#1 Июнь 18, 2015 15:32:56

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

лев толстой и психоделическая революция

 

Лев Толстой - человек будущего. Он - предтеча и волшебное предсказательное зеркало мировой психоделической революции, второго осевого времени, начавшегося в шестидесятые года прошлого века.

Анархист и антиклерикал. Космополит, считающий патриотизм омерзительной манипулятивной идеей, позволяющей властям контролировать подвластное население. Сторонник идеи ненасилия. Вегетарианец и борец за права животных. Вдохновитель идеи свободных коммун. Популяризатор восточных философско-этических учений - в частности, даосизма. Бесстрашный нонконформист, которому не указ ни правительство, ни господствующая церковь, ни общественное мнение, ни "домашние". Обличитель существующих форм культуры и цивилизации за их неестественность и испорченность погоней за властью, славой и богатством.

Если эту характеристику прочтет человек, для которого история началась непосредственно в Сан-Франциско 1967 года, а первобытная предыстория не представляет большого интереса - то он мог бы подумать, что имелся в виду, к примеру, Джон Леннон.

А ведь людей с подобным набором взглядов на рубеже позапрошлого и прошлого веков надо было искать днем с фонарем. Если таковые и были - то были они малозаметными маргиналами. Лев Толстой же сам спустился в подвал и подался в нелегалы - но маргинальность его прогрохотала на всю планету. Матерая глыба, упав в океан ноосферы, вызвала волну, которая понесла флот человеческой эволюции к новым землям.

Революция шестидесятых - сложное явление с большим количеством внутренних противоречий. Таким и подобает быть осевому времени. Поэтому некоторые моменты в мировоззрении Льва Толстого, казалось бы, противоречат основным идеям и даже духу психоделической революции - но на деле подобные тенденции присутствуют и в ней самой. 

Лев Толстой - сторонник "семейных ценностей". Казалось бы. Но это не "духовные скрепы" крымнаша и прочих державников. Для последних семья - это поставщик пушечного мяса для войн "за веру, царя и отечество". А идеальная в представлении Толстого семья вполне вписывается в картину жизни коммун и общин новой эпохи.

Может возникнуть подозрение, что Лев Толстой осудил бы употребление психоактивных веществ. Но кто знает, как бы Толстой оценил познавательный и этический момент медикаментозных и иных практик? Во всяком случае, вполне можно представить Толстого, занимающегося цигуном, йогой, дыхательными практиками. И, что весьма важно и актуально, предостерегающего от суеверий и ксенофилической восторженности, корысти и обрядоверия, свойственным низшему спектру движений New Age.

Сказать, что Толстому были чужда психоделическая идея, интерес к измененным состояниям сознания, к инсайтам - никак невозможно, Стоит вспомнить хотя бы "небо Андрея Болконского": "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!" 

Было бы интересно представить себе Льва Толстого, принявшего ЛСД и совершившего good trip. Какие бы перемены, какие бы трансформации произошли бы с ним? Может быть, произошла бы интеграция его опередивших время идей с его жизнелюбивой эстетикой, которые при жизни не были примирены?

И у меня есть основания предполагать, что если бы Лев Толстой сумел при жизни интегрировать эти два компонента своей личности, то психоделическая революция началась бы раньше более чем на полвека.

 



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Отредактировано (Июнь 18, 2015 15:32:56)

Офлайн

Board footer

Модерировать

Powered by DjangoBB

Lo-Fi Version