Дороги и тропы - часть 15. Гностическая альтернатива. Каббала.
Гностицизм развивался в ту же эпоху, что и неоплатонизм, хотя и в другой среде. Между двумя учениями немало общего в том, что касается общей структуры мироздания. Но у гностицизма есть несколько принципиальных отличий. То, что в неоплатонизме называется Ум, Душа, Природа, предстают здесь как чрезвычайно сложные, динамические образования, состоящие из множества сущностей, подробно перечисленных в гностических трактатах.
Идеальный мир Ума в гностицизме называется Плерома и состоит из десятков или сотен сущностей/существ, последовательно эманирующих друг друга. Последний из эонов (соответствующий Душе в её высшем аспекте) эманирует свой свет за пределы Плеромы в хаос/материю (или даже сам оказывается пленником Хаоса). Это событие (расцениваемое как ошибка/катастрофа) приводит к возникновению материального космоса. Таким образом, материальный мир и истинный мир не естественно разворачиваются один из другого и не дополняют друг друга гармонично, но, напротив, предельно разорваны. Результатом эволюции может стать только исправление ошибки последнего эона и возвращение потерянного света в плерому (что, соответственно, будет означать конец материального космоса, пародии на плерому). В результате действий высших сил, направленных на исправление ошибки, между плеромой и материальным миром возникает смешанная, переходная область (мир смешения или Бедности), соответствующая Разумной Душе неоплатонизма. После выполнения своей миссии — завершения сбора утраченного света из хаоса — эта область тоже исчезнет — взойдёт в плерому. Сама же область природы (мир хаоса) не просто отстоит от плеромы, но и активно ей противостоит. Власть здесь захватили астральные и стихийные архонты (почитаемые людьми как боги). Поскольку все они живут за счёт пролитого света, их цель — продлить существование материального мира как можно дольше, удерживая попавшие в него души (свет) в непрерывном круговороте, в рабстве и невежестве. Таким образом, все земные институты (включая религиозные) по сути служат задачам архонтов.
Структура архетипической реальности по гностическим трактатам «Ипостась архонтов» и «Пистис София»:
Гностическое христианство появилось значительно раньше «неоплатонического». В нём Христос был низошедшим в хаос эоном плеромы. Он должен был напомнить пленённым душам о существовании надмирной родины и открыть туда путь. Царствие Божие — это Плерома (точнее сейчас, до свершения времён, — область Смешения). Верховный архонт — князь мира сего (он мог отождествляться, например, с Богом иудеев). Прочие архонты именуются богами или ангелами (силами и властями). Только победив их, можно вырваться за пределы миров хаоса. Это доступно не всем. Люди делятся на гиликов, психиков и пневматиков. Первые — люди, в которых материя-хаос абсолютно преобладает, люди тела и его забот, они интереса для Плеромы не представляют. Психики — люди душевные, носители света, за них и идёт борьба. Наконец, пневматики — люди духа, чаще всего они посланцы миров бедности, прирождённые гностики.
Точные данные о методах, которые использовали гностики, до нас не дошли. Исходя из имеющихся сведений, можно сделать вывод, что в основе пути лежало тайнознание — набор паролей и тайных имён, открывающих двери миров, и, видимо, интеллектуальная медитация на тему высших иерархий и происходящих там трансфизических и метаисторических процессов в сочетании с добродетелью, аскезой и отречением от мира архонтов и его законов. Возможно, суть метода, связанного с именами, иерархиями и трансфизическими процессами, приоткрывает каббала — мистическая традиция иудаизма.
Сходство (хотя и не тождество) с гностицизмом заставляет предположить и близкое время возникновения. В пользу этого говорит и существование нескольких апокрифических Книг Еноха, датируемых рубежом н. э. Однако в законченном виде каббала является только в XIII в. В XVI в. появляется цфатская (лурианская) каббала, о которой мы преимущественно будем говорить, а до того, в XV в., — «европейская каббала», оторванная от иудаизма и ставшая достоянием (и во многом базисом) европейского оккультизма Нового времени.
Ключевые понятия каббалы — миры, буквы, сефирот, парцуфим и клипот. С точки зрения каббалы природа бытия имеет сугубо лингвистический характер, т. е. мир есть текст, аналогом которого служит Тора. Смысл текста создаёт не значение, а уже одно только сочетание знаков — букв и цифр (сефирот), — перестановка которых даёт бесчисленное количество значимых комбинаций.
Сефирот (числа) — это имена Бога или каналы, по которым божественный свет проникает в нижележащие миры. В таблице указано, как сефирот соотносятся с мирами в самом общем приближении.
На самом деле каждый мир сам состоит из всех десяти сефирот. Кэтэр каждого мира совпадает с малхут высшего по отношению к нему мира. Сефирот — десять, но шесть из них для удобства могут обобщённо называться Тифэрет, или Арик Анпин, кроме того, в цфатской каббале вводится ещё одна скрытая сефира — Даат (число остаётся 10, поскольку в этом случае Кэтэр выводится из общего счёта как слишком высокая).
Клипот (оболочки, скорлупы) — это сущности, отсасывающие свет, так что до нашего материального мира не доходит почти ничего. В этом отношении они сродни гностическим архонтам. Космология каббалы также имеет много общего как с гностицизмом/неоплатонизмом, так и с индийскими учениями.
Особый интерес вызывает учение цфатской и европейской каббалы о «процессах», идущих в самом Абсолюте, которые можно соотнести с буддийским учением о мирах Арупалоки.
Эйн Соф — Бог в себе, Непостижимый Абсолют, к которому неприменимы никакие из божественных имён-атрибутов. Эйн — то, к чему неприменима даже категория бесконечности, это частица, означающая отрицание. Эйн Соф — не имеющее предела, формы и даже существования (т. е. не ограниченное существованием).
Начало творения — это Цимцум, «сокращение» Абсолюта, который, ограничивая себя (скрывая), освобождает пустоту — Техиру (как отсутствие, сокрытие Абсолюта) — и эманирует, изливается туда как Абсолютный свет — Эйн Соф Аур.
Сефирот — сосуды/фильтры, наполняемые этим Светом. Свет, распространяясь в виде луча эманации, принимает форму мира Адам Кадмон (Некудим) — Творца или чистого желания творчества как дарения себя (сефира Кэтэр). Адам Кадмон — зримый образ Бога (по образу и подобию которого сотворён Адам).
Мир Ацилут — это эманация Кэтэр. Свет входит туда без искажений, но преломляется, как в гранях бриллианта. Он становится планом творения, источником совершенных программ мироздания. Ему соответствует сефира Хохма (Мудрость) — абсолютное совершенное знание. Нетрудно соотнести его с неоплатоническим Умом.
Малхут мира Ацилут и, соответственно, Кэтэр мира Брия — место пребывания Шехины (высшей) [1] . Это слово означает Силу или Славу Господню, присутствующую в мире, теофанию, манифестацию Бога. Сейчас Шехина присутствует в мире сокрыто, а явлена только на границе миров Брия и Ацилут.
Мир Брия, он же Трон Бога (Меркава), — мир сотворённый (из ничто), Верхний Рай (Ган Эден Эльон), сефира Бина, Источник жизни. В мире Брия уже есть клипот, хотя влияние их невелико. Брия (Бина) — это проводник Света в нижние миры (Беэр Шева) и одновременно система фильтров, ослабляющих свет до уровня им доступного (в исламе это называется «завесы», в индуизме — Майя-шакти). Они дробят единое на многое, вводя коды оппозиций, детализируя и приводя в исполнение план творения. Это источник множественности человеческих душ.
Рубежом является невидимая сефира Даат (Знание). Иногда она понимается как «ложная плерома», поглощающая души мистиков, не избавившихся в восхождении от корыстных устремлений.
Нижележащие миры Ецира и Асия принципиально отличаются своей «повреждённостью». Согласно лурианской каббале, в процессе излияния божественного света произошла катастрофа — семь нижних сефирот-сосудов не выдержали и «лопнули». Их осколки и есть клипот, удерживающие часть света. Исправление мира — тиккун — это полное удаление света из клипот и восстановление прямой связи нашего мира Асия (и сефиры Малхут) с высшими. Именно этой цели служат каббалисты.
Мир как бы пересоздаётся в процессе заново в системе парцуфим — ликов. Каждый из миров имеет пять основных божественных ликов — теофаний: Арик Анпин (долгий лик), Авва (отец), Аима (мать), Зэир Анпин (малый лик) и Малка (или Нукба де-Зэир [2] ), соотносящихся с сефирот: Кэтэр — Арик Анпин, Хохма — отец, Бина — мать, шесть следующих сефирот — Малый лик, Малхут — женская ипостась. Для каббалистов особое значение имели парцуфим мира Брия.
Ецира — это мир ангелов, или Рай (Ган Эден), с ним соотносятся шесть сефирот, частью раздёлённые на правые и левые (милосердия и строгости). Здесь добра и зла (света и клипот) поровну. Но клипот этого мира «качественнее» наших. Это клипа нога, т. е. такие, которые могут принести и пользу. Малхут мира Ецира (и, соответственно, Кэтэр мира Асия) — земной рай.
В мире Асия зла больше, чем добра, и к тому же они перемешаны между собой. Поэтому ангелы мира Асия скорее опасны для мистика. Малхут мира Асия — это наш материальный мир.
В пути восхождения миру Асия соответствует строгое и осознанное выполнение всех 613 заповедей и углубление в Писание, миру Ецира — открытие истинного смысла Торы, интеллектуальная медитация над тайнами букв и сефирот, духовное пробуждение, миру Брия — любовь к Богу, растворение я, миру Ацилут — полное слияние с Богом.
Мистика Каббалы — это скорее мистика «состояний».
«Стоянки» здесь более связаны с аскезой. Так, Рамхаль (XVIII в.) описал десять ступеней «пути праведников» (неплохо соотносящихся с принятыми в мистическом христианстве и суфизме).
1. Тора — изучение Торы и следование всем 613 заповедям.
2. Осмотрительность — постоянный контроль за своими действиями и самоанализ для соблюдения заповедей (прежде всего запретов).
3. Расторопность (быстрота) — следование пути активного добра — усердие и ревностность в выполнении положительных заповедей. Удаление от отдыха и наслаждений. Служение, упование на Всевышнего, равнодушие к ударам судьбы, удовлетворение имеющимся.
4. Чистота. Достигший этого уровня называется «совершенный праведник» (цадик гамур). Полная свобода от чувственных желаний и совершенная ясность в самоанализе. Полная переориентация с мирского на «божественное желание». Чистота от малейшего прегрешения (даже на уровне мысли).
5. Отделённость (отрешённость). Полной отход от наслаждений этого мира, аскеза за пределами запрещённого Законом.
6. Очищение. Исправление мотиваций. Все действия свершаются только ради Творца, все мысли и желания обращены только на Бога.
7. Благочестие (хасидут). Достигший этой стадии называется «хасид». Это итог исполнения предшествующего, включая самое строгое следование заповедям, альтруистическое служение людям душой, телом и имуществом, страх Божий — ощущение предстояния перед Творцом, любовь и страстное устремление к Нему (двекут), радость и веселье в молитве и соблюдении заповедей. Ревностность — беспощадность к врагам Всевышнего и служение интересам еврейского народа. Единство самонаблюдения, целостности мысли и упования на Бога.
8. Смирение. Достигается в результате медитации-размышлении о Величии Бога и собственной ничтожности. Быть смиренным значит бежать почестей и власти, вести себя униженно, терпеть беды и лишения.
9. Страх прегрешения. Состояние самоконтроля сохраняется каждый миг. Праведник руководствуется вопросом, что ещё он может сделать для Бога.
Немецкие хасиды различали следующие ступени двекут:
а) хиштавут, бесстрастие к похвале или порицанию;
б) хитбоненут, созерцание Творения;
в) хитбодедут, пребывание наедине с Богом, уединение, изоляция от мира и мышления, безмыслие, всматривание, самоустранение я, свет покоя;
г) нисхождение святого духа (руах ха-кодеш), достижение присутствия Шехины;
Они имеют более прямое отношение к психопрактике.
В каббале она основана прежде всего на сосредоточении на текстах Торы (причём не на значении текста, а на сочетании букв) и на сефирот (т. е. любое явление интерпретируется как проявление тех или иных сефирот). Далее религиозная практика (выполнение заповедей и прежде всего молитва) дополняется практикой кавваны [3] — интерпретации каждого действия в динамической системе сефирот. Потом каббалист сосредотачивается на собственном теле, визуализируя его как Древо Жизни (Древо сефирот), и таким образом объектом медитации становится любая телесная практика (обыденная жизнь). Непрестанная молитва (точнее повторение отрывков из Торы) вызывает изменённые состояния сознания (что, как и сдвижение точки сборки у Кастанеды, сопровождается световыми и звуковыми эффектами; появляется и эмиссар — голос Торы — или проводник — маггид). Мистик начинает опасное визионерское путешествие через сефирот (в ранней каббале — через небесные дворцы мира Ецира, вершиной путешествия было созерцание Божественного престола-колесницы — Меркавы в мире Брия). Эта практика, видимо, параллельна достижению 5—7 стоянки пути праведников.
Важное значение имеет искусство гематрии — перестановки букв. В силу лингвистической природы духовной реальности именно оно меняет содержание визионерского опыта и характер феноменов сознания.
Достижение состояния мира Брия связано с безмыслием и опытом не-я — хитбодедут [4] .
Практика тиккун — процесс исправления мира — особая форма медитации: сначала достигается её высший уровень, а потом почерпнутая благодать последовательно переносится на низшие уровни (т. е. медитация идёт через систему сефирот по нисходящей). Цель медитации — низведение Шехины в тело и тем самым достижение стадии освящённости.
Большую роль на этом этапе играют лики — парцуфим мира Брия (он визуализируется, к примеру, как «борода» сефиры Арик Анпин [5] , или визуализируется сексуальный союз «малого лика» и сефиры Малхут, малой Шехины).
Достижение Тифэрэт мира Брия — это соединение с Богом как с Возлюбленным. Достижение вершины (Кэтэр) мира Брия — обретение дара пророчества. Вершиной опыта является осознание единства Кэтэр и Малхут (т. е. великой и малой Шехины, высшей и профанической реальности) и познание того, что все души вместе — это и есть Шехина [6] .
[1] В эзотерической мифологии (и не без оснований) уже не раз Шехина соотносилась с Софией гностиков и Мировой Душой. Мир Брия (как сефира Бина) в мифологической символике — Мать, а Шехина упоминается как «исток всякой твари». Бина — активное начало, воплощение божественного плана, идущего из мира Ацилут. Моисей бен Нахман: «10-ый Сефирот называется Шехина — Малкут… Она есть этот мир, Госпожа этого мира, ибо управление этим миром находится в ее руках… Она зовется также «ангел Божий», ибо из нее истекают ангельские существа. Она зовется «Бетэлъ», т. е. Дом Божий. В «Песне Песней» она названа невестой, дочерью и сестрой. Она — «собор Израиля», в котором все собрано. Она — горний Иерусалим и в молитвах зовется Сион, т. е. представление, исполнение, свершение, ибо она — то, через что представляют себя все потенции».
В индуизме Шехине довольно точно соответствует Вирадж (букв. властвующий, лучезарный: Virâj — корень râj — властвовать, сиять) — женское творческое начало, третья эманация Абсолюта, женская сторона Брахмы, совокупность бодрствующих душ. Тело Вирадж — мировое яйцо. Традиционно местом пребывания Вирадж считалась Тапалока.
Шакти — более общее понятие, но в какой-то степени и оно здесь уместно.
В суфизме Ибн Араби условно «мужское» (Разум) и «женское» (Душа в наивысшем аспекте) именуют калам (перо, то, чем пишут) и скрижаль (то, на чём пишут).
В системе миров буддизма соответствующую позицию занимает Великий Брахма — как олицетворение Бога-Творца (вершина Джаналоки) и миры Абхасвара (соответствуют низшему уровню Тапалоки).
Таким образом, можно сказать, что речь идёт о миротворящей энергии в самым высшем аспекте. Для низших миров — это сам Бог-Творец, его предельная манифестация — открытие, присутствие. [назад]
[2] Парцуфим каббалы имеют прямых предшественников в плероме гностицизма, например в Апокрифе Иоанна это Незримый дух, его образ и сила — Протопатор (Отец) и Барбело (женская ипостась), сын — Христос и 12 его эонов, низший из которых — София. [назад]
[3] Гершом Шолем: «Каввана («святой умысел»). В каббале кавванот означают особые мысли, с которыми читают ключевые слова в молитве. Очень часто эти мысли не связаны с контекстуальным смыслом слов и носят мистический эзотерический характер. Каввана может сопровождать выполнение каждой заповеди или чтение любой молитвы. В первом случае она означает сосредоточение мысли на кабалистическом значении каждого действия в момент его совершения. Молитва творится независимо от такого внешнего действия и легко может превратиться в упражнение в технике самосозерцания. Все великие каббалисты — от немецких хасидов до современных мистиков — были знатоками мистической молитвы. Каббала рассматривает молитву как восхождение человека к высшим мирам, как духовное странствие среди высших сфер, целью которого является проникновение в иерархическую структуру и внесение своей лепты в восстановление того, что было расстроено на земле. Предметом молитвы в каббалистической мысли служат лишь внутренние миры и их взаимосвязи. Пользуясь символическим образом традиционным литургическим текстом, молитва повторяет сокрытые процессы вселенной, которые могут в основном рассматриваться как лингвистические по своей природе. Онтологическая иерархия духовных миров раскрывается каббалисту в молитве как одно из многих имен Бога. Это раскрытие Божественного «имени» составляет мистическую деятельность индивидуума в молитве. Он погружается в медитацию или сосредоточивает свой умысел на определенном имени, принадлежащем к духовной сфере, через которую проходит его молитва. В ранней каббале это было название какой-либо сфиры, но в позднейшей, особенно лурианской каббале, это одно из мистических имен Бога. Молитва интроспективна, она не имеет силы действия вовне. По утверждению Лурии, молитва заключается в притягивании духовного Божественного света к буквам и словам молитвенника, чтобы этот свет мог вознестись к высочайшей ступени. По мнению автора Зохара, индивидуум проходит в молитве четыре стадии: тиккун самого себя, тиккун нижнего мира, тиккун верхнего мира и тиккун Божественного имени». [назад]
[4] Примерно соответствует медитации 3-й дхъяны. [назад]
[5] С ним связаны космологические циклы. Когда Арик Анпин закрывает глаза, нижележащие миры исчезают, поглощаются сфирой Бина. [назад]
читать предыдущую часть | оглавление | читать следующую часть |