#1 Янв. 6, 2014 07:57:22

Дмитрий Ахтырский
Зарегистрирован: 2013-06-26
Сообщения: 1040
Профиль   Отправить e-mail  

Догматико-традиционалистские системы (ДТС)

Сначала хотел написать текст на конкретную тему — какие проблемы возникают у человека, который пытается честно мыслить, оставаясь в пределах своей догматическо-иерархической традиции. Поводом послужило высказывание во многом уважаемого мной клирика РПЦ Георгия Митрофанова:

«Г.М.: Некоторые церковные силы пытались воздействовать на нашу синодальную комиссию с тем, чтобы мы предложили прославление царской семьи по формуле «Великомученники от жидов умученные». Но наша комиссия не пошла на поводу у этих мракобесов.
Интервьюер: А что, есть и такая формулировка для святых?
Г.М. Такую предлагали. Считали, что убийство было ритуальное. Оно ритуальным не было, и мы показали это в своих документах, которые послали на Собор".


Налицо был уход от прямого ответа на вопрос, нежелание отвечать. Практически очевидно, что Митрофанов не мог позволить себе ни ответ «да, ни ответ «нет». Ответ «да» мог бы вызвать к нему дополнительные вопросы — какие святые вошли в святцы с подобной формулировкой, признает ли Митрофанов их канонизацию законной, а если признает — то считает ли, что формулировку следует видоизменить. Ответ «нет» был бы прямой ложью. Что заставляет человека так изворачиваться — захотелось прояснить ситуацию с формальной точки зрения.

Но в результате тему пришлось существенно расширить. Первоначально она должна была называться «Этическая и интеллектуальная коррозия сознания под воздействием догматико-традиционалистских структур». Но затем я осознал необходимость построения некоей общей формальной теории функционирования феномена, которое я в первом приближении назвал «догматико-традиционалистской системой» (в сокращении — ДТС).

Имел я в виду вначале «идеальную» (в веберовском смысле слова) ДТС, но по ходу дела решил рассматривать и варианты «смягченных» ДТС. Прошу высказывать свои соображения - и, если возможно развить мои мысли и указать на несообразности. Написанное мной ниже — только заготовки. Начинал я текст, имея в виду идеальную ДТС, по ходу дела стал рассматривать и смягченные типы (по ходу дела сменились задачи — поэтому текст, естественно, будет перерабатываться).


Основные принципы догматико-традиционалистской структуры:

1. ДТС позиционирует себя в качестве существующей вне пространственно-временного континуума, она является полной и окончательной истиной, данной непререкаемыми авторитетами.

2. Высказывание, согласно которому авторитетный источник ошибался, является в рамках ДТС неприемлемым.

3. Утверждение точки зрения, противоречащей авторитетному высказыванию, является для адепта ДТС спланированной акцией враждебных истине сил.

4. Если авторитетные высказывания противоречат друг другу, то для адепта ДТС возможны несколько вариантов реагирования:

а). Полное игнорирование противоречия.
б). Указание на сверхлогическую природу противоречия (наиболее творческий конструктивный вариант реагирования).
в). Построение иерархии авторитетности, в результате которой одно из противоречащих друг другу высказываний оказывается более авторитетным, чем второе.
г). Предпочтение одного из противоречащих высказываний из тех или иных прагматических соображений. Часто сопровождается полным умолчанием об альтернативном высказывании.

Варианты б) и г) являются проблемными для адепта ДТС, так как могут ставить под сомнение ДТС в целом. Вариант б) рождает возможность формирования синтетических высказываний, примиряющих противоречия — но сами эти синтетические высказывания оказываются или вовсе не подкреплены авторитетными высказываниями, или подкреплены высказываниями авторитета низшего (по сравнению со степенью авторитетности противоречащих высказываний) порядка. Вариант в) может в глазах «ведомых» поставить под сомнение авторитетность и тех высказываний авторитетов второго порядка, которые не противоречат высказываниям высших авторитетов.

5. Непосредственный опыт является истинным свидетельством в той степени, в которой он соответствует авторитетным высказываниям — а также в той степени, в которой он был получен в результате методик, рекомендованных авторитетами. Таким образом, ДТС вечно подтверждает сама себя.

6. ДТС репрезентируется для «ведомых» авторитетной иерархической социальной структурой, носителем «высшего знания» здесь и сейчас. Высшие («ведущие») звенья этой иерархии формируют низшие этажи структуры, кооптируя в свои ряды достойных с ее точки зрения «ведомых» адептов. ДТС формально является сочетанием системы догм и авторитетов с поддерживающей их иерархической структурой.

7. Существует неснимаемое противоречие внутри ДТС — противоречие «древних авторитетов» и актуального авторитета ныне существующей структуры, позиционирующей себя носителем, хранителем и провозвестником истины, легитимирующей свое существование и властные притязания утверждением своей тождественности с ДТС.

Это противоречие может порождать и время от времени порождает «ДТС-революции» различного рода и масштаба. Трансформации ДТС можно рассматривать в каждом конкретном случае и как рождение новой ДТС, и как вариацию «дореволюционной».

8. Трансформации ДТС происходят в результате:

а). Смены высших авторитетов. Если авторитеты меняются полностью, революцию нельзя считать полной, если сохраняется в существенно неизмененном виде структура иерархии-носителя ДТС. Если меняются и высшие авторитеты, и структура (такое возможно прежде всего в результате внешнего деструктивного по отношению к сложившейся ДТС воздействию, или же в результате вызревшего внутри прежней ДТС «революционного образования») — скорее всего, прежняя ДТС воспроизведет себя (возможно, в несколько видоизмененной форме).

Если меняются авторитеты, а структура сохраняется прежней, то возможно формирование альтернативной ДТС, которая мыслит себя как тождественная ДТС до смены авторитетов.

Смена авторитетов внутри ДТС может происходит различными путями. «Возвращение к корням» и «изменение небесного мандата». Носителями перемен в ДТС процесс может восприниматься по-разному — и как осознанная смена ДТС в целом, и как выявление «зерна», и как «возвращение и истокам». Трансформации могут идти и по пути ужесточения ДТС, и по пути «размывания» и «преодоления» ДТС — причем как конкретной ДТС, так и ДТС-сознания в целом.

9. Значение стыков различных ДТС. Могут вести к конфронтации, обособлению, уничтожению противника — или к другим, синкретическим или синтетическо-интегральным результатам, к релятивизму, к сочетанию релятивизма и телеологизма.


Далее надо поговорить о различных видах «реформ», «революций» и вообще трансформаций ДТС.

Беседа на эту тему - здесь:



Особое мнение профессора Арчибальда Мессенджера

Отредактировано Митя Ахтырский (Янв. 6, 2014 09:11:19)

Офлайн

Board footer

Модерировать

Powered by DjangoBB

Lo-Fi Version