электоральная динамика на юге и востоке украины в 2004-2014 гг.
Анализируя электоральные изменения 1991-2012 гг. в статье «Украина: динамика выборов», я отмечал, что движение этой страны к свободе и ее дистанцирование от авторитарной России – это исторически неизбежный процесс. Сейчас мне хотелось бы обратить внимание на более узкую тему – электоральную динамику в восточных и южных регионах Украины в период 2004-2014 гг. События 2004 г. являются определяющими в истории Украины в период между обретением независимости в 1991 г. и Майданом 2013-2014 гг. С одной стороны, тогда четко обозначился европейский вектор дальнейшего развития Украины, с другой – был зафиксирован географический раскол электорального поля, сохранявшийся до последнего времени. Следующей важной датой стал 2010 г., когда на свободных президентских выборах пророссийские клептократические силы смогли взять частичный реванш. И произошло это во многом благодаря русскоговорящим избирателям востока и юга Украины. К 2012 г. поляризация проевропейских и пророссийских сил достигла нового уровня: с политического поля практически полностью исчезли партии с неопределенной позицией по этому вопросу. Революция 2013-2014 гг. окончательно изменила электоральное пространство.
При анализе электоральной динамики будут учитываться в первую очередь абсолютные цифры – число голосовавших за кандидатов в президенты и за партии на парламентских выборах в мажоритарных округах, а не набранные проценты голосов.
В таблицы не включены данные по Донецкой и Луганской областям за 2014 г.
Таблица 1. Голоса, отданные за пророссийские силы на выборах 2004, 2010, 2012, 2014 гг.
* включая голоса, отданные за «Русский блок»
** Добкин, Тигипко, Рабинович, Симоненко, Бойко, Кузьмин
Таблица 2. Голоса, отданные за национально-демократические проевропейские силы на выборах 2004, 2010, 2012, 2014 гг.
Выборы президента 2004: результаты В. Ющенко в «третьем» туре (тыс.) |
Выборы президента 2010: результаты Ю. Тимошенко во втором туре (тыс.) |
||||
* Порошенко, Тимошенко, Ляшко, Гриценко, Богомолец, Тягнибок, Ярош
После 2004 г. в восточных и южных областях Украины у части избирателей наблюдается разочарование в национально-демократическом выборе. Однако, если мы посмотрим на цифры 2010 г., то увидим, что разочарование в пророссийском курсе оказывается не менее выраженным. К 2010 г. число сторонников ПР и КПУ сократилось по всем областям, кроме Одесской. Можно сказать, что в 2004 г. обозначился электоральный тренд, который впоследствии не был изменен клептократическим режимом Януковича. Уже выборы в Раду 2012 г., проводившиеся с вопиющими нарушениями и сопровождавшиеся масштабными фальсификациями продемонстрировали, что число сторонников европейского курса возобновило рост, в то время как число пророссийски настроенных избирателей продолжало сокращаться.
Особенно впечатляющими выглядят данные по Донецкой области, которая считается оплотом пророссийских сил. Здесь количество сторонников европейского курса с 2004 по 2012 гг. выросло более чем в 1,6 раза. И, напротив, количество голосовавших за пророссийские силы сократилось в Донецкой области за 2004-2012 гг. почти в 1,8 раза (!) – на 1,3 млн. голосов. Если в 2004 г. в Донецкой области соотношение сторонников условно-пророссийских и условно-проевропейских взглядов составляло приблизительно 22:1, то в 2012 г. – 7,5:1. Самое удивительное то, что если для всего остального «юго-востока» было характерно ослабление позиций национал-демократических сил к 2010 г., то в Донецкой и Луганской областях этого временного «разочарования» не произошло. Среди всех юго-восточных регионов Украины только в Донецкой и Луганской областях число сторонников европейского курса в 2012 г. выросло по сравнению с 2004 г.
В Крыму и Севастополе в период с 2004 по 2012 гг. поддержка пророссийских сил сократилась почти в два раза. При этом нужно отметить, что в Севастополе число сторонников европейского вектора развития страны за этот период практически не изменилось, а в республике Крым (как и в других областях за исключением Донецкой и Луганской) сократилось. При этом все же соотношение сил в республике Крым изменилось в пользу проевропейского вектора. Если в 2004 г. соотношение пророссийски и проевропейски настроенных избирателей Крыма (пришедших на выборы) составило более чем 5:1, то в 2012 г. уже 3,6:1. Та же самая картина наблюдалась и в Севастополе. В 2004 г. это соотношение составляло более чем 11:1, а в 2012 г. – 6,7:1. Эти данные показывают, что в Крыму и Севастополе соотношение сторонников и противников проевропейского курса и в 2004 и в 2012 гг. было менее выразительным, чем в Донецкой области, но при этом «европеизация» электорального поля Донбасса протекала интенсивнее, чем на полуострове.
Революция 2014 г. и российское вторжение резко ускорили трансформацию электорального пространства Украины. Особенно показательным был разрыв между числом голосов, отданных на президентских выборах за представителей национально-демократических и пророссийских (в той или иной степени) сил. Однако на парламентских выборах 2014 г. число голосов, отданных за национально-демократические партии, существенно сократилось. При этом и на президентских, и на парламентских выборах 2014 г. за представителей антидемократических сил было отдано примерно одно и то же количество голосов (только в Днепропетровской области они заметно улучшили свои электоральные показатели).
Совокупный результат национал-демократических кандидатов на президентских выборах во многом был обусловлен послереволюционной эйфорией и завышенными социальными ожиданиями. Поэтому при анализе электоральной динамики корректным будет сравнение результатов выборов 2004-2012 гг. не с президентскими выборами 2014 г., а с парламентскими.
На парламентских выборах 2014 г. во всех областях южной и восточной Украины (кроме Донецкой и Луганской) сторонники национал-демократических партий получили больше голосов избирателей, чем условно антиевропейские партии (ОП, КПУ и СУ). Наименьший разрыв между национал-демократами и условно антиевропейскими пророссийскими партиями в 2014 г. обозначился в Харьковской области: всего 20 тыс. голосов. Наибольший разрыв – в Херсонской (соотношение почти 3:1).
Самое значительное сокращение пророссийских избирателей в 2014 г. (на парламентских выборах) по сравнению с 2004 г. наблюдается в Николаевской области (почти в 4 раза!) и в Херсонской области – в 3,7 раза. В Одесской и Запорожской – более чем в 3 раза, в Днепропетровской сокращение – в 3 раза. Наименьшее – в Харьковской (приблизительно в 2,7 раза).
Если сравнить результаты парламентских выборов 2014 г. и «третьего» тура президентских выборов 2004 г., то наибольший прирост голосов у национал-демократических сил по сравнению с 2004 г. наблюдается в Запорожской (+27%) и Николаевской (+18%) областях. В Харьковской области показатели практически не изменились (увеличение по сравнению с 2004 г. всего на 7 тыс.). В Херсонской области число национально-демократических избирателей по сравнению с 2004 г. сократилось на 15%.
В будущем еще возможны некоторое усиление пророссийских партий в результате спада национально-демократической волны 2-го Майдана. Изменение соотношения сил может произойти не за счет роста числа голосов, отданных за пророссийские партии, а лишь благодаря небольшому сокращению числа голосов, которые получат национал-демократы. При этом обозначенная выше социально-политическая и демографическая тенденция 2004-2014 гг. сохранится. Если свертывание пророссийского электорального поля в 2015-2019 гг. будет происходить такими же темпами, как в 2004-2014 гг., то в следующем десятилетии оно уже не будет оказывать на Украину существенного влияния.
Представленный выше анализ электоральных изменений в восточных и южных областях Украины показывает, что демократизация Украины, ее освобождение от российского имперского влияния, советского наследия, коррупции – это поступательный и необратимый процесс. В его основе не только демографические и мировоззренческие изменения в Украине, но и органическая неспособность российской государственности предложить востоку и югу Украины альтернативу демократическим преобразованиям и евроинтеграции.