Украинский путь в Европу. Не ништяки, а состояние ума
"Вопросы" составлены из реплик в соцсетях, адресованных Симамуре Акинари. Редакция Выхода-Exitum к ним отношения не имеет.
Вопрос: Почему Украина должна была стать свободной в результате заключения экономического договора с ЕС? У Турции он лет 40 уже. Соединенными Штатами она от этого не стала.
Симамура Акинари: Павел, потому что дело не в экономике, а в векторе. Сравнение с Соединёнными Штатами напрашивается, поскольку на данный момент англо-саксонский мир существует в шести (!) экземплярах, а когда-то была только одна империя. И Штаты стали первым англо-саксонским государством вне имперской системы. А у восточнославянского мира, к сожалению, так исторически нехорошо сложилось, нет альтернативного демократического государства. Теоретически исторический шанс был у Аляски, но этот шанс продали. А теперь Украина на эту роль мучительно пробивается. Влияние ЕС скажется в навязывании (да-да!) принципиально иных стандартов к управлению, судопроизводству, полицейской практике, отношениям чиновников со СМИ и т.д. Отрыв от советской имперской системы, вот где ключевой момент. А традиции свободы на Украине очень древние, справятся.
Вопрос: И что, теперь на Украину посыпятся ништяки?
Симамура Акинари: "Ништяки" - то самое несвободное мышление. Европа - это не ништяки, а состояние ума. Исторически Европа почти всю свою историю была весьма небогатым регионом, даже колониальный грабёж плохо помогал. Европу делает Европой совсем не материальное, поэтому и путь в Европу - не за материальным.
Вопрос: Сходный договор подписали Египет и Сирия - еще в 1977. Как это повлияло на "стандарты управления, судопроизводства, полицейской практики, отношение чиновников со СМИ "? Экономический договор - это всего лишь экономический договор. И польза от него либо есть, либо нет - и польза экономическая.
Симамура Акинари: Турция ориентирована на Европу с самого своего зачатия в Конийском султанате. Первые попытки реформ по европеизации - при Мустафе III в середине XVIII века. Отмена рабства - 1882 год, Младотурецкая революция - 1908 год, первая конституция - 1921 год. Цифры, очень близкие к российским. На данный момент Турция - более европейская страна, чем Россия. И гражданское общество там на порядок сильнее.
В Египте первые реформы на западный образец - эпоха Мухаммеда Али, XIX век. Цвета нынешнего египетского флага - это флаг кайзеровской Германии, на которую ориентировались арабские националисты. Я считаю, что все страны Средиземноморья можно (и даже нужно в качестве стимулирующей меры) было бы включать в состав ЕС, и рано или поздно объединение произойдёт, если только ЕС сохранит свой формат - или другой какой-то придумают...
Но у Египта с Турцией нет той ситуации, какая есть у России с Украиной. Представьте себе, что по сию пору существует "больной человек Европы" Османская империя, Египет отделился от неё только 22 года назад, и сейчас у них выбор - ассоциация с ЕС или с "братским османским народом". Ну как? Чувствуете ветерок с площади Тахрир?
Тем более, нужно учитывать особенности национального мифа. В западной части России (будущих Залесской, Ингерманландской и Кёнигсбергской республиках)) понятия "европейского выбора" и "цивилизационного возврата в Европу" - не пустые слова. На Украине это ещё острее. На Западной Украине - остро до надрыва, это как Польши в своё время - идея восстановления государства.
Теперь о Сирии. Ситуация, как раз похожая на украинскую. Бывшая колония Османской Империи, та же ориентация на прусский национализм и т.д. Зверства гражданской войны надо выводить за скобки. В Испании гражданская война была едва ли менее жестокой, а ведь там одна религиозная конфессия! И опять же, на любые попытки Турции, даже современной, постимперской, утвердить своё политическое влияние в арабском мире реагируют крайне нервно. После окончания войны Израиля с Хезболлой встал вопрос о миротворцах ООН. И я помню плакаты ливанцев: "Murders cannot be peacekeepers!" Это в адрес Турции было сказано, такое вот отношение значительной части общества. В Сирии - аналогично. То есть Турция удерживает авторитет в арабском мире за счёт более-менее демократического устройства, развитого гражданского общества, экономики, культуры и т.д., но призраки Высокой Порты всё равно продолжают пугать, в т.ч. сирийцев. И кабы в 1977 г. Турция попыталась продавить отказ от договора об ассоциации...))
Для Египта и Сирии тогда - это был действительно просто экономический договор. Для Украины - важный шаг на пути к членству в ЕС, куда ни Египет, ни Сирия, насколько мне известно, не собирались. Как говорится, почувствуйте разницу.
Вопрос: Есть сомнения, что Украина сможет решить свои проблемы путем заключения экономических договоров с ЕС.
Симамура Акинари:Кто вообще ведёт речь о решении проблем путём договоров? Для Украины вхождение в МИР (подчеркну, не в Европу, а именно в мир, от которого она была отрезана в имперско-советский период) - это не экономический вопрос, а культурный, цивилизационной, духовный. У Вас есть сомнения в европейской идентичности украинцев? С историко-культурной точки зрения - каковы основания сохранять барьеры, отделяющие Украину от общеевропейского пространства? Я не вижу никаких, кроме "разницы давления в двух сосудах", и эта разница устраняется внутренними усилиями и внешними стимулами.
Есть ещё психологический фактор. Наденьте свежую чистую рубашку. И наденьте грязную, взятую из корзины для стирки. Ничего, не умрёте, ну подумаешь, пахнуть будет плохо. А теперь сравните собственное эмоциональное ощущение. Есть разница? Мехи старые и новые.
Если украинцы воспринимают проходную по сути бумажку как ЗНАК, а Вы этого не ощущаете, это говорит только об отсутствии у Вас сонастройки с украинцами.
Так от чего же нисходит благодать? От потоков дармового бабла, об отсутствии коего злорадно напоминают совкофаги, или от стремления к свободе и преодоления барьеров?
А очарование и пафос того, что называют либеральными моделями, вовсе не в частном пространстве и пр. Это всё следствия и проявления. Исходно - это набор христианских идеалов, которые берут исток в Нагорной проповеди и деятельности учеников Иисуса. К сожалению, в наше время европейский духовный импульс местами измельчал и "разменялся" на временные и конкретные задачи. Но всё равно, в общении с европейцами чувствуется фоновая нота вот этого корневого мифа о свободе как естественном состоянии всего сущего.
Свободная Украина и планетарный синтез. Возможности - Дмитрий Ахтырский
А очарование и пафос того, что называют либеральными моделями, вовсе не в частном пространстве и пр. Это всё следствия и проявления. Исходно - это набор христианских идеалов, которые берут исток в Нагорной проповеди и деятельности учеников Иисуса. К сожалению, в наше время европейский духовный импульс местами измельчал и “разменялся” на временные и конкретные задачи. Но всё равно, в общении с европейцами чувствуется фоновая нота вот этого корневого мифа о свободе как естественном состоянии всего сущего.
Увы, никто столько не сделал в последние полтора (минимум) десятилетия для профанации собственных идеалов свободы (особенно христианского подтекста в них) - сколько еврочиновники объединенной Европы. Именно постоянные “двойные стандарты” во внешней политике Европы рождают евроскептиков.
Уважаемый Акинари, я не разделяю Ваш пафос. Я вообще за многополярный мир, за разные “центры цивилизации”, разные модели. Я не считаю европейскую демократию единственной и самой верной и окончательной моделью развития человечества. Что же касается Украины (уже писал об этом) - культурное хождение Украины в европейское поле происходит и без всяких майданов. Что касается вхождения Украины в Евросоюз - в обозримом историческом будущем это НЕВОЗМОЖНО. Стояние на майдане можно понять только как факт общего недовольства людей Системой. Но когда начинают рассказывать о том, что из-за неподписания нынешнего экономического договора Европа не даст нам безвизовый режим - такие речи типичное идеологическое оболванивание, ничем от советского не отличающееся.