Latest posts on Дороги и тропы - часть 4. Возвращение верхом на быке. topichttps://exitum.org/forum/topic/238/2013-11-21T18:58:21+00:00Материалы на сайте :: Духовные пути :: Дороги и тропы - часть 4. Возвращение верхом на быке.
2013-11-21T18:58:21+00:00ondatr46178<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;"> </span></p>
<p> </p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"> </p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><strong><span style="line-height: 1.3em;">Цветы вдоль дороги</span></strong></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><strong><span style="line-height: 1.3em;"> </span></strong></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Именно на этой стадии становится эффективны практики, с которых в наши времена многие собираются начинать.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Джняна, бхакти и тантра идут параллельными путями.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">На буддийском пути здесь становятся возможными три завершающие стадии концентрации (с 7 по 9 ):</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">7. полное умиротворение – достаточно сесть, чтобы войти в саматху,</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">8. полная сосредоточенность – искусность в випассане – исследуемый объект удерживается в фокусе сколь угодно долго, проникновение в сущность,</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">9. самадхи – полная умиротворённость, невесомость, прозрачность, абсолютная непринуждённая сосредоточенность, лёгкость духа.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Состояние приходит спонтанно и самопроизвольно и не утрачивается полностью и после выхода из медитации.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Далее обычно происходит переживание шуньи (восприятие мира как смены мимолётных сновидений) и состояния не-я.</p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">В энергетических ("тантрических") практиках начинается реальная работа: сновидение, работа с тенью, открытие каналов, обмен энергией с миром – деревьями и травами, с Землёй, со звёздами и светилами… Открытие каналов – процесс достаточно болезненный, но затем вызывает яркие экстатические переживания. Восстановление свободного обмена энергией с миром приводит к осознанию его единства и собственного единства со всем сущим. Достигается и эффект саматхи и затем самадхи. В этом случае более распространено не "спокойное самадхи", а "экстатическое", связанное с переживанием блаженства.</span></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Происходит постепенное "открытие духовного зрения" – неожиданное знание предстоящих и прошедших событий, видение других миров и "сияния", "прозорливость", в случае энергетических практик – определённые "сверхъестественные способности", вроде тех, которые демонстрируют мастера боевых искусств. В практике тольтеков – это феномен "видения".</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Ослепительный "духовный свет, озаряющий 10 000 миров" или "ослепительный свет изначальной пустоты" означает достижение уже следующей стадии.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">На пути бхакта это будет "великий свет Любви", Богоявление. Ему предшествуют "экстатическое самадхи" – состояния "восхищения", "опьянения". В православной традиции – фаворский свет.</p>
<p style="text-align: justify;"> </p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><strong>Поток</strong></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><strong> </strong></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Ощущение потока – неслучайности событий – воли Господней всё ярче проявляется в сознании и опыте мистика. Патологический вариант этого ощущения, как и видения, хорошо известен и неоднократно клинически описан – голоса, отдающие приказы, ощущение непрестанного контроля со стороны, параноидальная оценка событий, неизменно выстраивающихся в соответствии с единственной схемой, – теорий заговора, ощущение избранности (особого покровительства Господа, например). Поэтому столь неизменно популярны психиатрические теории мистического опыта.</span></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Вот что говорит по этому поводу Дон Хуан у Кастанеды:</span></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">"А что происходит с людьми, у которых точка сборки потеряла свою жесткость? – спросил я.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">– Если они не воины, они думают, что начали терять рассудок, – сказал он, улыбаясь. – Так же, как ты в свое время подумал, что начал сходить с ума. Если же они воины, они знают, что становятся безумными, но они терпеливо ждут. Ты знаешь, что быть здоровым и здравым означает, что точка сборки неподвижна. Когда она срывается, это значит буквально, что ты чокнулся.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Он сказал, что для воинов, у которых сдвинулась точка сборки, открыты две возможности. Одна состоит в том, чтобы признать себя больным и вести себя, как сумасшедший, реагируя эмоционально на те странные миры, свидетелем которых ты становишься из-за этого сдвига. Другая – оставаться бесстрастным, незадетым, зная, что точка сборки всегда возвращается в свое исходное положение.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">– Ну а что, если точка сборки не вернется в свое исходное положение? – спросил я.<br class="kix-line-break"/>
– Тогда эти люди потеряны, – ответил он. – Они либо неизлечимо безумны, поскольку их точка сборки не может собрать тот мир, который мы знаем, либо становятся несравненными видящими, начинающими свое движение в неведомое."</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">В данном случае значительно лучше, когда с этим феноменом встречается мистик, уже достигший ясности и отрешённости. Но часто это происходит намного раньше. В некоторых случаях вся жизнь мистика проходит под знаком рока.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">В древнеегипетской Книге Мёртвых упоминаются два пути, ведущих через тьму Дуата. Первый путь сухопутный – через плотины, со стоящими на них заставами, второй водный – через огненные реки.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Первый путь – путь знания, роста осознанности и самоконтроля. Второй путь способен пройти лишь тот, кто полностью отдался на волю течения. Для того кто не достиг ясности, этот путь может быть ужасающ и требует абсолютной веры, поскольку течение обтёсывает его эго, обычно волоча по камням. Этот путь абсолютно иррационален, поскольку человек чаще всего не осознаёт смысла своих действий, как Муса в коранической притче не осознаёт смысл видимо-безумных действий Хызра. Цель такого мистика –стать совершенным орудием в руках Провидения, максимально отрешившись от собственной воли, даже если путь ведёт его через преступления и разрушение собственного мира и мира вокруг себя. Часто он заканчивается жертвенной смертью. Символом этого пути может считаться Авраам или Жанна д'Арк.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Эти два пути сохраняют своё различие и за порогом "лунной сферы".</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Они могут быть и не столь драматичны. Так, в буддизме два пути описываются как "опора на собственные силы" и "опора на силу другого". Во втором случае ищущий полностью передаёт инициативу и право действия высшей силе, его задача – максимально самоустраниться, отрешиться от собственной воли, собственного эго. Чаще всего это путь бхакта (не важно, христианского, исламского или индусского). Но и здесь есть различие между пассивным "бхакти котёнка" и "бхакти обезьянки", самостоятельно цепляющейся за шерсть матери.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Означает ли это, что путь "опоры на собственные силы" с этим потоком не знаком? Ни в коей мере. Но здесь поток чаще безличен и воспринимается как сила, энергия, "воля", дао – космический ветер, несущий всё сущее. Ему бесполезно противостоять, но можно создать "собственный ветер", выбрать те потоки, которые надувают твои паруса, тем более, что цель – главная цель странствий по пути. Чем точнее (что означает "минимально личностно-аффектированно") твоё действие, тем выше вероятность того, что мир отзовётся и дорога приведёт к цели.</p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;"> </span></p>
<p style="text-align: justify;"><strong><span style="line-height: 1.3em;">О действии</span></strong></p>
<p style="text-align: justify;"><strong><span style="line-height: 1.3em;"> </span></strong></p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">Надо заметить, что параллельно йогической практике и созерцанию мистик на этой стадии обычно активно действует и "в миру". Эта "двухосновность" практики характерна для большинства традиций. Именно социальный опыт является настоящим "пробным камнем" подлинности опыта духовного и завершает/дополняет его.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">По словам дона Хуана (Кастанеда): "Если видящий способен добиться своего, имея дело с мелким тираном, то он определённо сможет без вреда для себя встретиться с неизвестным и даже выстоять в столкновении с непознаваемым. – Обычный человек, – продолжал дон Хуан, – расположил бы эти три утверждения в обратном порядке. Тогда получится, что видящий, способный остаться самим собой в столкновении с неизвестным, гарантированно может справляться с мелкими тиранами. Но в действительности это не так. Именно из-за такой ошибки погибли многие великолепные видящие древности."</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Две составляющие пути тольтеков – сновидение и сталкинг – как раз соответствуют созерцательному и социальному аспектам мистического пути. Причём сновидение – это способ сдвигать точку сборки, а сталкинг – закреплять её в новых позициях.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">На буддийском (махаянском) пути две необходимые составляющие – мудрость и сострадание.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Мудрость – созерцательный аспект, сострадание – социальный. Мудрость без сострадания бессильна, сострадание без мудрости слепо.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">На описываемой стадии происходит "открытие корней благостыни" – способность к неэгоцентрированной деятельности на благо живых существ. Она, в частности, служит необходимым противовесом часто сокрушительному опыту осознания пустоты и релятивизации ценностей.</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">В христианской мистике деятельность нужна, чтобы нести людям свет, почерпнутый в созерцании. Бог приходит и уходит, чтобы дать человеку возможность действовать, выполняя его волю. Человеком движет любовь (включая принятие страдания за Бога), смирение (склонение перед тварью), сострадание (страдание страданиями твари) и нахождение в страдании и смирении высшего покоя и удовлетворённости.</p>
<p style="text-align: justify;"><span style="line-height: 1.3em;">В индуизме (брахманизме) была разработана целая система, получившая названия карма-йоги – незаинтересованного действия.</span></p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;">Это действие в соответствии с долгом (дхармой), проводимое со всей возможной эффективностью и безупречностью, но с внутренней отрешенностью от результатов (отказ от плодов). Это действие совершается как жертвоприношение Абсолюту. В идеале, актор вообще не действует от себя, воспринимая совершаемое как часть Потока ("гуны вращаются в гунах").</p>
<p dir="ltr" style="text-align: justify;"><strong style="line-height: 1.3em;"> </strong></p>