#1 Май 17, 2014 09:06:25

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

Аристотель. "Метафизика".

Слово “метафизика” переводится как “то, что за физикой”. Но это не наука о сверхестественном, как многие думают. Это учение о первых принципах бытия и познания, онтологии и гносеологии. Просто в I веке до н.э. Андроник Родосский, составляя собрание сочинений Аристотеля, скомпановал труды по физике, а следующую группу трактатов не знал, как назвать - то ли потерял название трактата (трактат “Метафизика” назывался у Аристотеля “Первая философия”). Ну и назвал, не мудрствуя, “То, что за ”Физикой“.

Платона часто обвиняют в ”удвоении мира“. Меня всегда удивлял этот взгляд. У Платона в итоге один мир - мир идей. Мир чувственных вещей отличен от него только своей иллюзорностью. Как самостоятельного мира, чувственного мира просто нет. Ну так вот, первый, кто представил дело так, словно у Платона два мира - как раз Аристотель. Согласно Аристотелю, мир идей Платона - это мир абстрактных понятий. Но предполагать, что понятия существуют за пределами вещей, просто незачем.

В этом и разница - для Платона идеи (эйдосы) - вовсе не абстрактные понятия. Они живые и сияющие, благие и совершенные. А в целом - Аристотель, видимо, полагал, что чувственная реальность есть действительность, а Платон - что это своего рода сновидение. И путь созерцания идей - это путь пробуждения.

Буду читать и комментировать.


Аристотель критикует Платона за нелогичность. Если общая идея является субстанцией по отношению к частной идее - значит, идея может быть одновременно и субстанцией и не-субстанцией (по отношению к низшим и высшим идеям соответственно). А это противоречие, следовательно - общие идеи вообще не субстанции.

Дело в том, что Аристотель придумал увлекательную логическую игру. Создал для борьбы с софистами систему формальной логики. Описал ее законы. правила - как для шахматной игры. Но он решил, что реальность точно описывается этими законами. Он решил, что его конструктор единственен в своем совершенстве. Вот отсюда такие претензии - что приведение к противоречию согласно его конструктору есть настоящее доказательство неправоты оппонента.


Что можно было бы оспорить у Платона (хотя Платона к системе свести невозможно) - это тезис о большей субстанциальности единого в отношении к многому. Согласно этому тезису ”Я“ оказывается более реальным, чем ”Ты“. (напомню, что субстанция - это то, что существует на самом деле, независимо и необусловлено, суть вещи).

Если Единство как максимально общее есть первосубстанция, то иные идеи, будучи вторичными и содержа в себе начало множественности, будут не-субстанциями в отношении Единого и субстанциями в отношении нижележащих идей. Это противоречие того же порядка, как апория Зенона, в которой опровергается существование движения - один предмет неподвижен, второй движется в одну сторону с одной скоростью, третий - в другом направлении с другой скоростью. Выясняется, что каждый предмет движется сразу с двумя скоростями. Чего, по Зенону, быть не может. Масло масляное - а мир отношений есть мир относительности. Да, предмет и движется, и покоится. Вещь может быть и субстанцией, и не-субстанцией одновременно. Сущность (субстанция) Прекрасного - Благо. Но Прекрасное - сущность, присуствующая в вещах, которые мы видим как красивые.

А если Множественность равнодостойна Единому - проблема снимается в принципе. Благо в этом случае не умаляется от спуска. Идея собаки не менее блага, чем идея млекопитающего.

Аристотель концентрирует внимание на родо-видовой структуре. Именно абстрактные понятия (”каракатица“, например - люблю я их, как некоторые читатели могут помнить) для Аристотеля являются ”формами“. Именно о них он говорит перво-наперво. Но, на мой взгляд, ключевыми у Платона являются идеи качеств, не имеющих полного предметного воплощения. Собаку мы можем встретить на улице или завести дома, а вот Прекрасное по улице не ходит. Оно всегда остается качеством.

О подлинном вообще стоит рассуждать как о вероятном. Идея - это образец, идеал, объект для медитации. Идея человека - это своего рода ”Повесть о настоящем человеке". Это объект медитации, которая ведет нас по пути совершенствования.

Но - зачем нужна такая медитация, если человек есть нечто преходящее, если он станет сверхчеловеком, а в результате процесса теозиса может стать богом? Тогда лучше бы медитировать на предельном - на идее Единого (она же - идея Блага), на идеях божественных качеств.

А вот зачем. Нам нужно хорошо представлять не только вектор нашего пути - к благу. Но стараться осознать наше текущее положение - хоть оно и текуче, плохо определимо (если определимо) и в той или иной степени иллюзорно. Нужно понимать свою проблему. Чтобы помочь себе и другому, надо знать, какими свойствами мы на данный момент обладаем. Каковы наши способности, болезни, ограничения.

Проблемы родо-видовых идей:

Они носят в основном прагматический характер. Они дают возможность реагировать по алгоритму. Вот приближается тигр. И человек, опознав тигра, ведет себя сообразно его общей информации о всех тиграх. Таким образом, реальность может профанироваться. Вместо беспредельного количества цветов появляются семь или пять, к примеру. Есть ли некие первоцвета, из которых образуются все остальные - вопрос. Очевидного ответа на него нет. Это проблема дискретного и континуального, а также статического и динамического.

Как индивидуальности внутри вида соотносятся с самим видом? Многие эллины полагали, что текучее невозможно изучать. Можно изучать постоянные принципы течения. Таким образом, если родо-видовая система текуча, то она не может быть изучена.

Таким образом, переоценка значения родо-видовой системы может привести к болезни вечной попытки схватывания мимолетного. Попытки остановить поток, заморозить реальность. Раз движущееся трудно изучать, надо его остановить. Неважно, что тем самым мы будем изучать не совсем то, что хотели. Неважно, что разрезанная на части лягушка уже не является лягушкой. Труп - это не живой объект. Можно искать предмет не там, где потерял, а под фонарем.

Итак - первой проблемой является соблазн редукционизма, упрощения, распада на “квадратики”, понижение степени разрешения экрана. Мир чистой континуальности - мир без понятий или мир их бесконечного множества. Или одновременно. Бесконечно малое понятие не имеет объема, это точка в системе координат.


Еще одно возражение Аристотеля против теории идей Платона: теория Платона бесполезна для познания вещей, ничего не дает. Но Аристотель имеет в виду именно чувственные вещи. Он утверждает, что Платон попросту дублирует своими “идеями” чувственные вещи. Но это верно только когда речь идет о идеях чувственно воспринимаемых объектов, ту самую родо-видовую систему. Действительно, идеальная собака не существует. Нелепо стремиться к тому, чтобы стать идеальной собакой, идеальной березой, идеальным человеком. Это текучие, изменяющиеся вещи. Отсюда появляются нелепые стандарты “настоящего мужчины”, “настоящей женщины”, “настоящего человека”. Но существуют качества, которые не бродят вокруг нас. Можно совершенствоваться в сострадании, в красоте выражения, в тонкости восприятия. Но к этому стремятся и мужчины, и женщины, и, допускаю, собаки. Понятия же “мужчина” и “женщина” внеэтичны, неидеальны по определению.

Единую реальность можно разделить на два неопределенным множеством способов, возможно - бесконечным множеством. Поэтому бинарность мужского и женского ограничена. Виды же сформировались в не-идеальном мире борьбы за существование, поэтому нелепо говорить об их идеальности.

Существуют свойства. Идеальные свойства. Лошади прекрасно бегут, но, в отличие от кошек, совсем не прекрасно падают. те самые свойства, которые помогают им бежать, могут за счет инертности и ригидности помешать им падать.
Совершенное существо - как даос, способный трансформироваться в любую форму.

Можно представить себе идеального повара, но не идеального человека. Конечно, эта идеальность тоже распадется на множество нитей совершенствования. Разные техники.

Особо проблемны с этической точки зрения искусства нападения и защиты. Искусства ведения боя.

Идеальный повар, идеальный предприниматель - это чистые функции, роботы. Таковы “идеальные типы” Вебера. Он им очень удачно дал имя. Это именно платоновские идеи. Вебер, по существу, опровергает Аристотеля. Его идеальные типы именно что помогают познавать. Вот только идеальный предприниматель - не идеальное существо. Свойство извлечения прибыли должно быть уравновешено другими качествами. Идеальный предприниматель внеэтичен. Это категория падшего несовершенного мира, в котором есть недостаток в чем-либо.


ПРОДОЛЖАЮ ЧИТАТЬ МЕТАФИЗИКУ:

Загадка движения. По мнению Аристотеля, досократики не умели его объяснить.



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Офлайн

#2 Май 18, 2014 02:01:31

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

Аристотель. "Метафизика".

Аристотель отождествляет “материю” с “женским”, а “эйдос” - с “мужским”. Иллюстрирует так: “женское оплодотворяется одним совокуплением, а мужское оплодотворяет многих”.



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Офлайн

#3 Май 18, 2014 10:01:04

Тихий дон Диего
От: Острова слоёного смысла
Зарегистрирован: 2013-08-11
Сообщения: 531
Профиль   Отправить e-mail  

Аристотель. "Метафизика".

пуруша - пракрити

Офлайн

#4 Май 20, 2014 13:35:46

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

Аристотель. "Метафизика".

Спор Аристотеля с Платоном глубоко въелся в европейскую мысль.

Платон говорил об анамнезисе - припоминании как пути познания.

Аристотель же против идеи врожденного знания:

“… Если бы оказалось, что нам такое знание врождено, то нельзя было бы не удивляться, как же остается не замеченным нами обладание наилучшим из знаний”.


Аристотель в некоторой степени прогрессист. Уже второй раз в 10-й главе “Метафизики” он утверждает, что философия до него была “слишком молода”. “…Похоже на лепет то, что говорит обо всем прежняя философия”.



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Отредактировано Митя Ахтырский (Май 20, 2014 13:38:52)

Офлайн

#5 Май 20, 2014 13:45:37

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

Аристотель. "Метафизика".

“Ясно во всяком случае, что имеется некоторое начало, и что причины существующего не беспредельны - ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду”. Доказательсва приводятся - но это не доказательства.



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Офлайн

Board footer

Модерировать

Powered by DjangoBB

Lo-Fi Version