Роза и Лотос. Собирая цветы духовного возрождения России и Индии ::: Часть II. Лотос (окончание)
Предыдущая часть статьи оканчивалась бегством Шри Ауробиндо во французский прибрежный анклав Пондишери в 1910 году, где он оказался вне досягаемости британских властей, и рассмотрением его ранних “Мыслей и афоризмов”, в которых мы увидели некую новую цельность религиозного сознания, разрешившего для себя проблему зла и теодицеи. В Пондишери он оставался до самой смерти. Шри Ауробиндо - айсберг; его жизнь - верхушка - была бедна событиями, так что можно быстро перечислить их и уйти на глубину.
Вскоре после переезда Шри Ауробиндо полуслучайно познакомился с юристом и интеллектуалом по имени Поль Ришар, что в дальнейшем имело огромные последствия. Ришар был поражен Шри Ауробиндо и спустя четыре года вернулся к нему в обществе своей супруги Мирры Альфасса. Судьбоносная встреча состоялась 29 марта 1914 года. Мирра узнала в Шри Ауробиндо человека, который ранее являлся ей в снах. Между ними установилась связь, которая с годами переросла в неразрывное двуединство. Об их совместном пути будет сказано позже.
Важным итогом второго приезда Ришара в Индию стало решение Шри Ауробиндо издавать религиозно-философский журнал. Изначально планировалась совместная работа, но из-за начавшейся войны Ришар и Мирра были вынуждены вернуться в Европу. В течение последующих шести лет, до новой встречи в 1920 году, на страницах ежемесячника Шри Ауробиндо публикует ряд объёмных прозаических работ, в которых в основном и изложено его учение.
Всё это время продолжалась йогическая садхана. Свой метод Шри Ауробиндо назвал Purna yoga, или по-английски Integral yoga, что означает “Всеобъемлющая йога”, но на русский традиционно переводится как “Интегральная йога”. В 1926 году он осуществил некую реализацию, после чего удалился в уединение. Оно смягчилось в 1938 году, когда после падения и перелома ноги с ним стали жить несколько врачей-учеников. В 1940-м были открыты двери Ашрама, который сегодня насчитывает более 1200 последователей.
5 декабря 1950 года Шри Ауробиндо покинул физическое тело. Об этом событии по инерции говорят как о “махасамадхи Шри Ауробиндо”, т.е. интерпретируют его так же, как уход продвинутых последователей классических направлений йоги. Самадхи есть блаженное, экстатическое созерцание Божества. Экстаз может быть настолько глубоким, что в теле замирают процессы, обычно поддерживающие его жизнедеятельность, - дыхание и сердцебиение. При этом созерцающий оказывается погруженным в транс, т.е. не может воспринимать окружающий мир, двигаться и т.д. По своему усмотрению он может войти в транс, из которого уже не выйдет. Процессы жизнедеятельности в теле полностью прекратятся, оно умрёт, и человек освободится от земного существования навсегда. Этот акт называется махасамадхи, великое самадхи. Смерть Шри Ауробиндо имеет совершенно иной смысл. По словам Мирры, он остался непосредственным участником их работы на одном из ближайших к земному планов бытия. Чтобы получить общее представление об этой работе, необходимо ознакомиться с ключевыми моментами философии Шри Ауробиндо.
Не индийскому читателю нужно прежде всего понять, что через все работы Шри Ауробиндо так или иначе проходит полемика с эскапистскими установками и взглядами на мир как на иллюзию, оказавшимися преобладающими в индийских философских школах. Но, что характерно, она ведется в порядке синтеза, а не антитезы.
Львиная доля текстов посвящена тому, каким образом конечное происходит из бесконечного, временное из вечного, множественное из единого, относительное из абсолютного и т.д. В терминологии Шри Ауробиндо - каким образом “нижняя полусфера бытия” происходит из “верхней”. Постановка проблемы сводится к тому, что если первые члены этих пар берут начало во вторых, то в них, следовательно, заложены соответствующие потенции, сообщающие им смысл и оправдывающие такие способы бытия. Должен также наблюдаться процесс актуализации. Если же связи найти невозможно, то человеческое (как и животное и т.д.) бытие остаётся непостижимым, неосмысляемым, дурным сном, и от него нужно отказаться. Таково индийское “быть или не быть?”.
На страницах книг Шри Ауробиндо эта первичная тема снова и снова обыгрывается во множестве вариаций, нюансов и подходов к разрешению. Мы позволим себе привести пространную цитату, в которой в свёрнутом виде содержится всё:
...Когда, таким образом, мы утверждаем единство Сат-Чит-Ананды, с одной стороны, и отсутствие цельности у разума - с другой, мы противополагаем два полярных начала, одно из которых должно быть ложным, а другое истинным, одно должно быть устранено, а другое - стать предметом наслаждения. Тем не менее, наше существование на земле проходит в пределах разума и обусловленных им формах жизни и физического тела, и если для достижения единого Бытия, Сознания и Блаженства нам следует устранить сознание разума, жизни и тела, то божественная жизнь здесь становится невозможной. Мы должны полностью отказаться от космического бытия как от иллюзии, чтобы обладать наслаждением, целиком погрузившись в Транцендентное. Из этого тупика нет выхода, если мы не найдём связующее звено между двумя полярными началами, позволяющее понять существо каждого из них с позиции другого и устанавливающее между ними такое отношение, которое даст нам возможность достичь реализации единого Бытия, Сознания и Блажества на уровне разума, жизни и тела (“Жизнь Божественная”, книга первая, гл. XVI).
Следующий абзац начинается предложением “такое связующее звено есть”. В этих четырёх словах и заключается весть Шри Ауробиндо. Мы верим, что на своём духовном пути он обнаружил некий экзистенциальный модус, или способ бытия, которому присущи такие свет и динамизм, которые способны на последовательное снятие с человеческой природы всех её ограничений и последующую конверсию нынешнего земного существования в божественную жизнь. Этот способ он назвал супраментальным. Использовались и термины западной и индийской эзотерических традиций: Гнозис и Vijnana; также Сверхразум, Сознание-Истина, Божественное Сознание. Было потрачено немало слов на объяснение того, что стоит за этими терминами, и одновременно подчёркивалось, что адекватная вербальная передача невозможна.
Супраментал есть Существо-Бытие, которое, переходя в состояние полного и определённого о-себе-знания, воспринимает свои собственные истины и стремится к их реализации в пространственно-временном развёртывании своего вневременного и внепространственного бытия (ЖБ, книга первая, гл. XVI).
Иерархия планов бытия и сознания. Шаданакар
Шри Ауробиндо считал, что возникновение на Земле существ, обладающих этим новым сознанием со всеми его возможностями, является закономерной частью метаэволюции - слово из лексикона Андреева, замечательным образом подходящее для обозначения того, чему в основном посвящены работы Шри Ауробиндо. “Процессы, связанные со становлением Шаданакара, составляют метаисторию; связанные со становлением Вселенной - метаэволюцию; познание метаэволюции есть познание вселенское” (РМ II 1). Таким образом, метаэволюционное учение должно помещать метаисторию в более широкий и фундаментальный контекст.
В “Розе” есть интересная фраза: “Различие между духом и материей скорее стадиальное, чем принципиальное” (РМ II 3 1). Мы ухватимся за неё как за связующую нить, позволяющую вскрыть отношения между учениями Андреева и Шри Ауробиндо, поскольку именно такой была одна из его главных философем.
“Дух в своем первичном состоянии, - продолжает Андреев, - не облаченный ни в какие покровы, которые мы могли бы назвать материальными, представляет Собою субстанцию, которую мы не точно, а лишь в порядке первого приближения можем сравнить с тончайшей энергией" (там же). Однако нельзя понимать дух как какую-нибудь субстанцию, сколь угодно тонкую, которая “превращается” в материю, грубея, затвердевая и становясь всё более косной. Это означает натурализм в мышлении о духе и упрощённый монизм в мышлении о субстанции. Дух не субстанция ни в каком смысле, это не что-то, а кто-то, субъект, а не объект. Объектов и не существует, существует лишь объективация, т.е. отчуждение субъектов. Возникновение объектов означает либо возникновение не-Я как такового, либо изменение отношений между Я и не-Я. В индийской философской традиции санкхъя, словарём которой пользовался Шри Ауробиндо, для описания субъект-объектной дуальности используются понятия Пуруши и Пракрити.
Согласно Шри Ауробиндо, природа Супраментала тройственна. Наряду с двумя другими ему присущ “объективирующуй аспект” (ЖБ I XVIII) Prajnana, через который и происходит переход к низшему существованию:
Праджнана вводит основополагающее разделение, образующее парное начало - Пуруша и Пракрити, сознательный дух, созидающий своим видением, и Сила Души, или Природная Душа, выступающая как знание и видение Пуруши, его сознание и энергия. И Пуруша, и Пракрити есть одно сущство, одно бытие, созидающее многообразие форм, воспринимаемых Пурушей как Знание Знающим и как Сила - Творцом. Последнее действие этого всеобъемлющего сознания выражается в том, что Пуруша в сознательном самопростирании своего существа… созерцает целое как нечто отчуждённое для каждой избранной точки зрения и управляет отношениями каждой воплощённой души с другими душами с позиции воли и знания, присущих каждой отдельной форме.
Таким образом дробность и обособленность обретают статус бытия (ЖБ, книга первая, гл. XVIII).
Сравните это со следующим: “Выявляясь вовне, Единый проявляет некую присущую Ему внутреннюю полярность… Истекая во вселенную, божественность сохраняет эту присущую ей полярность; ею пронизана вся духовность и вся материальность вселенной. На различных ступенях бытия она выражается различно” (РМ VI 3). О каких “ступенях бытия” идёт речь?
У Андреева мы находим констатацию их существования, подробное перечисление и колоссальную панораму жизни их локальных формаций, входящих в Шаданакар, а у Шри Ауробиндо - гностическое постижение их сущности, нашедшее выражение в философских и поэтических формах. Очень важно понимать, что Шри Ауробиндо не был “мыслителем”, он скорее был гностиком, jnani. Парадоксально можно сказать, что при чтении его философских работ мы ничего не понимаем. Доля шутки в этом утверждении меньше, чем хотелось бы. Причина - в совершенно радикальном выходе за пределы нормального человеческого экзистенциального и когнитивного модуса, осуществлённом Шри Ауробиндо. По всей видимости, на данный момент нет людей, которым было бы доступно реальное содержание его знания и, следовательно, конечные смыслы, которые он вкладывал в свои слова.
Итак, после возникновения Пуруши и Пракрити в их отношениях происходит поэтапная деградация, или инволюция, приводящая к возникновению определённой последовательности планов бытия и сознания.
Под отдельным планом мы подразумеваем мир или устойчивую систему отношений между Пурушей и Пракрити, между Душой и Природой. Ибо то, что мы называем миром, есть не что иное, как результат универсальных отношений, которые вселенское существование выработало или установило между собой и своим становлением, или, выражаясь точнее, вечным фактом или вечным потенциалом своего существования и силами своего становления (“Синтез Йоги”, часть вторая, гл. XIX).
В “нижней полусфере бытия” Шри Ауробиндо выделяет четыре основных плана: ментальный, витальный, физический и психический, находящийся вне иерархии, образуемой первыми тремя. На каждом из них соответствующий принцип получает возможность полной самореализации, полного проявления всех своих модальностей. Кроме того, ни один из них не является изолированным, имеет место сообщение между ними, давление одного на другой, воздействие присущих каждому из них сил на материал остальных. Давление витального плана на физическую вселенную приводит к возникновению здесь жизни, ментального - разума. Таково объяснение эволюции. “Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло всё, что могло взойти, но взращенное живёт и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным” (Ф. М. Достоевский, “Братья Карамазовы”, гл. “Из бесед и поучений старца Зосимы”).
Но и жизнь, и разум здесь стеснены и ограничены в своём действии, они как бы удушаются инертностью материи. Например, составить представление о могуществе Разума в изначально принадлежащем ему поле манифестации по той деятельности, которую он может осуществить, будучи обусловленным возможностями физического мозга, весьма и весьма затруднительно. Равно и на витальном плане разум и материя выступают вторичными принципами, подчинёнными интересам жизни - неограниченным желаниям и страхам, наслаждениям и страданиям, обладанию и подчинению.
Необходимо вернуться к “Розе” и предпринять попытку конкретизации соответствий между слоями Андреева и планами Шри Ауробиндо. Земля рассматривалась Шри Ауробиндо и Миррой как одна из точек концентрации вселенского процесса. Планы есть нечто универсальное, относящееся к макробрамфатуре. По идее, то же самое верно и для слоёв Андреева (за исключением тех, которые не обладают “космической протяженностью”).
Итак, внутри каждого плана Шри Ауробиндо выделял подпланы. Например, Сатпрем в известной книге “Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания” приводит следующую градацию ментальности (гл. 12, раздел “Планы разума”; также см. ЖБ I XVIII):
- верховный разум;
- интуитивный разум;
- озарённый разум;
- возвышенный разум;
- обыкновенный разум.
Можно предположить, что на базе одного подплана возникают группы (или несколько групп) миров, являющиеся андреевскими сакуалами. Так, подплан верховного разума (overmind) Шри Ауробиндо называет “планом богов”, по его словам, отсюда вдохновляются мировые религии. Это означает, что в Шаданакаре мирами, формирующимися на его базе, являются слои трансмифов, а также сакуала Великих Иерархий и, возможно, Демиургов и Великих Сестёр.
Можно сказать, что Верховный Разум открывает путь к действию сонму Божеств, каждое из которых наделено властью создавать свой собственный мир, способный к взаимодействию, взаимопроникновению и взаимообмену с другими мирами (ЖБ, часть первая, гл. XXVIII).
Как видно из приведённой последовательности, верховный разум представляет собой высшую модальность ментала и вообще высшую модальность “нижнего” бытия, примыкая, таким образом, к супраментальному плану, а если быть точным, непосредственно с ним сообщаясь. В то время как “деятельность энергии Верховного Разума состоит в неограниченной способности разделять и комбинировать аспекты и силы целостного и неделимого всеобъемлющего единства” (там же), в Супраментале “единство вещей всегда и неизменно присутствует как их доминирующее содержимое, как постоянная и открытая созидательная основа целостной гармонии их природы и деятельности” (там же). Вообще
Супраментал, как всеобъемлющее начало, обладает изначальной иситной вещей: и той истиной, которая представляет их как всеединство, и той индивидуальной истиной каждой вещи, которая определяет ей надлежащее ей место и роль в бытии, при этом все индивидуальные сущности гармонично и неразрывно связаны друг с другом. В интегральности Супраментала они пребывают в неразрывном единстве, между ними поддерживается тесное взаимодействие, свободная и полная взаимопроницаемость сознаний (там же).
Продолжая рассуждение, следует предположить, что сферами супраментального бытия в Шаданакаре являются слои выше трансмифов, а именно слои Синклита Человечества, Волн Мировой Женственности, Элиты Шаданакара и Мировой Сальватерры, и что Шри Ауробиндо и Мирра стали первыми в современной истории, совершившими прорыв в эти сферы “с земли”, т.е. ещё будучи воплощёнными в Энрофе. Установить какие-то точные соответствия для миров ниже трансмифов пока затруднительно, хотя представляется правдоподобным, что в восходящем через сакуалу просветления, затомис и сакуалу высокого долженствования посмертии человеческая душа так или иначе проходит лестницу ментальных подпланов от возвышенного до верховного разума.
Далее, витал - это "сознание, исполненное желаний, импульсов и порывов, эмоций и чувств, поисков полноты жизни, обладания и наслаждения; такова его функция и такова его природа; это та часть в нас, которая жаждет жизни и её ощущений ради них самих и не хочет расставаться с ними, даже если они приносят больше страдания, чем блаженства; она способна наслаждаться даже болью и слезами, ибо те являются частью жизненной драмы" (Пиьма о йоге, цит. по А. Е. Величенко, “Тайна йоги Шри Ауробиндо”).
Витальный план является промежуточным между физическим и ментальным. "Желание и удовлетворение импульса является первым законом этого мира абсолютно виталического существования... Его можно назвать миром желаний, ибо такова его принципиальная характеристика... Но так как там, где душа не свободна - а она не может быть свободна, будучи подчинена желанию, - должно быть отрицательное, как и положительное, во всём её опыте, в этом мире имеются возможности не только больших, или сильных, или продолжительных наслаждений, почти невообразимых для ограниченного физического ума, но и возможности одинаково огромных страданий. Поэтому именно здесь расположены низшие небеса и ад, традициями и воображением которых человек запугивал себя с древнейших времён" (“Синтез йоги”, часть вторая, гл. XIX).
Гаввах, эйфос и шавва не что иное, как некоторые витальные энергии, а питающиеся ими существа - витальные существа. Но при этом нужно говорить о витальном и не-витальном гаввахе. Если считать, что после разрушения эфирного тела (концепции тонких тел Андреева) витальные излучения невозможны, то витальными мирами возмездия являются чистилища до Шим-бига включительно. Главными, но не единственными источниками витальных сил человечества являются арунгвильта-прана, стихиали, эгрегоры и уицраоры.
Обратите внимание, что мы обнаруживаем в Шаданакаре Андреева множество адских миров, в которых реализуются отрицательные возможности витального плана, и только один мир, отдалённо напоминающий "низшие небеса", а именно Дуггур, белой вороной выделяющийся среди миров нисходящего ряда: здесь не страдание, а наслаждение, не лишения, а исполнение желаний. У Андреева нет миров, референтных целому пласту человеческой психики, который можно назвать игровым или ролевым. Это означает, что в концепции есть большой пробел, и целую группу миров, реализующую положительные витальные возможности, ещё предстоит открыть. Это не сакуала просветления, в которой душа явно свободна от желания, что не соответствует описанию выше. Сакуала просветления, по-видимому, относится к плану, называемому Шри Ауробиндо психическим (от греч. психея - душа), ибо здесь происходит отдохновение душ между воплощениями. Мы полагаем, что недостающие витальные миры уже в действительности известны сообществу ценителей творчества Андреева как "фантомисы".
Явную проблему создают различные способы ранжирования планов Шри Ауробиндо и слоёв Андреевым. Для Андреева двумя полюсами бытия являются добро и зло, а для Шри Ауробиндо - дух и материя. Поэтому у последнего “нижним” является физический мир. Он представляет собой нечто вроде осадка в стакане мироздания, предстаёт едва ли не самым отчуждённым от Божественной Истины миром почти полной бессознательности и скованности. Андреев иначе организует космос, и его вариант можно назвать каноничным. Энроф - посередине между светлыми “мирами восходящего ряда” и тёмными “мирами нисходящего ряда”. “Наибольшая полнота” мира Планетарного Логоса “связана с высокими слоями атмосферы” (РМ VI 1). Посмертие души определяется тяжестью эфирного тела, которое, будучи откреплённым от физического, увлекается вниз или вверх, “пока не достигнет равновесия с окружающей средою” (РМ IV 2), так что воображаемый центр притяжения расположен “ниже” Энрофа. В восьмом акте “Железной мистерии” Неизвестным “чувствуется колоссальная глубина” при посещении чистилища Шим-Биг.
Но обязательно нужно обратить внимание на момент реверсии, когда в демонических мирах (но не в мирах возмездия) верх и низ неожиданно переворачиваются. Например: “...Монады этих существ всегда находятся высоко в Дигме и Шоге…” (РМ IV 1). Или: “Непрерывная, тысячеобразная, напряжённейшая борьба светлых и демонических сил начнёт приближаться к своей кульминации. Бушуя в десятках слоёв Шаданакара, она вступит в этап безостановочных битв Синклитов, даймонов, ангелов – всех сил Провидения – с невидимыми чудищами, порождениями и союзниками Гагтунгра и Воглеа. Эти порождения будут могучи и невоплотимы в нижних мирах. Но их деятельность в мирах пяти и шести измерений будет проектироваться и в Энроф” (РМ XII 4). В девятом акте “Железной мистерии” “Игва воздевает руки к подземному солнцу - Антикосмосу… Как бы тая на глазах, он начинает своё вознесение заживо на диск подземного солнца”. “Духовные очи немногих людей, проникших в тёмные высоты Дигма” (РМ IV 1), “ещё более высокий демонический слой... многомерный Шог” (там же) - если всё это просуммировать, то демонические миры (но не миры возмездия) тоже окажутся “мирами восходящего ряда”, но восходящими, странным образом, к чему-то, что выглядит противобожественным.
Поэтому единственным надёжным критерием ранжирования миров Андреева является пространственно-временная мерность. Если выстроить их по этому признаку, модель начнёт приближаться к той, которой пользовался Шри Ауробиндо, несмотря на то что даже в этом случае Энроф оказывается не предельным по степени отчуждения от Небес, поскольку Андреев описывает двумерные, одномерные миры, Галактическое Дно без времён и т.д. Дело в том, что и Шри Аурбиндо в действительности различал некую модальность бытия-сознания ещё грубее и плотнее физической, которую называл Подсознательной или Бессознательной. Похоже, на её базе и формируются миры ещё меньшей мерности, чем Энроф.
Индийские чтения о богочеловечестве
Как уже было сказано, согласно Шри Ауробиндо, содержанием земной эволюции является последовательное проявление на физическом плане планов вышележащих. Над ментальным надстоит “супраментальный” план, и ныне пришел его черёд. Но супраментальное проявление на земле будет носить иной характер, нежели витальное или ментальное, поскольку он принадлежит “верхней полусфере бытия”, т.е. несёт в себе всю первозданную Истину и Силу. Если жизнь утвердилась на Земле как поверхностное наслоение на безжизненной материи, и её право снова и снова попирается смертью, если разум существует как тонкий налёт сознания на бессознательной грязи, то супраментальное проявление будет означать тотальное преображение всех земных формаций в их небесные эквиваленты.
Возможным станет не просто проявление божественного сознания на уровне человеческого разума, жизни и тела: божественное сознание сможет, в конечном счёте, перестроить разум, жизнь и тело по совершенному образу своей вечной Истины и утвердить своё царство на земле не только в душе, но и субстанционально. Первая, внутренняя, победа уже одержана на земле - в той или иной мере - если не всеми, то многими. Вторая - трансформация внешнего инструментария - даже если и не была никогда осуществлена в прошлом и у нас нет урока на будущее, хранимого в подсознательной памяти земной природы, то тогда уготовлена человечеству как победоносное достижение Бога в человеке. Наша земная жизнь вовсе не обречена навсегда оставаться неизменным коловращением полумук и полурадостей, сопровождающих наше существование, полное напряженной борьбы и усилий; ей предстоит изведать свершение божественного промысла и познать славу и радость воплощенного на земле Бога (ЖБ, книга первая, гл. XVIII).
Согласно Шри Ауробиндо и Мирре, супраментальное преображение Земли не может произойти мгновенно, как по мановению волшебной палочки. Ему должен предшествовать процесс, заключающийся в самых общих чертах в том, что супраментальное Сознание-Сила будет последовательно нисходить сначала на примыкающий ментальный план, затем - на витальный план и только после этого - на физический, что и вызовет, как мы считаем, смену эонов. В пророчествах Андреева можно усмотреть описание того, каким образом каждая из этих стадий будет отражаться на земной жизни. Действительно, “основная из задач” Розы Мира - “создание в человечестве такого духовного климата, при котором просветление души переживут не сотни и тысячи, как теперь, а миллионы” (РМ XII 1). Человек же есть по преимуществу ментальное существо, а значит, просветление миллионов должно сопровождаться просветлением всей земной ментальной среды (вопрос, что здесь причина, а что следствие, оставим открытым).
Затем в сценарии Андреева происходит просветление некоторых видов животного царства - оно будет соответствовать просветлению витального плана. С одной стороны, обретение сознательности частью животных уже здесь, в Энрофе, будет неизбежным следствием супраментализации глобального витального. С другой стороны, без супраментализации глобального витального, лишь путём дрессировки, воспитания, обучения и т.п. развитие животных до сознательности должно будет занять в сотни раз больше времени, чем “отводится” на это Андреевым. Таким образом, развитие животных можно рассматривать и как самостоятельную задачу Розы, и как один из промежуточных результатов прогрессирующего напора на земной Энроф супраментальной Силы.
После того как будет пройден этот этап, Сила приблизится вплотную к физическому плану в планетарных масштабах. Вся тонкоэнергетическая атмосфера, прилегающая к земному Энрофу, будет постепенно накаляться и меняться, подготавливаемая к нисхождению Планетарного Логоса. Именно этим должно быть вызвано то, что “в природе начнутся необъяснимые явления, внушающие ужас, как предвестия какой-то космической катастрофы, еще не бывавшей и, может быть, завершающей. Только ничтожная горсть устоявших, рассеянных по всем концам земли, поймет эти явления. Они поймут, что свыше двух тысяч лет спустя после Голгофы Планетарный Логос вошел, наконец, в Свою полную силу, достаточную для того, чтобы совершить преображение земли” (РМ XII 5).
Если связь, которую мы прослеживаем, верна, то проливается некоторый свет на процессы, предваряющие “ещё одну, светлейшую трансформу” (РМ XII 5) промежуточных миров, через которую они пройдут в момент схождения Логоса к Земле. Ныне вся светлая часть брамфатуры пребывает в ожидании и уготовлении.
Весьма волнующим является тот факт, что, “по словам Шри Ауробиндо, а он имел ясное видение, чтобы полностью проявилось супраментальное существо… потребуется три столетия” (Сатпрем, “Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания”, гл. 17, раздел “Второй период - тело”). Памятуя о том, что Шри Ауробиндо и Андреев были современниками, сопоставьте это с пророчеством последнего, согласно которому до Второго Пришествия Христа осталось “два или три столетия” (РМ VI 2).
Похоже, что в уста одному из героев поэмы “Савитри” Шри Ауробиндо вложил эсхатологическое пророчество:
...Превзойдены были свинцовые формулы Разума,
Побеждены были препятствия смертного Пространства:
Раскрывающийся Образ показал грядущие вещи.
Гигантский танец Шивы промчался по прошлому;
Там был гром, словно от миров, что крушатся;
Земля была залита огнем и ревом Смерти,
Шумно требующей убить мир, который её голод сделал;
Там был лязг Разрушителя крыльев:
Боевой крик Титана в моих ушах был,
Тревога и ропот сотрясали покрытую броней Ночь.
Я Всемогущего пионеров пламенеющих видел,
Которые поворачивают к жизни через небесную грань,
Приходящими толпясь вниз по янтарным ступеням рождения;
Предтечи божественного множества,
Из дорог утренней звезды они приходили
В маленькую комнату смертной жизни.
Я видел их пересекающими сумерки века,
Солнцеглазых детей чудесных рассветов,
Великих творцов с широкими лбами покоя,
Разрушителей массивных препятствий мира
И борцов с судьбою в ее списках воли,
Тружеников в каменоломнях богов,
Посланцев Несообщающегося,
Архитекторов бессмертия.
В падшую человеческую сферу пришли они,
Лица, что несут еще славу Бессмертного,
Голоса, что беседуют еще с мыслями Бога,
Тела, сделанные светом духа прекрасными,
Несущие магическое слово, мистический огонь,
Несущие чашу Дионисскую радости,
Приближающие глаза человека, более божественного,
Уста, воспевающие души неведомый гимн,
Ноги, будящие эхо в коридорах Времени.
Высокие жрецы мудрости, сладости, мощи, блаженства,
Открыватели залитых солнцем дорог красоты
И пловцы смеющихся наводнений Любви,
И танцоры за золотыми дверями восторга,
Их поступь однажды страдающую землю изменит
И оправдает свет на лице у Природы.
Хотя Судьба медлит в Запредельном высоком
И работа выглядит тщетной, на которую нашего сердца сила растрачена,
Все будет сделано, для чего наша боль была рождена.
Также как в древности, когда человек пришел вслед за зверем,
Этот высокий божественный преемник придет
За человека неэффективным смертным шагом,
За его тщетным трудом, потом, слезами и кровью:
Он узнает, что смертный разум едва лишь смел думать,
Он сделает то, на что не могло отважиться смертного сердце.
Наследник труда человеческого времени,
Он возьмет на себя ношу богов;
Весь небесный свет посетит земли мысли,
Мощь небес укрепит земные сердца;
Земли дела коснутся высоты сверхчеловеческого,
Зрение Земли расширится до бесконечности.
Нетрудно истолковать образы этого фрагмента. Как известно, Шива в индуистской триаде - бог разрушения, и “гигантский танец Шивы” означает разрушение старого порядка, конец завершившегося эона. Он вызывает “гром, словно от миров, что крушатся” (ср.: “И в этот час вздрогнет сверху донизу весь Шаданакар”, РМ XII 5). “Титан” греческой мифологии у Шри Ауробиндо означает вообще “восстающего против богов”, т.е. асура, демона. Титан с большой буквы, вероятно, тот, кого Андреев называл Гагтунгром. Он же “Разрушитель крыльев”, т.е. тот, кто губит души, не давая им взлететь. “Пламенеющие пионеры Всемогущего, поворачивающие к жизни через небесную грань” - это первые братья синклитов, которые воплотятся на новой Земле (РМ XII 5), уже не путём рождения, а неким не известным пока способом (“человеческого рождения... не будет знать второй эон”, там же). Эти “высокие божественные приемники”, приходящие “за человека неэффективным смертным шагом” - “богочеловечество следующего мирового периода” (РМ II 3 2).
Интегральная йога. Интерпретация миссий Шри Ауробиндо и Мирры Альфасса
Николай Бердяев был знаком с некоторыми работами Шри Ауробиндо и считал его “самым замечательным из современных религиозных философов Индии” (“Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого”, гл. II). Но он был много большим. Можно сказать, что он был Божьим алхимиком в лаборатории природы, получившим философский камень, а новая алхимия есть Интегральная йога. Её следует определить как трансформацию индивидуального человеческого существа в точку действия высших творческих мощностей на физический план. Она совершается путём определённой созерцательной (пока не исчезает разница между созерцанием и кинезисом) дисциплины со множеством промежуточных реализаций, решающей из которых является супраментализация сознания и полное овладение теми высшими, супраментальными мощностями. В парадигме “Розы” эту работу едва ли можно истолковать иначе как уготовление Земли ко второму пришествию Планетарного Логоса. На самом деле, в этом состоит наша ключевая идея, и предыдущее изложение было лишь формированием контекста, в котором она может быть правильно понята.
До Шри Ауробиндо и Мирры идеи Соловьёва о всеединстве, призыв Бердяева к активному участию человека в Апокалипсисе и интуиции о богочеловечестве оставались идеями, призывом, интуициями. Совершенно было непонятно, как они могут быть проведены в жизнь. Мы считаем, что без следования по стопам Шри Ауробиндо и Мирры, без того духовного труда, который они назвали Интегральной йогой, без вникания в их мысли, наконец, без той глобальной трансфизической и инфрафизической работы, которую они проделали сами и которую продолжают ныне за пределами этого мира, миссия человечества и подлинные задачи Розы, если только они совпадают, невыполнимы. Фигуры такого масштаба появляются раз в тысячелетие, их значение уникально, и мы не имеем права недооценить их.
Затруднительно охарактеризовать Интегральную йогу, идейное и социальное наследие Шри Ауробиндо и Мирры как аспект Розы Мира, обращённый к индийскому народу. Скорее, индийский народ оказался обращенным к остальному человечеству с собственным провозвестием.
Потому необходимо выдвинуть предположение, что Роза Мира, “как и планировалось”, возникла в 60-е годы XX века, а именно 28 февраля 1968-го - дата основания Миррой города Ауровиля, но не в России, а в Индии. Мы не настаиваем на нём - его подтвердит или опровергнет будущее метаисторическое созерцание, - но указываем на множество фактов, свидетельствующих в его пользу. Если оно верно, то Звента-Свентана родилась в Мэру, Небесной Индии, как дочь демиурга и соборной души Индии, что выглядит вполне возможным. Насколько можно судить по тексту “Розы”, необходимым условием для этого является свобода соборной души народа от державного плена, дабы существовала возможность её соединения с демиургом. Известно также, что “индийский демиург вынужден был пойти всё на тот же роковой шаг всех демиургов, который приводит к рождению уицраора. Но этот уицраор – имя его Авардал – с самого начала инвольтировался из очень высоких миров Света с такою силой, что приоткрывалась даже некоторая надежда на необычайный акт – на его будущее отпадение от демонического стана. Нечто схожее совершайтесь и с Укурмией – юным уицраором Западной Германии, но светлые слои, надстоящие над Индией, были древней и несравненно сильнее. Деятельность Авардала контролировалась демиургом и Соборной Душою Индии” (РМ XI 4). Читатель, знакомый с “Железной Мистерией”, помнит, какую огромную роль в становлении Розы играет обращённый Укурмия, а как видно, ещё большей должна быть роль Авардала.
читать предыдущую часть | оглавление | читать следующую часть |