яблококаждыйпредставляетсебепоразномунеобязательнокаксолнце проект выход сетевой журнал:::::

 

1

Есть немалые основания полагать, что Вселенная развивается в некоем направлении. От элементарных частиц к атому, от атома к молекуле, от молекулы - к звёздам и планетам, от них - к простейшей жизни. Простейшая жизнь становится многоклеточной, и так далее - к человеку. И человек развивается дальше - от дикости ко всё большей осознанности. 

Итак. Есть некое течение, поток, в соответствии с которым развивается вселенная. Этот поток проявлен и в нашей конкретной жизни. 

Некоторые наши поступки ему противоречат; некоторые же, наоборот, ему соответствуют. Если мы, исходя из собственных желаний, начинаем двигаться в направлении, противоречащем потоку, то тратим непропорционально много сил и в конце концов неизбежно получаем не то, к чему стремились. Назначая себе цели, мы достигаем их вполне только в том случае, если вектор движения к ним совпадает с потоком.

Поступки, противоречащие потоку, неизменно оказываются в большей или меньшей степени разрушительными. 

Бывает и так, что мы попадаем в разлив или тихую заводь, в которой течение почти не ощущается. В этом случае, начав энергично двигаться, мы рискуем либо выплыть неизвестно куда, либо оказаться в стремнине обессиленными. В таких случаях от нас требуется терпение и безупречность.

Следовать потоку - величайшая радость из доступных человеку. Будь ты кем угодно - от президента до простого дворника - если ты следуешь потоку, жизнь твоя полна чистой радости.

Сначала человек следует потоку, исходя из рассудочных положений и правил, на ощупь, но постепенно он обретает чувство потока, оттачивает его, доводит до совершенной тонкости. 

Мастером потока является тот, кто не отделяет себя от потока. Для кого уже нет "я", отдельного от "потока" и кто полностью соответствует ему, не сопротивляясь течению ни на мгновение, ни одним, даже малейшим, шевелением воли.

2

Нужно, видимо, уточнить, что рассуждения по поводу направления Потока довольно спорны и скорее предположительны. Кроме того, Поток на самом деле никакой не поток, поскольку нет ничего, что бы двигалось куда-то. Просто при соприкосновении с ним иногда возникает ощущение своего рода потока и анизотропии сил.

У Потока нет признаков. Можно лишь примерно обозначить вектор, который приближает нас к познанию Потока. Ни в коем случае не призываю также определять Поток по чувству радости или по каким-либо ещё признакам. Чувствовать Поток - это скорее сродни искусству. Очень трудно (если вообще возможно) определить критерии. Скорее, можно сказать, что Потоком (ощущением Потока) не является. Можно, видимо, более или менее точно определить те изменения в сознании, которые происходят, если человек следует в Потоке.

Поток - это не путь и не некое абсолютное благо. Это просто таковость. 

Есть много разных уровней переживания Потока.

Самый простой и живой пример, который я встретил в жизни - один человек, который работает шофёром уже лет сорок. Так вот, он мне сказал примерно следующее:

- Всё случается в своё время. Никогда не нужно суетиться и пытаться сделать всё быстрее, чем оно идёт. Всё всё равно случится в то время, в какое должно и это не изменить. А если пытаешься изменить, всё получается только хуже.

Затем он привел множество примеров из своей богатой практики. Его жизнь, связанная с постоянными дальними поездками, сделала его стихийным даосом. И он действительно всегда попадает в Поток - и всегда всё с ним получается наилучшим образом. Он при этом далеко не святой, но очень добрый человек. Но при необходимости может быть железно-твёрдым.

Другой аспект его жизненной философии - всегда поступать по совести. При этом он может, скажем, стибрить немного товара из перевозимого им груза, проявляя чудеса изобретательности, но при этом никому не дай Бог навредить. И так далее. Это чувство правильного в нём работает очень чётко.

Но если говорить о полном слиянии с Потоком, то такой человек, в определённом смысле, идёт, не оставляя следов. Он идёт, не возбуждая в людях ненависти (страсти и т.д.) и не ненавидя (не испытывая страсть и т.д.) сам. В полной прозрачности и соответствии Потоку, единым с ним. Поток это и есть Бытие - и штука в том, что всё уже в Потоке и ничто не вне Потока. Можно противоречить Потоку изнутри нашей жизни, но невозможно противоречить ему, поскольку он включает всё и принимает всё - и всё равно в нём.

Мир не мудр и не совершенен и не не мудр и не не совершенен. Он просто есть. Мудрость и совершенство - человеческие понятия, проистекающие из "немудрости" и "несовершенства".

3

А вот - взгляд на Поток с иной стороны. С буддийской точки зрения, Поток - это не больше и не меньше, чем карма. 

Бытие можно представить как непрерывную смену мгновенных вспышек ничего-в-ничём, каждая из которых нераздельно, но не жёстко обусловлена (без возможности проследить непосредственный передаточный причинно-следственный механизм) всеми предыдущими и последующими вспышками. Элемент неопределённости здесь вносится как квантовыми процессами, так и сознанием, которое, развившись до определённого уровня, способно творить новую карму, а не только страдательно переносить уже существующую.

Если перейти на уровень интерпретации, в котором фигурирует величина "индивидуальный поток сознания", то можно сказать, что человек может: 
- подвергаться влиянию несотворённых им ("его" потоком индивидуального сознания) причин и следствий, 
- подвергаться влиянию сотворённых им причин и следствий, 
- производить новые причины и следствия посредством актов волеизъявления. 

Совокупность всех этих взаимосвязанных причинно-следственных потоков мгновенных вспышек ничего-в-ничём можно представить как Поток, который, имея некую результирующую, создаёт впечатление развития или "подталкивания" в определённую сторону.

Течение Потока должно ускоряться и становиться всё более явным по мере эволюционного развития сознания. В том числе должна ускоряться и эволюция. Имеется в виду, что с развитием сознания (сознающих существ), грубо говоря, от коацерватных капель к человеку, возрастает "плотность кармы", поскольку её начинают уже не только отрабатывать, но и производить. А значит, "потоки кармы" становятся более интенсивными и организованными. Это выражается и в том, что общее развитие системы (в какую бы то ни было сторону, т.е., условно говоря, скорость истории) ускоряется. 

Однако вполне представимы и последующие периоды уменьшения "плотности кармы" в связи с "откатом уровня развития сознания". Т.е. эволюция как "возрастающий" процесс совсем не бесспорна. Вполне может быть, что это синусоида, скажем. Согласно буддийской космологии, наша вселенная - одна из бесконечного множества.

4

В Потоке - мириады струй. Предопределённость в какой-то степени есть лишь внутри той или иной струи. Просто определённая логика событий, последовательность причин и следствий. Но мы можем перескакивать из струи в струю, меняя свою жизнь и себя, переходя в новую последовательность. Видимо, это специфическая особенность человека, следствие появления у него способности к саморефлексии. 

Как перескочить в другую струю? С помощью поступков. Нужно поступать соответствующе той новой струе. Сначала будет определённое сопротивление, но потом оно вдруг исчезнет: ты перешёл в другую струю Потока, теперь это твоя жизнь. Впрочем, исчезает это сопротивление лишь в том случае, если ты движешься согласно с целым Потоком. 

Некоторые струи дальше, некоторые ближе. В некоторые попасть труднее, в некоторые легче. В некоторые струи нам попасть из нынешнего нашего положения почти невозможно или придётся приложить очень много усилий. Но, тем не менее, альтернативы есть почти всегда - особенно когда течение струи становится тише.

5

В сновидении бывают прорывы в восприятие Потока - точно так же, как и во время бодрствования (конечно, со своей спецификой). Тогда мы видим особенные сновидения, оставляющие следы в нашем сознании. Они полны света (в сновидении - вполне буквально) и сознания.

Приближению к Потоку и слиянию с ним прямо учат мистические традиции, хоть и называют эти практики и состояния по-разному (и затрагивают разные аспекты этого процесса). Кроме того, в разных традициях этот момент отрефлексирован в разной степени и занимает в их путях различные места. 

Окончательное слияние с Потоком в дхармических религиях называют просветлением (в буддизме, в частности, это состояние анагамина). В суфизме же это называют бака, что значит "отсутствие, угасание". Имеется в виду отсутствие "яшности", ложного "я". 

Но процесс приближения к Потоку стадиален, и мистик начинает его чувствовать задолго до окончательного слияния.

 

Оригинал - в ЖЖ автора

 

Комментарии на сайте синхронизированы с комментариями на форуме. Вы можете либо оставить их здесь, либо перейти на форум, выбрав пункт «обсудить на форуме» из меню у правого края экрана.
авторизация Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Александр
25.09.2014, 16:49
Олег Павлов
Есть немалые основания полагать, что Вселенная развивается в некоем направлении.

Велик и могуч русский язык. Как много можно выразить любой фразой, и как много можно скрыть за неопpеделённостью. У кого есть эти “немалые основания?” Что автор считает Вселенной? (мнения могут разными). Кем Вселенная развивается (сама собой или кем-либо, бесконтрольно или по некому плану, и если по плану, то насколько жёсток этот план)? Что означает слово “развивается” и чем понятие “развитие” отличается от понятия “движение”?

Движение от элементарных частиц к человеку как движение к большой осознанности? Это ещё как сказать? Разве элементарные частицы не обладают жизнью и разумом? Даниил Андреев разве согласился бы?

Олег Павлов
Другой аспект его жизненной философии - всегда поступать по совести.

Все люди ВСЕГДА поступают по совести, просто совесть у разных людей разная. Кто-то торгует наркотиками, следуя совести (он ведь материально помогает семье, а судьба покупателей ему безразлична). Кто-то зачищает территорию от коренных жителей, убивая , насилуя, спаивая и грабя “туземцев”, обеспечивая своему потомству “жизненное пространство,” a потом благодарные потомки слагают поэмы о его “благородном и отважном сердце”, которое, “будучи ведомо самим демиургом, закрепило за его сверхнародом пространство между метакультурами.” А кто-то истребил миллионы людей, пытаясь обеспечить “своей расе” “блаженство всемирного владычества”, поступив по своей совести.