#1 Ноя. 5, 2013 22:15:00

Мария Костарева
Зарегистрирован: 2013-07-13
Сообщения: 37
Профиль   Отправить e-mail  

Пейзажные зарисовки: пальмы Баунти сквозь зеркало Клода

На протяжении всей своей истории человек ни разу не посмотрел на природу беспристрастно. 

С древнейших времен до эпохи Возрождения человек ощущал себя отражением природы и виды природы оценить не мог, ибо был ее гармоничной частью.

XVII век считается временем рождения пейзажа как самостоятельного жанра изобразительного искусства. Разочаровавшись в идеалах Возрождения, человек перестал воспринимать себя как гармоничную частицу природы, «исчезло Солнце, и Земля пропала, а как найти их - знания не стало», - трагически поет Джон Донн. Иными словами, когнитивный диссонанс во всей своей красе.

Казалось бы, противопоставив себя природным ландшафтам, можно наконец-то оглянуться и взглянуть на окружающий пейзаж. Однако, старый теологический тезис о невозможности видеть божественный свет никто не отменял. Отсюда негласный запрет на изображение снега и ледников, ибо белый цвет слишком активен и не подчиняется дисциплине унификации цвета, это неприкрытый небесный свет. Путешественники XVII-XVIII веков предпочитают любоваться не природой, а ее отражением в так называемом зеркале Клода, которое создавало иллюзию живописного холста в гармоничной коричневой гамме. То есть из платоновской пещеры выйти, вроде, и хочется, но нельзя. Марсилио Фичино еще в XV веке писал в своем трактате "О свете", что наряду с видимым светом есть невидимый, который из наднебесной сферы нисходит к нам как «сквозь стекло». Вот и получается такая буквальная метафора. Физиологическая неспособность человека созерцать солнце отлично вписывается в эту теологическую теорию.

Итак, хотя первоначально пейзажная живопись развивается под влиянием отражений зеркала Клода, постепенно и в этом жанре появляются безусловные мастера. Вот они-то и формируют видение природы следующими поколениями. Насмотревшись шедевров мирового изобразительного искусства с поправкой на местный колорит, мы восклицаем, глядя на живописный (!) вид: «Этот сосновый лес, озаренный последними лучами солнца, достоин кисти Шишкина» или «Луна как будто с полотна Куинджи». Действительность замещается образами памяти. Такое «присвоение мира для внутреннего использования». Так в чем же дело? Можем ли мы заключить, что они научили нас видеть красоту природы или же такое проецирование знаний о живописи на пейзаж означает несовершенство природы, которое мы пытаемся сгладить сравнением с живописными полотнами? Герой эссе «Упадок искусства лжи» Уальда явно склоняется ко второму варианту: «Искусство являет собой наш воодушевленный протест, нашу отважную попытку поставить Природу на свое место. Чем более мы изучаем Искусство, тем менее нас заботит Природа». 

Розалинд Краусс же считает, что «пейзаж лишь повторяет картину, которая ему предшествует», т.е. первична репрезентация, и лишь на ее основе формируется представление о пейзаже. В своей "Подлинности авангарда" она вспоминает очень остроумный отрывок из "Нортенгерского аббатства" Джейн Остин, в котором взгляд провинциальной героини на природу (что «ясное голубое небо», например, является «свидетельством чудесного дня») сталкивается с видением пейзажа ее более образованных спутников, которые рассказывают ей чуть ли не теорию пейзажной живописи. Под их влиянием юная Кэтрин, конечно же, сама отвергает ранее выбранный для пейзажа вид в пользу более соответствующего. Так происходит интересный процесс: представление о «живописности» вида порождает подходящий вид, он порождает картину и так до бесконечности. Вопрос, что же первично - означающее или означаемое, остается открытым.

С течением времени взгляд на природу изменился не так уж и сильно, разве что теперь формирование представления о красоте происходит под влиянием рекламы. С развитием туризма пейзаж уж точно не может восприниматься беспристрастно. Чистую красоту окончательно уничтожила реклама. На что бы мы не смотрели, читаем скрытый или явный рекламный подтекст. Открытие границ и развитие СМИ парадоксально послужило закрытию подлинного мира. Белоснежный пляж, пальмы и голубое небо отныне никто не назовет выражением красоты, зато провести ассоциацию с навязанным в рекламе шоколадки «Баунти» образом рая совсем несложно. Раньше природные образы «совершенствовала» история живописи, сейчас самые удачные образцы так и просятся на рекламный щит. Всего за два-три века зеркало Клода пережило эволюцию: окно - витрина магазина - экран телевизора/компьютера. Стекло, отделяющее наблюдателя от объекта, снимает возможность соблюдать дистанцию, но и не дает подойти вплотную.

Вокруг оранжерейный Эдем.

Офлайн

#2 Ноя. 6, 2013 10:44:32

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2014-09-23
Сообщения: 64
Профиль   Отправить e-mail  

Пейзажные зарисовки: пальмы Баунти сквозь зеркало Клода

С другой стороны, резервирование рекламой “гламурных” природных пространств открыло глаза на иные реалии, способствовало углублению взгляда, который теперь ищет прекрасное в том, на что раньше практически не падал взгляд.

Офлайн

#3 Апрель 12, 2014 07:43:59

Lyudmila Hrynova
Зарегистрирован: 2014-10-06
Сообщения: 1
Профиль   Отправить e-mail  

Пейзажные зарисовки: пальмы Баунти сквозь зеркало Клода

Может быть, попробовать меньше смотреть рекламы? Чтобы ощущать пейзаж не в её ключе. Да и не в её анти-ключе тоже.

Офлайн

Board footer

Модерировать

Powered by DjangoBB

Lo-Fi Version