• Начало
  • » Разное
  • » Проявления имперского сознания в русской культуре [RSS Feed]

#1 Апрель 9, 2014 23:27:21

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

Это большая тема, нуждающаяся в специальном раскрытии. Здесь можно собирать для нее материалы. Для равновесия можно открыть ветку “Преодоление имперского сознания в русской культуре”.

Вот удивительное и неожиданное стихотворение Иосифа Бродского “На независимость Украины” (1994):

“Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
”время покажет Кузькину мать“, руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
То не зелено-квитный, траченный изотопом,–
жовто-блакытный реет над Конотопом,
скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.
Гой ты, рушник, карбованец, семечки в полной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.
Скажем им, звонкой матерью паузы медля строго:
скатертью вам, хохлы, и рушником дорога!
Ступайте от нас в жупане, не говоря – в мундире,
по адресу на три буквы, на все четыре
стороны. Пусть теперь в мазанке хором гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть – так сообща, путь выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще.
Прощевайте, хохлы, пожили вместе – хватит!
Плюнуть, что ли, в Днипро, может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
кожаными углами и вековой обидой.
Не поминайте лихом. Вашего хлеба, неба,
нам, подавись мы жмыхом и колобом, не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.
Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом?
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзолом.
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Это земля не дает вам, кавунам, покоя.
Ой да Левада-степь, краля, баштан, вареник!
Больше, поди, теряли – больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза –
нет на нее указа, ждать до другого раза.
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса”.



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Офлайн

#2 Апрель 10, 2014 02:51:40

Белгородский
Зарегистрирован: 2013-08-04
Сообщения: 158
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

Я в свое время прокомментировал это стихотворение:
http://rozamira.pw/viewtopic.php?f=109&t=508&p=19999#p24484

Офлайн

#3 Апрель 10, 2014 03:17:03

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

Спасибо, Михаил, прочитал. Но немного поспорю. Это стихотворение - не единственный случай проявления имперского сознания у Бродского. Он, как я читал давеча, свысока высказывался о чехах, к примеру. И разошелся на тему об империи и Достоевском с Миланом Кундерой.



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Офлайн

#4 Апрель 10, 2014 08:53:27

Яков
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 479
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

Митя Ахтырский" post=3693
у Бродского. Он, как я читал давеча, свысока высказывался о чехах
Посмотрел. Раньше не знал. Нет он вроде не “свысока высказывался о чехах”, а только Кундеру назвал “чешским быдлом”, обидевшись за Достоевского.
Похоже, Бродский был яростный шовинист русской литературы. Т.е. несомненный руссколитературный имперец. При полном политическом либерализме, глобализме, интернационализме, космополитизме и т.п.
Вообще-то, все наши пятеро величайших мастеров слова всех времен и народов (Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский и Толстой) при всей своей невообразимой гениальности были те еще гражданские личности. Т.е. часто очень сомнительные и глупые (относительно литературной гениальности, разумеется). Имперскость и квасной патриотизм наиболее присущий им дефект (кроме Толстого - у него были другие дефекты)

Имхо эту тему надо было начинать с “Клеветникам России” Пушкина и продолжить «КОНСТАНТИНОПОЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАШ» Федор Михалыча (Дн-к писателя, нояб. 1877)

Отредактировано Яков (Апрель 10, 2014 08:54:05)

Офлайн

#5 Апрель 10, 2014 09:22:37

Александр
От: New Jersey, USA
Зарегистрирован: 2013-06-27
Сообщения: 879
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

ИМХО все эти гении были (перефразируя С. Лема) “гораздо более несносны, чем этого требовала их гениальность”. Хотя должен сказать слово в защиту Александра Сергеевича. Всё же он находился под тяжелейшим давлением не только абстрактной “метадержавы”, но и Николая Первого ЛИЧНО. А что касается “Клеветников России” и “Бородинской годовщины” - гениальных поэтически, но совершенно мерзопакостных этически (недаром нынешние “патриоты , включая ”яблочников" - бывших и настоящих - явно поднимают их на щит), то они направлены не столько против поляков, сколько против западноевропейских НАРОДОВ, но не правительств. В частном письме Вяземскому он восхищался мужеством польских повстанцев http://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1831_37/01text/1831/1598_410.htm .

И. Бродский никогда не был моим героем. В личной жизни он бывал весьма мелок. А Гоголь и Достоевский - вообще “ниже плинтуса”.

И вообще, требованиям андреевского “морального минимума” ИМХО большинство литературных гениев не удовлетворяет ни в малейшей степени, как это ни прискорбно.



Злобно врущее зловрейство, хамской наглости привычки –
Нынче звать “гуманитарий”!.. Я беру его в кавычки.
Разве он – гуманитарий? Без кавычек – он свинья,
Шмаровоз на холуятне русофобского вранья!

ЮННА МОРИЦ

Отредактировано Alexander (Апрель 10, 2014 09:25:32)

Офлайн

#6 Апрель 10, 2014 09:54:59

Александр
От: New Jersey, USA
Зарегистрирован: 2013-06-27
Сообщения: 879
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

Но, строго говоря, основная претензия к гениям русской литературы состоит даже не в невыполнении ими требований “морального минимума”, а, выражаясь в андреевских терминах, в том, что своим имперско-националистическим шовинистическим угаром они “отравили тот духовный поток, исходящий от” России, а также в том, что во многом именно благодаря им Россия уже 200 с лишним лет рассматривается народами как “тираническая угроза человечеству”. Ибо “если таковы сливки, то каково молоко”.



Злобно врущее зловрейство, хамской наглости привычки –
Нынче звать “гуманитарий”!.. Я беру его в кавычки.
Разве он – гуманитарий? Без кавычек – он свинья,
Шмаровоз на холуятне русофобского вранья!

ЮННА МОРИЦ

Отредактировано Alexander (Апрель 10, 2014 12:25:45)

Офлайн

#7 Апрель 10, 2014 10:37:57

Яков
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 479
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

Alexander" post=3699
Но, строго говоря, основная претензия к гениям русской литературы состоит даже не в невыполнении ими требований “морального минимума”, а, выражаясь в андреевских терминах, в том, что своим имперско-националистическом угаром они “отравили тот духовный поток, исходящий от” России, а также в том, что во многом именно благодаря им Россия уже 200 с лишним лет рассматривается народами как “тираническая угроза человечеству”. Ибо “если таковы сливки, то каково молоко”.
Имхо ровно 200 лет назад на Венском Конгрессе Россия не рассматривалась народами как “тираническая угроза человечеству”, Позже во времена рев-ций 1848 и польских восстаний - возможно. И вообще, 200 лет назад Лермонтов только родился, Гоголь был младенцем, а Пушкин отроком, не говоря об остальных. Как можно на них возлагать ответственность за отравление духовного потока?
И мне кажется все гении человечества не были были этически безукоризненными, независимо от национальности. Не стоит к ним с эдакой меркой подходить. “И был убийцею создатель Ватикана”.

Офлайн

#8 Апрель 10, 2014 12:24:02

Александр
От: New Jersey, USA
Зарегистрирован: 2013-06-27
Сообщения: 879
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

До Пушкина были и Г.А. Державин, и М.В. Ломоносов, и И.А.Крылов, да и В.А. Жуковский постарше Пушкина, да и мало ли ещё кто… А на Венском Конгрессе НАРОДЫ представлены не были, были представлены ПРАВИТЕЛЬСТВА, а к ним даже в “Клеветниках России” никаких претензий нет…

А что касается заграничных гениев-вестников, то Вы правы: Ч. Диккенс ничем не лучше Ф.М. Достоевского - такой же имперец, жидоед и вообще пренеприятнейшая личность. Да и остальные - далеки от требований элементарного “этического минимума”.

Кстати - совершенно в тему последняя статья Валерии Ильиничны в Грани.ру http://grani.ru/opinion/novodvorskaya/m.227610.html .

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ СИНХРОН!!! Воинстину, “если звезды зажигают - значит — это кому-нибудь нужно?” ©…



Злобно врущее зловрейство, хамской наглости привычки –
Нынче звать “гуманитарий”!.. Я беру его в кавычки.
Разве он – гуманитарий? Без кавычек – он свинья,
Шмаровоз на холуятне русофобского вранья!

ЮННА МОРИЦ

Отредактировано Alexander (Апрель 10, 2014 15:17:28)

Офлайн

#9 Апрель 10, 2014 15:34:40

Александр
От: New Jersey, USA
Зарегистрирован: 2013-06-27
Сообщения: 879
Профиль   Отправить e-mail  

Проявления имперского сознания в русской культуре

Для тех, кто грани.ру читать не может (их блокируют):

Врожденное вырождение
Валерия Новодворская, 10.04.2014

В 1925 году Игорь Северянин написал: “Вернуться в дом Россия ищет троп”. Некоторые эмигранты, которых пустили обратно в СССР, приняли свое возвращение в виде трофеев сталинской пропаганды за возвращение России к человеческим устоям и к нормам Российской империи. А так ли эти нормы были хороши?

Понятно, Империя Зла – черная дыра, антимир, и пусть от него не останется камня на камне. Только что на наших глазах кремлевское антивещество соединилось с крымским колорадским антивеществом и обездолило Украину, а количество глубоко народного колорадского антивещества в России, выражающего свой колорадский восторг по поводу аннексии Крыма, зашкалило то ли за 80, то ли за 90%. И очень хочется хоть куда-нибудь вернуться.

А есть ли куда? Вспомните 1991 год. Как мы метались, как пытались пробиться назад через ужас советской истории, ища хоть какую-то точку опоры, хоть какую-то кочку в нашем болоте. Мы всерьез подбивали клинья к остаткам семьи Романовых, пытаясь восстановить даже монархию, пока граф Кентский не заявил достаточно резко, что никто из царской семьи на эту работу с “золотым парашютом” в виде Ипатьевского подвала не пойдет. Мы согласились с “Патриотической песнью” Глинки в качестве гимна, хотя нас всегда тошнило от “Ивана Сусанина” и от “Боже, царя храни!”. Мы откопали триколор, постаравшись забыть, что в 1905 году под ним ходили погромщики, помня лишь то, что это российский флаг, от Петра I.

Но, освежив в памяти некоторые особенности “тюрьмы народов”, после крымской трагедии начинаешь понимать, что возвращаться на старое пепелище Российской империи тоже не дело. Российская империя цепко держалась за свои “приобретения”: Кавказ, страны Балтии, Украину, Среднюю Азию, Польшу, Беларусь и Финляндию. И не было ни НАТО, ни ПАСЕ, ни ОБСЕ, ни ООН. И некому было делать нам замечания. При этом не только государь император, но и культурное русское общество проявляло возмутительное равнодушие к праву завоеванных народов на национальную независимость.

В конце советской эпохи стало стыдно Анатолию Приставкину - и он внес свой вклад в искупление нашей вины перед чеченским народом (“Ночевала тучка золотая”). В эту же тему привнесли свое покаяние кинематографисты: Сергей Бодров с “Кавказским пленником” и Абдрашитов и Миндадзе с “Временем танцора”. Владимир Маканин добавил свой роман “Асан”. На польскую тему талантов уже не хватило. Не будем же мы считать своим покаянием то, что писали белорусы: Василь Быков и Владимир Короткевич. Леонид Бородин совершил героический поступок, показав в одном из своих рассказов если не героизм ОУН и УПА, то хотя бы мерзость злодеяний НКВД в Украине, что теперь называется ее “освобождением”.

А в Российской империи с покаянием было глухо. Самый смелый, честный и достойный декабрист Михаил Лунин служил в начале 20-х годов XIX века в Польше под началом великого князя Константина и не видел в этом ничего предосудительного. Пушкин по поводу подавления восстания 1830-1831 годов написал ужасное стихотворение, из-за которого Литва убрала в литературный музей его памятник с вильнюсского бульвара. И возразить на это было нечего. “О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?” – как раз это сейчас отвечают Западу путинские пропагандисты. А дальше начинаются угрозы. Я прямо слышу Дмитрия Рогозина или одноименного Киселева. “Вы грозны на словах – попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постеле, не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая, стальной щетиною сверкая, не встанет русская земля?” И чем отличаются 1831 год и великий поэт от года 2014-го и жалких писак, подмахнувших лакейское письмо Путину по поводу аншлюса Крыма?

Туда же и Тютчев. Два великих поэта как сговорились. “Так мы над горестной Варшавой удар свершили роковой, да купим сей ценой кровавой России целость и покой!” И оправдания вполне современные: “Грозой спасительной примера державы целость соблюсти, славян родные поколенья под знамя русское собрать”. А кто дал такое право Москве? Слушайте речь Путина и слово Тютчева: “Сие-то высшее сознанье вело наш доблестный народ – путей небесных оправданье он смело на себя берет”. Гореть нам всем в аду за такую смелость.
В 1863 году та же картина. Герценовский “Колокол” читался русским либеральным обществом (и даже престолом) взахлеб. Тираж был минимум 2,5 тысячи экземпляров. Но Герцен поддержал польское восстание – и тираж упал до 500 экземпляров. Либералы встали на сторону имперскости! Польшу поддержали только студенты-нигилисты. И это стало их первой претензией к Александру Освободителю.
С Кавказом было не лучше. Очень многие декабристы добывали себе там прощение и офицерский чин: Кривцов, Голицын, Лихарев, Назимов, Одоевский. Понятно, разжалованные не выбирают, но они не роптали, не возмущались отношением власти к горцам, не оставили стихов или прозы в их защиту. В праве России на Кавказ не усомнился никто - кроме Льва Толстого в “Хаджи-Мурате”. Но вот в “Кавказском пленнике” он еще на стороне завоевателей. Служили на Кавказе Жилин и Костылин… Нормально.

Нотка сопереживания прорезывается у Лермонтова: “Велик, богат аул Джемат, он никому не платит дани; его стена – ручной булат, его мечеть – на поле брани. Его свободные сыны в огнях войны закалены; дела их громки по Кавказу, в народах дальних и чужих, и сердца русского ни разу не миновала пуля их!”. Если бы все Гаруны, все черкесы и чеченцы, начитавшись Лермонтова, не “бежали в страхе с поля брани, где кровь черкесская текла”, а бились до последнего, понимая, что русский царь – “супостат”, то не видать бы нам Кавказа как своих ушей.

Александр Освободитель не помешал в 1861 году повесить бесспорного героя Чечни Байсангура Беноевского, в 1864 году – подавил польское восстание, вот реформы и не пошли впрок, вот жандармы и поссорили царя с молодежью, вот либерализм и нигилизм и общались с помощью виселиц и бомб.

А образованное офицерство в лице лермонтовского Печорина было не лучше лермонтовского же Грушницкого. Ни Максим Максимович, ни Печорин не сомневались в своем праве служить на Кавказе, красть несовершеннолетнюю Бэлу, соблазнять ее, потом думать, куда бы ее деть (не жениться же на дикарке), а если бы бедняжку не убили, ей бы топиться пришлось. Такие вот герои лермонтовского времени, совсем не лишние люди: все такие были.
Россия и погибла-то из-за того, что на краю могилы белая армия не хотела расстаться с империей: Колчак отверг помощь Маннергейма (цена – независимость Финляндии), Юденич не был пропущен к Петербургу (цена – независимость Эстонии).

Нам придется возвращаться в Новгород до его завоевания Москвой в 1478 году, в Новгород, который никогда никого силой не присоединял. Наша история стала злокачественной с XV века, когда вместо Золотой Орды возникла Московская. Если мы не изменим свой генетический код, нам конец. Лучше жить в виде генно-модифицированной страны, чем не жить вообще. Спросите у покойной Вавилонской империи.

Валерия Новодворская, 10.04.2014



Злобно врущее зловрейство, хамской наглости привычки –
Нынче звать “гуманитарий”!.. Я беру его в кавычки.
Разве он – гуманитарий? Без кавычек – он свинья,
Шмаровоз на холуятне русофобского вранья!

ЮННА МОРИЦ

Отредактировано Alexander (Апрель 10, 2014 15:35:57)

Офлайн

  • Начало
  • » Разное
  • » Проявления имперского сознания в русской культуре[RSS Feed]

Board footer

Модерировать

Powered by DjangoBB

Lo-Fi Version