего выбрать из этого списка несколько наиболее понравившихся либо, возможно, изобрести на их основе что-то своё, что вам больше подходит.
В практике (не только в природной, которая описывается здесь, и даже не только в аристопраксисе, но в практике вообще) наиболее важна регулярность. Более чем что бы то ни было ещё. Пусть вы будете заниматься формальной практикой по 10 или 20 минут в день, но каждый день, и это будет замечательно. Через некоторое время, возможно, через месяц или полгода, вы заметите в себе изменения. Большее умиротворение, большее понимание себя, жизни и людей.
Очень полезны периоды интенсивной практики — от одного дня до месяца, а то и больше, — когда вы не занимаетесь ничем, кроме практики. Идеально, когда в эти периоды есть учитель и другие практикующие. Такие ритриты дают значительный толчок в практике. Однако они требуют специальных условий.
Что касается позы для медитации, то главным требованием является её удобство, чтобы вы могли находиться в ней длительное время без ощущения сильного неудобства.
Классические позы для медитации исходят именно из этого требования. Их характеризует уравновешенность, естественность положения спины, что не создаёт в ней ненужных напряжений. Поза со скрещёнными ногами была вполне привычна для древнего восточного человека, который проводил в ней значительное время. Тем не менее, на мой взгляд, полностью копировать эти позы большого смысла нет. Они действительно удобны для медитации, особенно когда к ним привыкнешь, однако из собственного опыта могу сказать, что их неиспользование мало на что влияет. Более того, можно практиковать и лёжа и стоя и во время ходьбы или бега. В положении лёжа, впрочем, больше шансов уснуть.
И наконец, прежде чем начать описание конкретных методов Элементики, остановлюсь на двух их основных разновидностях: созерцании и уравнивании.
Созерцание
Под созерцанием здесь подразумевается удерживание внимания на каком-либо объекте с последующим переходом к випашьяне. Если внимание уходит от объекта, мы его возвращаем. Поначалу мы, как правило, не можем удерживать внимание как таковое, не поддерживая его какими-либо вспомогательными средствами, например «думанием» об этом объекте. Человек без соответствующей тренировки, если не думает о данном объекте, то думает о чём-то другом, и, соответственно, отвлекается. Поэтому нужно использовать уловки, чтобы удержать внимание. Это может быть повторение определённого слова, напоминающего о необходимости держать внимание на объекте, либо поддержание определённого мысленного процесса, связанного с объектом. Например, мы можем воображать, что на выдохе посылаем энергию к объекту, а на вдохе — забираем. И так далее. Иными словами, нужно максимально формализовать процесс созерцания, разбить его на отрезки времени и контролировать каждый отрезок отдельно. В процессе отсчитывания этих отрезков очень эффективным средством служат чётки.
Со временем мы научимся удерживать внимание на объекте без какой-либо дополнительной поддержки и без усилия. Это совершенно новое состояние, которое в обычной жизни нам, как правило, неизвестно.
Уравнивание
Уравнивание — разновидность психопрактики, направленная на стирание субъективных границы между наблюдателем и наблюдаемым. В упражнениях, связанных с уравниванием, важно поймать это ощущение равности, однородности между «я» и «объектом», ощущение созерцаемого объекта как бы изнутри, в его самобытии.
Самый простой вариант такой практики состоит в том, чтобы представить, будто у вас в груди зеркало, и объект, на котором сосредоточено наше внимание, отражается в нём. Иначе говоря, мы созерцаем как бы это отражение. При этом не нужно добиваться точного соответствия изображения оригиналу. Главное — поймать ощущение связи между вами и объектом.
Несколько более сложно — представить, будто наше тело составляет единое целое с объектом — камнем, деревом, снегом или льдом. То есть тело является частью объекта. Либо, если объект не твёрдый (вода, туман, дым, ветер, свет, темнота) и мы находимся в его течении, что он проникает сквозь наше тело беспрепятственно, что наше тело растворяется в этом потоке.
Ещё один способ — поместить наше внимание внутрь камня, дерева, снега, льда или иных объектов. Это сравнимо с тем, как мы смотрим внутренним взором на, скажем, палец, который болит. Подобные упражнения способствуют установлению внутренней тишины, поскольку мы естественным образом уподобляемся материи не только в её структуре, но и в её безмолвии. Познаём безмолвие стихий, безмолвие бытия. Следующим шагом является познание его основы через предельно острое вглядывание.
Ещё более тонкий способ: сначала мы внутренним взором пытаемся ощутить структуру того, с чем сливаемся, например камня или дерева, поместив в него своё внимание. Затем, перемещая внимание от точки внутри объекта в собственное тело, мы сохраняем чувство, будто нет никакой разницы между нашим телом и камнем, деревом или снегом. Более прямой вариант — просто представить, что наше тело составляет единое целое с камнем, деревом, снегом или льдом. Это циклическое движение внимания можно сохранять постоянно в течение упражнения, в идеале синхронизировав его с дыханием.
Разновидностью практики уравнивания является тибетская Гуру-йога, когда практикующий совмещается с образом Будды, ощущая, что «я» и «Будда» — не разное, воспринимая благие качества Будды в себе самом.
Огонь
Практики, связанные с огнём, наиболее доступны городскому жителю и вообще человеку в условиях обычного современного жилища. Вместе с тем они весьма и весьма эффективны. Для этой практики можно воспользоваться пламенем обыкновенной свечи.
1. Самым простым и известным способом работы с огнём является созерцание пламени. Сядьте перед зажжённой свечой и установите на пламени взгляд. Просто глядите на пламя. Когда внимание отвлекается — а уплывает оно в основном при появлении паразитических мыслительных процессов, — просто возвращайте его к пламени. На первых порах можно использовать чётки и повторение какого-нибудь слова, скажем, «огонь», чтобы было проще удерживать внимание. Со временем практика будет развиваться. На смену шаматхе, навык которой разовьётся в первую очередь, скорее всего, придёт випашьяна, и созерцание будет становиться всё более острым. На этой стадии может быть полезным вглядываться, как бы пытаясь понять, что это такое, какова природа пламени. Далее созерцающий проходит по всем вышеописанным стадиям, постигая природу созерцающего и созерцаемого.
Другим способом созерцания пламени служит удерживание внимания на потрескивании и других звуках, исходящих от костра.
2. Второй метод связан с практикой уравнивания. Самый простой способ, как вы уже, наверное, догадались, сидя перед пламенем, представлять, что оно отражается от вашей груди либо горит внутри груди, в центре. Это простая и вместе с тем очень действенная практика. Со временем этот образ станет сопровождать вас повсюду и добавит в жизнь новое качество, что можно назвать памятованием внутреннего пламени. Потом вы научитесь распространять его на всё тело. Это поможет очень быстро погружаться в шаматху и, кроме того, даст эффект, схожий с тибетской практикой туммо. В конце концов мы придем к состоянию «есть только огонь». Подобное касается и всех практик, которые здесь описываются.
3. Еще один способ уравнивания заключается в том, что, сидя напротив пламени, вы пытаетесь ощутить пламя изнутри, направить своё внимание внутрь пламени. Этот способ несколько более трудный, чем предыдущий, но он значительно эффективнее и интереснее в плане эффектов.
4. Наконец, можно созерцать тепло (свет), исходящее от пламени. Ощущайте как оно беспрепятственно проникает сквозь ваше тело. Чувствуйте, что там, где находится ваше тело, есть только это тепло (свет).
Дым
В качестве объекта созерцания можно использовать как дым от благовонной палочки, так и дым от костра. Движение дыма развязывает глубинные интуитивные возможности нашего сознания, и через некоторое время практики мы можем ощутить это в полной мере.
1. Прямое созерцание дыма. Все инструкции, которые касались созерцания пламени, актуальны и в случае созерцания дыма. Поначалу можно просто смотреть на движение струй дыма, потом нужно учиться смотреть на дым, остановив взгляд расслабленными глазами. Таким образом утихают и паразитические мыслительные процессы.
2. Для практики уравнивания с дымом можно либо поместить его образ в центр груди, либо, если дыма много, сидя в струях дыма, представить-почувствовать, как эти струи проходят сквозь тело, не встречая препятствий. Эта практика тоже весьма интересна и эффективна. Однако, если вы плохо переносите пребывание в дыме, лучше от этой практики воздержаться.
3. Другой способ, аналогичный описанному с огнем, — поместить внимание внутрь дыма.
Река, море, вода
1. Созерцание поверхности реки или моря, стоя примерно по пояс или сидя на берегу. Методика — созерцание поверхности, как бы фиксируя взглядом сразу общую картину поверхности передо мной, насколько хватает поля зрения, не фокусируя внимание на отдельных деталях.
2. Созерцание реки, стоя или сидя в воде примерно по грудь или чуть выше, лицом вверх или вниз по течению. Представляем, что вода потоком проходит прямо сквозь грудь, вымывая и унося все помрачения. В случае моря поток заменяют волны.
3. Когда поверхность реки, моря или озера абсолютно спокойна, как жидкое стекло, нужно сесть в воду так, чтобы она находилась на уровне сердца, и представить, что эта спокойная поверхность проходит через сердце, что вы сами и эта поверхность — единое целое.
Внутреннее безмолвие приходит легко. Это хороший способ медитации. Примечательно, что бассейн такого ярко выраженного эффекта не дает, хотя тоже подходит для практики. По мере упражнения в практике уже не нужно будет ни находиться в воде, ни даже быть рядом с ней, достаточно будет просто представить эту поверхность, проходящую через сердце, где бы вы ни были.
4. Лёжа в воде на спине, погрузиться в безмолвие и представить, что тело полностью растворилось в воде. Это можно делать и на глубине и на мелководье, лёжа на дне. Можно использовать плавательный жилет или не использовать. Если течение сильное, то на глубокой воде приходится прерываться, возвращаясь на место, иначе река унесёт далеко. Или привязываться.
5. Плавать по поверхности либо под водой, пребывая во внутреннем безмолвии, полностью сосредоточившись на движении сквозь толщу воды, — полное осознание процесса плавания. Если вам нравится плавать, этот способ для вас. Можно представлять, что вода проходит сквозь ваше тело.
6. Созерцание ряби и световых бликов на воде.
7. Созерцание мальков на мелководье и стрекоз. В определённый момент ощутите покой и единение. Кажется, безмолвное бытие этих существ приоткрывается перед тобой, ты как бы приобщаешься к таинству их жизни, к таинству жизни вообще.
8. Сидя на берегу реки или моря, представлять образ созерцаемого в своей груди.
9. Удерживать внимание на шуме реки или моря.
10. Если есть возможность медитации на водопаде, можно предложить сразу два способа. Первый — сесть или встать под струёй водопада и представлять, что вода беспрепятственно течёт сквозь тело. Ни на мгновение не прерывайте этого осознания. Этот метод, кроме всего прочего, обладает анальгетическим эффектом. Если у вас, скажем, болит голова, боль можно смягчить или даже устранить. Со временем вам даже не нужна будет физическая вода — достаточно будет просто представить её.
11. И второй способ — созерцание водопада. Таким же образом можно созерцать струи душа (это касается и пункта 10).
12. Интересный эффект даёт созерцание капели. Мы удерживаем внимание на падающих каплях. Если между падениями капель есть промежуток в несколько секунд, это прекрасно структурирует время. Можно наблюдать процесс, затаив дыхание, в промежутках погружаясь в полное безмолвие. Состояние должно быть такое, как будто вы кошка, стерегущая мышь у норы.
Ветер
1. Пожалуй, самый мощный метод медитации на ветре — встать или сесть в его потоке и представлять-чувствовать, как он беспрепятственно проходит сквозь ваше тело. Очень хорошо практиковать этот метод на берегу моря, где постоянно дует бриз, или в степи, где ветер тоже беспрестанный и сильный. Это весьма и весьма эффективный метод медитации. Очень быстро возникает кристально-чистое сознание, шаматха.
2. Созерцать ветер поначалу можно через его проявления — движение листвы или мусора, колыхание трав, маленькие пылевые смерчи на пустырях или в закутках дворов.
3. Танец с ветром. Когда мы пропускаем ветер сквозь себя (и это, кстати, касается не только ветра), бывает трудно удержаться от танца, от движений. Если это возможно, лучше позволить себе двигаться с ветром. Это спонтанные движения, т. е. не танец в классическом смысле. Танцуя с ветром, ощущаешь удовольствие, которое трудно описать. Кажется, что всё существо, вплоть до физического тела, преображается, переплавляется. По коже прокатываются волны «мурашек», часто наступает сильный зуд в голенях, будто в них впились сотни муравьёв. Чистое сознание достигается очень быстро.
4. Полностью сосредоточить внимание на ветре, на его прикосновениях к телу, вглядываясь в него, будто пытаясь найти вопрос «в чём твоя предельная сущность?». Очень быстро сосредоточение становится сильным и устойчивым. Вопрос действует подобно коанам дзэн-буддизма. Можно слово «ветер» повторять подобно мантре.
Деревья, растения
Многие из методов, описанных ниже, можно применять, взобравшись на ветви дерева. Если вы будете сооружать на ветвях подобие гамака, верёвки лучше завязывать, предварительно обернув ветви брезентом или другой прочной тканью, чтобы не повредить кору.
1. Прямое созерцание дерева. Если можно устроиться так, чтобы дерево было видно целиком, то можно просто удерживать на нём взгляд, стараясь смотреть не на отдельные его детали, а на всё дерево. Весной особенно хорошо созерцать цветущие деревья. Либо, лёжа на земле под деревом, созерцать его крону на фоне неба.
2. Сидя в корнях дерева или в его ветвях, представлять, что вы часть дерева. Ваше тело — часть ствола, совершенно равная окружающим растениям. Это практика уравнивания с деревом.
3. Слушать шум леса недифференцирующим слухом — как единое целое. Удерживать внимание на этом голосе.
4. Уравнивание с цветком, цветущей веткой дерева или другим растением. Сесть перед ним, поместить его образ в своей груди или в центре, ощутить свою полную равность с ним. Более простой вариант — представить в своей груди зеркало, отражающее растение. Ещё один вариант — совместиться с растением мысленно, поместить себя, своё внимание-сознание в него. Очень быстро наступает шаматха. Впоследствии стоит только будет вызвать образ цветка в своей груди, как придет состояние шаматхи, где бы вы ни находились.
Дождь, облака, пар, туман
1. Прямое созерцание струй дождя, а также облаков и пара. Идеальное место для этого — горы, где облака гуляют вокруг.
2. Сидя под дождём, можно представлять, что капли и струи падают сквозь ваше тело беспрепятственно. То же — со струями тумана. Неплохо при этом также совершать танец, как с ветром.
3. Наблюдение облаков. Восприятие уподобляется зеркалу, отражающему всё, что происходит на небе. В горах, где облака можно видеть внизу, эта практика опять же проще.
Снег
1. Если идёт снегопад, мы представляем, что снег беспрепятственно проходит сквозь тело, особенно сквозь грудь. Если есть возможность, хорошо танцевать в этих потоках. В конце концов окажется, что нас нет, есть только снегопад. Это чувство-видение — «меня нет, есть только…» — весьма ценно для всех таких практик.
2. Сидя или лёжа в снегу, представлять, что тело состоит из снега и льда, что оно равно окружающему снегу, что между нами и снегом нет никакой разницы. Важно представлять не то, что тело замёрзло и потому холодное, а то, что оно и есть лёд. Для льда снег не холодный, он комфортный, если можно так выразиться.
Внимание! Эта практика опасна. Для неё нужно одеваться очень тщательно и тепло, примерно так, как одеваются на зимнюю рыбалку. При неправильной практике (когда всё же допускается мысль о холоде) высока вероятность получить обморожение большей или меньшей степени или заработать простуду.
3. Прямое созерцание снегопада. Обострению вглядывания способствует использование вопроса «в чём суть снегопада?».
4. Уравнивание со снегопадом может практиковаться также таким образом: созерцая снегопад, проецируйте его образ в центр груди и далее на всё тело.
5. Бывает, что в морозную погоду при ясном небе в воздухе роятся микроскопические ледяные кристаллики, настолько мелкие, что часто мы их не замечаем. Созерцание их сверкания — тоже очень хорошее упражнение.
6. Хорошей практикой в зимнее время может стать созерцание пара от дыхания. Можно видеть его разнообразие в зависимости от погоды. При сильном морозе увидеть, как из него тут же образуются кристаллики льда, блестящие на солнце. Это поблескивание само по себе может стать очень действенным предметом для созерцания.
Эта практика является своеобразной дыхательной гимнастикой. При небольшом морозе нужно вдыхать через нос, а при крепком — через рот, а выдыхать через нос. При этом рот нужно приоткрывать только чуть-чуть, язык необходимо приблизить к нёбу, оставляя вдыхаемому воздуху небольшой проход, чтобы он успевал согреваться перед тем, как попасть в горло. Вдох при очень сильном морозе делаем коротким, затем закрываем рот и медленно выдыхаем через нос. Губы лучше смазать защитным кремом.
Небо и Простор
1. Прямое созерцание чистого неба, лёжа на спине либо сидя — его отражения в большом зеркале, лежащем на земле. Для обострения вглядывания можно использовать вопрос «где предел неба?» Это очень мощная практика, схожая с коаном Дзэн.
2. Нужно представить, что вместо тела — большое зеркало, отражающее небо, либо лужа с совершенно спокойной поверхностью. По мере углубления практики начинают проявляться определённые зрительные эффекты — волны сияния, голубого и золотого, очень мелкие искорки, копошащиеся в пространстве. Их созерцание — хороший метод, хотя собственно к небу такие явления не относятся.
3. Прекрасно, если есть возможность созерцать большие пространства, простор с небосводом и далью. Мы садимся и представляем свое тело зеркалом, безупречно отражающим этот простор. В конце концов окажется, что «есть только простор».
Земля
1. Лечь или сесть на землю (песок, камень, траву) и представить, что тело совершенно уравнено с землёй, что оно состоит из этой же почвы, песка, камня. Если есть возможность закопаться в тёплый песок, то практика может получиться особенно хорошо.
2. Созерцание холма, камня, земли.
3. Проецирование образа холма, камня, земли в центр груди и далее — на всё тело.
4. Работа с Землёй как планетой. Постоянно ощущать себя находящимся на поверхности огромного организма — Земли. Это чувство совершенно океаническое, подобное пребыванию в объятиях бесконечно огромной и нежной матери. Можно использовать чётки, повторяя слово «Земля» как мантру. Чувства, возникающие при этой практике, невероятно сильны. Наша связь с Землёй глубока и могущественна. Очень мощная практика.
Луна и звёзды
1. Прямое созерцание Луны и звёзд.
2. Проецирование образа Луны и звёзд в центр груди и на всё тело.
Солнце
1. Утром и вечером, а после определённой практики и днём, находясь на открытом солнечном свете (со всеми необходимыми мерами предосторожности!), в безмолвии удерживайте внимание на ощущении тепла, исходящего от солнечных лучей. При этом представьте, что лучи просвечивают ваше тело или сердце насквозь, не оставляя в нём ни одного пятнышка, так что всё существо становится абсолютно прозрачным и пронизанным сиянием. Стать прозрачным для солнечного тепла и света — суть этой практики.
2. Представляем, что мы вдыхаем солнечный свет, и он пронизывает всё тело от макушки до пальцев ног.
3. Прямое созерцание этого тепла (с закрытыми глазами) либо света в рассветные или закатные часы. При этом мы вглядываемся в тепло и сияние, как бы задавая вопрос, что это.
4. Ещё один способ солнечной практики — уже знакомое нам уравнивание. На закате или рассвете мы созерцаем солнце, уравнивая себя с ним. Для простоты можно представить, что тело — это зеркало, отражающее солнце в точности и в полной силе. В конце концов осознаете: «Нет меня, есть только солнце». Со временем не нужно будет даже видеть солнце и даже находиться на свету, чтобы ощутить его присутствие и воспроизвести эффект от солнечных практик.
Внутреннее небо и внутренний звук
Включаю в Элементику также описываемые ниже методы, поскольку они очень схожи с практикой созерцания природных объектов. Они так или иначе встречаются в различных разновидностях йоги, но тем не менее могут быть включены и в Элементику. Можно сказать, что эти методы связаны с созерцанием внутренней стихии.
1. Внутреннее небо. Суть этого метода в том, чтобы закрыть глаза и смотреть вперёд, в темноту. И смотреть как можно дольше. Это не так просто, как кажется. Внимание очень быстро и легко отвлекается из-за неконтролируемых мыслей. Однако внимание поддаётся тренировке. Существуют различные способы удержания внимания на внутреннем небе. Общая особенность их в том, что они должны быть как можно более формализованы. То есть это может быть, например, счёт дыханий или сердцебиений. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы глаза были расслаблены, иначе продолжать практику будет невозможно из-за головной боли.
Прямо впереди можно видеть то, что я назвал Звездой. Поначалу она только угадывается, поскольку ничего явственного не видно, лишь некое смутное пятно. Именно на нём удобнее удерживать внимание. Вообще Звезда, пожалуй, самый удобный для созерцания объект. Ум сосредотачивается на ней совершенно [1].
В процессе созерцания вы будете видеть в ментальном небе множество разнообразных явлений. Это могут быть разного рода световые эффекты, звёзды, гипногогические картинки. Вам часто будет казаться, что веки стали прозрачными и вы смотрите сквозь них. И тому подобное. Не нужно увлекаться всем этим. Просто смотрите, не вовлекаясь. Лучше всего возвращать внимание на Звезду.
Если вы найдёте возможность провести хотя бы сутки в полной темноте, занимаясь этой практикой, это будет время, полное открытий.
2. Другой замечательной практикой может стать созерцание внутреннего звука. Если прислушаться, можно уловить очень тонкий звон или свист, или шипение. Это естественный звук, который можно созерцать точно так же, как, скажем, шум моря или леса.
Послесловие
Элементику можно совмещать с психопрактиками других традиций и, кроме того, использовать эти методы и тем, кто не занимается какой-либо психопрактикой сколько-нибудь целенаправленно.
Многие из нас любят природу, стремятся хотя бы иногда бывать на море, у реки или в лесу. Но вместе с тем мы зачастую чувствуем неудовлетворённость после таких визитов, словно не нашли того, за чем ехали.
Элементика позволяет прямо двигаться к источнику всего того, что нас влечёт в природе. Неделя, проведённая в отпуске на лоне природы, с Элементикой станет по-настоящему целительной для вашего психического и физического здоровья. Просто попробуйте в качестве эксперимента.
Многие методы Элементики имеют оздоровительный эффект, схожий с тем, что даёт китайский цигун, или даже превосходящий его. Например, когда я усиленно занимался практикой огня, то совершенно не ощущал холода и мог ходить в самый лютый мороз в футболке, чувствуя лишь приятную свежесть. И никакие болезни не могли проникнуть в мой организм.
Напоследок хотелось бы подчеркнуть вот что: заниматься медитацией можно и нужно, не имея в виду каких-либо мистических переживаний. Погоня за необычными переживаниями, как правило, ведёт к росту неадекватности.
Многие почувствуют, что для них достаточно и шаматхи, и вполне будут удовлетворены тем, что просто регулярно её практикуют. Это позволяет решить многие психологические проблемы, уравновесить психическое состояние, сделать внимание более устойчивым, а ум трезвым.
Однако нужно иметь в виду, что среди того, что обозначается словом «медитация», есть психопрактики, ставящие целью именно достижение определённого изменённого состояния сознания. На мой взгляд, их практика мало чем отличается от приёма психоделического наркотика. Подобные практики чужды тому, о чём идёт речь в данном тексте. Медитация, соответствующая аристопраксису, не имеет целью получение каких-то удивительных переживаний, а скорее углубление в понимании и любви.
[1] Упоминание о Звезде я нашёл только одно: «При таком отслеживании вдохов и выдохов они становятся все тоньше и тоньше, и иногда нелегко продолжать замечать едва уловимое ощущение касания дыхания. Тогда для отслеживания дыханий нужна обостренная осознанность. Но если медитирующий настойчив, то однажды он испытает новое ощущение, чувство легкости и счастья. Иногда перед его глазами появляется что-то, похожее на звезду, или аналогичный знак, который показывает, что медитирующий подошел к этапу сосредоточения доступа. Укрепляя вновь обретенный знак, медитирующий может развить полное поглощение ума (джхана), или по крайней мере предварительное сосредоточение как основу для практики проницательности» (Мадджхима Никая 10. Сатипаттхана сутта. Основы памятования. Предисловие Нъянасатта Тхеры).
читать предыдущую часть | оглавление |