яблококаждыйпредставляетсебепоразномунеобязательнокаксолнце проект выход сетевой журнал:::::

Дороги и тропы - часть 8. Даосизм.

 

Дао.

Мистическая традиция даосизма, как мощное древо, уходит корнями в глубины шаманской архаики, достигая ветвями небес Рупалоки. Окончательный вариант даосизма, несомненно, испытал и сильное влияние буддизма. Но всё же его особенность – это именно архаичная нерасчленённость мистического, оккультного (магического), философского и религиозного (причём религиозного часто самого архаичного пошиба, "народной религии"). В даосизме нет ничего рационального. Любая оформленность, планомерность, ясность, с даосской позиции, есть подмена сути. Нет здесь и разделения на тело и дух. Дао нельзя познать, его можно только претворить, воплотить в собственной телесности. Здесь нет никакого теизма, даже в намёке, хотя Дао может сколько угодно персонифицироваться и отождествляться с архетипическими персонажами. В конечном счёте, следовать Дао – это и значит превратить мир в собственное тело, а тело уподобить миру ("пребывать в единотелесности").

Даосизм не терпит пафоса, в Дао нет никакого величия, красоты и прочих "божественных" атрибутов, оно уподобляется самому ничтожному в мире, пустотности и отсутствию, оно позволяет всем вещам быть и возвращаться к небытию  без всякого творчества, любви и воли-принуждения. Оно просто основа всего – бытия и небытия, покоя и превращений. Пребывая во всём оно, не пребывает нигде и не отягощает вещи своим присутствием.

Дао (его переводят как "Путь", но более точным переводом будет, например,  "крыша в пути", поскольку "Дао" состоит из иероглифов "голова" и "идти"), в принципе, соответствует тому, что выше было обозначено как "поток" – это незримая сила, несущая всё сущее по пути беконечных превращений, нерушимая неизменность изменчивости, хаос, вечно порождающий космос. Суть даосской практики именно в том, чтобы слиться с Дао, т.е. с единственно вечным в этом мире и за его пределами, и свободно и вольно превращаться вместе с вещами, не теряя непрерывности. Способ, которым действует Дао, именуется "недеяние" (увэй) – абсолютная естественность/спонтанность. Человек, утверждая свою волю (волю эго), действуя целенаправленно и рационально, опираясь на ценностно окрашенные бинарные оппозиции,  "теряет дао" – идёт против потока. Но, и пребывая в бездействии, поток он отнюдь не обретает, поскольку неверные реакции приобретает ещё в утробе матери. Таким образом, для того чтобы действовать спонтанно, естественно, без принуждения, но неодолимо, человек должен сначала стать "настоящим человеком". А для этого надо долго учиться, а ещё больше разучиваться.

 

Даосский путь.

Сравнивая даосизм с другими традициями, можно обнаружить ряд пересечений с тантрическими практиками индуизма и буддизма (причём речь явно идёт об общих корнях, а не о взаимном обмене), алхимией и… практиками тольтеков, описанными Кастанедой1 (здесь параллелей, пожалуй, больше всего).

Первый этап пути связан с овладением медитацией2, включающей практики, подобные шаматхе и випашьяне. После опустошения сознания оно концентрируется на теле – сначала в районе солнечного сплетения, затем в районе переносицы. При этом может происходить визуализация сложной "внутренней географии". В районе ниже пупка находится резервуар жизненных сил. Выше обретается "природный человек", который в результате концентрации начинает пробуждаться (вместе с хтоническими силами).  Концентрация  на переносице (зоне внутреннего наблюдателя) приводит к приоткрытию "небесного (третьего) глаза" (что, в частности, позволяет созерцать свой организм "изнутри"). Стадия эта называется "Претворение пути", а полностью её реализовавший – Человеком Дао.

На втором этапе медитация становится естественным состоянием, которое может быть достигнуто даже в самых неблагоприятных условиях. Здесь становится важной строгая нравственность и воздержание в сочетании с социальным взаимодействием (хотя бы в стенах монастыря). Интенсивно изучаются доктринальные тексты. Практикуются строгие диеты (вплоть до длительного голодания). Медитация направлена на пробуждение  движения малого круговорота энергии в теле.  Тело в даосизме предстаёт как именно энергетическая структура, с неразрывными психо-физическими характеристиками. Внутренняя энергия должна быть скоррелированна с движениями энергий во внешнем мире, прежде всего с суточным движением светил. В результате медитации малого круговорота небесный глаз открывается полностью, озаряя ослепительным светом "тьму миров", происходит и полное пробуждение, а затем смерть "природного человека"3. Последняя проявляется как психоэмоциональные расстройства, вплоть до реального переживания физической смерти. Прошедший через эти врата покидает "Нижний мир" и переходит в "Средний". В сердце у него остаётся странная пустота, как бы "отверстие", которое затем будет служить ему для связи с высшей реальностью. Реализовавший эту стадию именуется сянь (святой, блаженный, небожитель).

На третьей стадии подвижник фактически не выходит из осознанного состояния даже в обычной деятельности (стадия не-медитации). Это стадия полной "интроверсии" и минимизации своего присутствия в мире, овладения даосскими искусствами (например, формирование "тела сновидения" – в даосизме душа инь) и понимания скрытого смысла писания. Она соотносится с Небом, Землёй и Человеком, т.е архетипической реальностью космоса.

На следующем этапе происходит сложнейший процесс алхимической трансмутации, в которой тело уподобляется алхимическому тиглю. Три этапа этого "великого делания" – работа с семенем, энергией и духом.

Семя – цзин ("сексуальная энергия") –  это то, что наделяет "полнотой существования". Путём трансмутации через проведение каналами "большого круговорота" (открываются все энергетические каналы) оно становится чистой энергией – ци. Это "прежденебесная энергия", запас которой ограничен и у обычного человека не восполняется, а только растрачивается в процессе жизни. Дух – это то, что в теистических системах назвали бы теофанией – богоявлением. Для даосов же "энергия ци" становится духом – шэнь.

Энергия в теле входит в космический ритм, микрокосм полностью уподобляется макрокосму.

Тело ощущается пустым, дыхание осуществляется через кожу, в пустоте сердца зарождается и вынашивается божественный зародыш.

Его рождение означает, что отныне подвижник обладает двумя телами, одно из которых бессмертно. Он становится Настоящим человеком и переходит в Высший мир .

Затем, когда подвижник реализует уровень Духовного человека, энергия полностью претворяется в дух.

Если Средний мир – это мир космоса (объединяющий миры видимый и невидимый), то в Высшем мире Дао это сам Хаос, всепорождающая пустота. Здесь действуют в чистом виде силы энергии инь и ян. Это "прежденебесный мир". Единственная оппозиция здесь – между Великим Пределом Космоса и Беспредельным Хаоса.

Для Достигшего Предела исчезает и это различие, он достигает состояния совершенномудрого, пребывающего в нерушимом единстве с Дао в любой его ипостаси. Никакие материальные ограничения для него больше не существуют.

 

Шкала.

стихийный4

Нижний мир

     

эфирный

Человек Дао

Куньлунь

астральный

Средний мир

Человеческий блаженный (сянь)

28 небес (?)

Ленфэн ("гора прохладного ветра")

Земной блаженный (сянь)

Небеса землепашцев (?)

Сяньпу ("висячая площадка")

Небесный блаженный (сянь)

Великая чистота

Обитель Тай-ди и Лао-цзы. Звезда Цзи-вэй

огненный

Высший мир

Настоящий человек (чжэнь жэнь)

Высшая чистота

Обитель Паньгу

разум5

Совершенномудрый, духовный человек (шэнь жэнь)

Нефритовая чистота

тёмный град Сюаньду – нефритовая столица

 

Достигший предела

Небо великих Ло (архатов)

 
 

1Причём о литературном заимствовании речь не идёт, поскольку работы, описывающие эти практики в Китае, вышли в свет уже после выхода книг Кастанеды.     [обратно]

2Благодаря высокой интенсивности практики медитация может иметь характер практически аскетического упражнения.     [обратно]

3Переход в высшую сферу осуществляется через утрату, смерть, исчезновение, которые есть ни что иное как "распрограммирование" сознания, освобождение его от кодов пройденного уровня, и утрата соответствующей этому уровню самоидентификации –  я-идентичности. Т.е. "потерю собственного я", "смерть" путник переживает неоднократно.     [обратно]

4В работе "Восхождение в сферу разума" я выбрал следующую шкалу для описания базовых миров/состояний на пути мистика:

Сфера стихий

Эфирная сфера

Астральная сфера

Сфера огня

Сфера разума (верхняя)

Схема эта, в принципе, ничем не лучше других, но необходима нам как шкала для соотнесения терминов различных традиций. Она неплохо работает, когда необходима детализация мифической (архетипической) космографии, но в соотнесении её со "стоянками" – стадиями мистического пути – необходимо иметь в виду, что последние всегда включают в себя сферу уже пройденную, сферу актуальную и затрагивают сферу вышестоящую, которая проявляет себя как "состояния", т.е. пока что уникальный мистический опыт, прозрение ещё не достигнутого/реализованного, вспыхивающий и гаснущий огонёк маяка.     [обратно]

5Наиболее обширная по охвату из известных мне метрик – буддийская. Она членит мироздание на три громадных области: Камалоку, Рупалоку и Арупалоку. Переведя её на язык теистических архетипов, мы может соотнести их с Божеством в Себе (не творящим), Божеством Творящим (Богом) и Творением.

Все упомянутые выше сферы (кроме верхней сферы разума) будут соотносится с Камалокой.

Мифологически Камалока обычно предстаёт как Мировое Яйцо, где желток Земли окутан оболочками-сферами. Это Космос, сотворённый мир, пребывающий в безначальном Ничто/Хаосе/Вселенском Океане.

Рупалока же – мир более высокого порядка, включающего бесчисленные сферы миров-камалок, являющихся и исчезающих, как пузыри в океане.     [обратно]

 

 

Комментарии на сайте синхронизированы с комментариями на форуме. Вы можете либо оставить их здесь, либо перейти на форум, выбрав пункт «обсудить на форуме» из меню у правого края экрана.
авторизация Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.